Условия эффективности психологического профессионального отбора.
Психологический профессиональный отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений (реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования). Психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.
Проведение психологического профессионального отбора целесообразно и эффективно при наличии:
– объективной социально–экономической необходимости (например, на определенные рабочие места претендует большое количество свободных работников);
– вакансий в профессиях, где для достижения высокой эффективности труда обязательным условием является профессиональная пригодность (например, профессиональная деятельность оператора, как напряженная и стрессовая деятельность, требует специального психологического отбора работников по фактору стрессоустойчивости);
– разработанной и апробированной системы отбора ("батареи" диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополнения и взаимозаменяемости);
– специалистов, имеющих практический опыт и подготовленных к организации и реализации процедур профессионального отбора.
111. Оценка «соответствия-несоответствия» индивида к профессиональным требования в профессиональном отборе.
На первый взгляд, проф. отбор способен разрешить все проблемы, возникающие при взаимодействии объективных требований профессии и субъективных возможностей и способностей чел. Однако это не совсем так.
Наиболее очевидными явл. доказательства "соответствия – несоответствия" чел. к профессии по параметрам физ. и физиологическим, временных и пространственных проф. ограничений, требований к скорости и точности действий, умению переносить физ. перегрузки, невесомость, недостаток движений. А уже факт "соответствия – несоответствия" индивидуально–псих. особенностей человека проф. требованиям оценить довольно трудно.
Еще менее очевидной выступает оценка "соответствия – несоответствия" чел. проф. требованиям по фактору познавательной деят. (Кто будет более успешен: чел, имеющий практический склад ума, но решающий сугубо теоретические проблемы, или теоретик, имеющий слабый "социальный интеллект", но вынужденный общаться с людьми и реализовывать организационно–управленческую деятельность? Вполне возможно, что практик внесет в теоретическую деят. свою смекалку и фантазию, сделает ее более понятной и доступной в прикладных аспектах, а теоретик, используя логические доводы, сможет организовать коллектив для эффективного выполнения производственных функций).
Еще труднее установить степень "соответствия – несоответствия" проф. требований и личностных особен, ценностных ориентаций и мировоззрения человека.
В истории культуры описано множество примеров, когда чел, руководствуясь сугубо материальными интересами, достигал высоких результатов в творчестве (например, творчество известного фран. писателя Оноре де Бальзака). Или, имея болезненно мрачный характер или тяжелое физическое заболевание, человек может создавать светлые произведения лит. творчества (например, творчество романтика Александра Грина и прикованного к постели, практически лишенного движения, писателя–фантаста А. Беляева, автора известного романа «Человек–амфибия» или Н.Островского – его знаменитый роман «Как закалялась сталь»).
Подобные рассуждения делают правомерным постановку вопроса о том, что во многих случаях следует не человека подбирать к проф. требованиям (проф. отбор), а, наоборот, профессию подбирать к человеку (т.е. осущ. проф. подбор).