Самообразование как средство становления педагога-профессионала
Непрерывное образование учителя предполагает не только организованное обучение, но и его самообразование, которое позволяет не только овладеть педагогической деятельностью и достичь в ней мастерства, но и совершенствовать свою личность.
Самообразование обусловлено, прежде всего, непосредственными целями практической деятельности и осуществляется в процессе подготовки к урокам и внеурочным занятиям, докладов на методические объединения, педсоветы и т.д. Обновление знаний необходимо и для того, чтобы ответить на вопросы учащихся, выходящие за пределы программы учебного предмета. Стремление учителя к самообразованию связано и с освоением новых педагогических идей, апробацией передового опыта и др.
В педагогическом учебном заведении вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Овладение умениями и навыками самообразовательной деятельности начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Овладение навыками самообразовательной деятельности и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Профессиональное самообразование,осуществляемое учителем, направленно на повышение его профессионализма и включает:
- педагогическое просвещение, т. е. освоение учителем научных педагогических идей и ознакомление с опытом других учителей;
- овладение новыми подходами, ценностными ориентациями и установками в профессиональной деятельности;
- осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы по его созданию и обобщению.
В потребностях учителя в психологических и педагогических знаниях проявляются глубина личностной вовлеченности в процесс самообразования и творчества; стремление оценивать свой опыт в контексте опыта других учителей.
Процесс самообразования направлен на установление соответствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыкoв) и профессиональной позиции учителя в обществе. В этой связи самообразование выступает как форма саморегуляции профессионального поведения учителя, которая включает как анализ результатов собственной деятельности, так и его способность к управлению ею.
Самообразование как часть непрерывного образования предполагает компенсацию недостатков полученногообразования; постоянную адаптацию личности к изменяющемуся миру; непрерывное развитие творческого потенциала личности.
У начинающего учителя на первый план выдвигаются компенсаторные или адаптивные цели самообразования, в дальнейшем более важное значение имеют цели, связанные с развитием творческого потенциала.
По доминирующим целям самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности учителя: компенсаторный (мотивы деятельности связаны в основном с ликвидацией пробелов, обнаруженных в базовом педагогическом образовании); адаптационный (кроме компенсаторных целей предполагается достижение определенного уровня профессиональной культуры); творческий (целью самообразования является развитие творческих возможностей).
В определении целей самообразования многое зависит от личности учителя, уровня его подготовки, способностей, опыта и т. д. Они могут быть ближними, средними, дальними. Ближние цели включают восполнение пробелов в знаниях по предмету, педагогике, психологии, методике; средние – основательное изучение и практическое усовершенствование одного из актуальных вопросов; дальние – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью совершенствования своего мастерства. Все эти цели взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Наиболее продуктивное направление профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
Профессиональное самообразование, таким образом, является важнейшим средством формирования педагогического мастерства учителя и развития его общей и педагогической культуры.
Вопросы и задания
1. Напишите микросочинение на тему «Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?».
2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?
3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?
4. Представьте структуру педагогического образования схематически.
5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?
6. Дайте характеристику профессионального идеала педагога.
7. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.
8. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?
9. Назовите способы профессионального самовоспитания педагога.
10. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).
11. В чем специфика профессионального самообразования педагога?
Рекомендуемая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. – М., 2009.
Диденко В.Н. Введение в педагогическую деятельность. – Смоленск, 2005.
Донцов И.А. Самовоспитание личности. – М., 1984.
Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 1997.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.
Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.
Педагогическая антропология / под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 2006.
Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.
Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.