Тема 29. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий физических лиц
Характерные черты производства по уголовным делам в отношении определенных категорий должностных лиц и социальных функционеров рас. Под категорией социальных функционеров автор счел правильным понимать исходя из их способа формирования и выполняемой социальной функции - депутатов и адвокатов, рассмотрены исчерпывающе в главе пятьдесят второй, в статьях - 447-452 УПК РФ. Законодатель счел возможным предусмотреть специальные правила, наряду с общими в УПК РФ, при возбуждении уголовного дела, избрания мер принуждения, производстве отдельных следственных действий направлении дела в суд, а также, при рассмотрении дела, в отношении определенной категории лиц . В соответствии с статьей 447 УПК специальные требования производства по уголовным делам применяются в отношении:
1)члена Федерального Собрания РФ и всех нижестоящих выборных органов, в том числе должностного лица органа местного самоуправления;
2)всех судей судебной системы России включая мировых судей;
3)Председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;
4)Уполномоченного по правам человека в РФ;
5)Президента РФ, прекратившего свои полномочия, а также кандидата в Президенты РФ;
6)прокурора, следователя, адвоката (последний должен выполнять и носить статус адвоката в строгом соответствии с Федеральным законом " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"- ст.2 ч.1 названного закона). Разумеется, уголовно - процессуальные особенности досудебного производства и рассмотрения дела в суде, не распространяется одинаково на все категории лиц (ст.447 УПК) и отслеживается в зависимости от занимаемой в государственных структурах или от социального выполнения функций (Судья Конституционного Суда РФ, следователь и т.д.; депутат, адвокат). Например, в отношении следователя и адвоката уголовное дело вправе возбудить своим решением - прокурор (как правило, района). В отношении члена Федерального Собрания РФ - Генеральный прокурор РФ, на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действии члена Федерального Собрания признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы.
В отношении судьи Конституционного Суда РФ - Генеральный прокурором РФ на основании заключения коллегии состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ и т.д. (ст.448 УПК).
В отношении Генерального прокурора РФ-прокурором, на которого в соответствии с федеральным законом о прокуратуре, в этом случае, возлагается исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ, на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ принятого по представлению Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления.
Рассмотрение представления прокурора, а также решение в суде и квалификационной коллегии судей о даче, либо отказе в даче согласия на возбуждение дела должно состояться в течении 10 суток по поступлению представления (ч.2,4 ст.448 УПК).
Особо оговариваются в законе порядок задержания (по существу - не задержания) члена Федерального Собрания РФ, судьи, прокурора и др. Однако эти особенности не распространяются на следователей и адвокатов (ст.449 УПК).
Имеют место отличительные черты в порядке избрания мер пресечения и производстве отдельных следственных действий, в отношении отдельной категории лиц (ст.447 УПК), - ст. 450 УПК РФ. Как правило, эти особенности повторяют содержание и процедуру при возбуждении уголовного дела из ст. 448 УПК, о чем прямо указанно в ч.1 ст. 450 УПК РФ.
Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда (т.е. всех звеньев судебной системы, кроме мирового судьи), по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматриваются Верховным Судом РФ.