Лексико-грамматические игры и упражнения
Л. Н. Смирнова
Логопедия в детском саду.Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с.
Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога.
Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития.
В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель).
© Смирнова Л. Н., 2004
ГЖ\1 5-86775-110-4 © «Мозаика-Синтез», 2004
Предисловие
Если ребенок в возрасте 4—5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах.
Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.
Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста — вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.
Данное пособие является результатом многолетнего опыта работы и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей.
Достижению подобного результата способствует:
• игровой характер речевых упражнений;
• коррекционно-развивающий характер речевого материала;
• •тесная связь речи и познавательных процессов;
• использование малых форм фольклора.
Изложенный в пособии практический материал рассчитан
на работу в течение всего учебного года (30 недель). Блок упражнений на неделю составлен с учетом определенной темы. Занятия должны проводиться ежедневно в течение 15—25 минут и иметь исключительно игровую форму.
Работа ведется по следующим направлениям:
•лексико-грамматические игры и упражнения;
•развитие связной речи;
•сенсорное развитие;
• работа над звуковой стороной речи;
• физкультминутка-логоритмика.
Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер и ориентирован на успешную компенсацию психоречевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у малышей.
Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют богатый опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал при подготовке к занятиям.
Это пособие составлено с учетом рекомендаций методик С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой, Р. А. Беловой -Давид и др.
Тематический цикл «Игрушки»
(первая неделя)
Дети должны усвоить:обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед
детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.
• « Что делают игрушки ?» Составление сложных предложений с союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:
Кукла лежит, а ежик стоит.
Робот стоит, а мишка сидит.
Машина едет, а самолет летит.
Мячик скачет, а шарик висит.
Гномик прыгает, а кукла спит.
• «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания.
Логопед выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).
• «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.
Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
• «Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
кукла — куколка,
матрешка — матрешечка,
мяч — мячик.
•Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
Развитие связной речи
• Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.
«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»1.
1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.
Сенсорное развитие
• «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
• Выполнение инструкций логопеда.
— Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
— Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
— Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
— Работа над звуковой стороной речи
•«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...
• «Повтори чистоговорки»
Бик-бик-бик — кубик;
бан-бан-бан — барабан;
ла-ла-ла — юла;
лет-лет-лет — самолет;
на-на-на — машина;
ка~ка-ка — куколка;