Информационно-методический ресурс
Предметом изучения и интереса в курсе социально-культурной деятельности является её информационно-методический ресурс. Под этим термином подразумевается совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информационно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» – как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс.
Информационно-управленческий ресурс предполагает наличие преобразованных в управленческом контексте сведений и данных, неоднократно привлекаемых для осуществления управленческих функций в социально-культурной сфере, в первую очередь, принятия управленческих решений. Степень полезности информации зависит здесь прежде всего от её качества и объема, её пригодности для эффективного выполнения управленческих целей и задач.
Информационно-творческий ресурс включает преобразованный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия – через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) – на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей культурного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей).
Оба вида ресурсов составляют информационное пространство (поле), необходимое для регулярного функционирования сети социально-культурных институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве, социально-культурной реабилитации, спорте, межкультурном обмене.
Следует отметить уникальную ценность информационно-творческих ресурсов, неоднократно воспроизводимых, например, в художественно-зрелищных акциях (концертах, спектаклях, обрядах и т.д.) или в творчестве мастеров народных промыслов и ремесел. Эту же закономерность мы можем наблюдать и в различных видах спорта, в игровой деятельности, в работе школьного педагога, в повседневной практике менеджеров и продюсеров.
Эффективность информационно-творческого ресурса многократно возрастает благодаря умело задействованному потенциалу современной индустрии культуры и досуга. Успех дела решает, как правило, введение мощных механизмов, методов и приемов создания, накопления, тиражирования, транслирования, хранения и восстановления культурных ценностей, множества единиц творческой информации, активно влияющей на сознание и волю многомиллионной аудитории читателей, слушателей и зрителей. В практике социально-культурной деятельности разработана и действует работающая по определенной шкале система оценки информационно-творческих ресурсов, которыми располагают отдельно взятые учреждения, организации, коллективы и другие аналогичные объекты социально-культурной сферы. Например, в обиход прочно вошло понятие «информационно-творческой мощности» того или иного типа социально-культурного института. Так, под «информационно-творческой мощностью» театрально-зрелищного предприятия подразумевается наличие необходимого для достижения поставленной цели содержания репертуара, состава исполнителей, уровня их профессионального мастерства и т.д.; для библиотеки – размеры и содержание книжно-журнального фонда и других материальных носителей информации и т.д.
В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных методических учреждений и центров, система методического обеспечения, включающая различные по содержанию и форме методические материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности.
Одной из основных проблем, возникающих при разработке государственной информационной политики и ее научных основ является низкий уровень аналитического и прогностического исследования сферы информатизации учреждений культуры. Такое явление как информационные службы и информационно – методические отделы находятся сейчас в стадии расширения своих полномочий. Большинству информационно-ресурсных центров не хватает средств на проведение серьезных исследований, которые позволили бы перевести управление информационными службами на научные основания. В открытом доступе практически отсутствует аналитика деятельности информационных центров в сфере культуры, что значительно затрудняет выбор первоочередных проблем для решения в сфере управления. Анализ результатов решения проблем не проводится и соответственно, большинство информационных служб не выходит на инновационный уровень развития сервисов. Как правило, информационные службы учреждений культуры применяют традиционные методы оценки деятельности своих подразделений, не применяя новых методов оценки.
Информационно - методические отделы учреждений культуры включают:
· предоставление справочной информации о деятельности организации, распространение информации в соответствии с нуждами и интересами ключевых пользователей деятельности;
· проведение образовательных мероприятий по информационной грамотности сотрудников и внешних потребителей
· предоставление непосредственного доступа к информационным ресурсам, как через организацию автоматизированных рабочий мест, так и через предоставление доступа к разнообразным видам программного обеспечения.
Государственные информационные ресурсы подразделяются на:
§ федеральные;
§ совместного ведения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
§ субъектов Российской Федерации.
В структуре любого учреждения культуры, помимо основной ресурсной базы, существует еще одно направление работы – информатизация и информационные ресурсы,от наличия которых зависит существование информационного пространства внутри учреждения и в рамках осведомленности широкого круга потребителей культурных услуг.
Информатизация сферы культуры –это, прежде всего, создание:
- библиотечных информационных систем;
- музейных информационных систем;
- информационных систем архивов;
- справочно-информационных систем культурно-досуговых учреждений (кинотеатры, театры, парки и.т.п.)
- управленческих информационных систем сферы культуры
Что ожидает получить информационное общество от сферы культуры:
1. Образовательный досуг, который включает:
- открытые электронные каталоги и энциклопедии по культурному наследию;
- дистанционные справочно-консультационные услуги по культурному наследию;
- краеведческие информационные системы;
- объединенный библиографический каталог изданий по культурному наследию России с механизмом электронной доставки;
- объединенный каталог электронных изданий по культурному наследию с механизмом дистанционного заказа и доставки;
- объединенный каталог тематических виртуальных выставок по теме культурного наследия России;
2.Культурный туризм, который включает:
- объединенный каталог ресурсов культурного туризма в России с механизмом дистанционного резервирования туров;
- систему предоставления услуг по дистанционному резервированию и доставке билетов на экскурсии в музеи и выставки России;
3. Издательский бизнес, который включает:
- доступ к электронным каталогам изображений объектов культурного наследия;
4.СМИ, которые включают:
- объединенный новостной портал по событиям в сфере культурного наследия;
5. Музеи нового типа, которые включают:
- сети инновационных музейно-выставочных проектов с использованием современных технологий показа виртуальных объектов и с развитым информационно-сервисным обслуживанием для посетителей.
Формирование среды профессионального общения в сфере информатизации культурного наследия может происходить путем:
1. Организация ежегодных конференций;
2. Формирование среды продвижения инновационных продуктов и услуг в сфере культуры;
3. Налаживание партнерских связей с международными организациями, работающими в гуманитарной сфере и сфере информационных технологий;
4. Создание собственной методики обучения, привлекательной для учебных заведений и для коммерческих организаций, продвигающей инновационные продукты;
5. Реализация корпоративных проектов;
6. Оказание влияния на процессы информатизации сферы культуры (владение полнотой информации, широким спектром специалистов, являющихся признанными лидерами в своей области).
В ситуации, когда возрастающие объемы информации приходят в противоречие с ограниченными возможностями человека воспринять эту информацию, музеи и библиотеки могли бы взять на себя роль навигаторов в сфере информатизации культуры.