Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 5 страница
Формы обучения могут быть классифицированы следующим образом:
– по способу получения образования: очная, заочная, вечерне–сменная;
– по количеству образовательных учреждений, в которых учится ученик, проходя одну образовательную программу: одна образовательная программа – одно образовательное учреждение; обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу;
– по системам обучения (систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образования, общего среднего образования, высшего образования);
- по механизму декомпозиции содержания обучения. Таких механизмов известно два. Дисциплинарный механизм – когда содержание обучения разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы, курсы) – этот механизм иногда еще называют условно предметным обучением. Комплексный механизм (комплексная система обучения), которую также еще называют условно объектным обучением, когда декомпозиция содержания обучения осуществляется по выделяемым объектам, например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи;
– по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и / или учебными материалами, то есть обычное обучение и дистанционное.
– по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие, то есть традиционный вариант – одно занятие – один педагог и одно занятие – два педагога;
– по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся, то есть традиционный вариант и приглашенный педагог для проведения разового занятия;
– по основанию «монолог–диалог», то есть традиционный вариант и диалоговые формы занятий;
– по месту проведения учебных занятий, то есть стационарные занятия в одном и том же месте и выездные;
– по их целевой направленности, то есть в зависимости от поставленной цели: занятия по освоению материала, экзамены, самостоятельные занятия;
– по видам учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие.
Методы учебной деятельности. В методической системе методы выступают способами реализации целей и содержания обучения. Перечислим их:
– сократический метод – это обучение способом задавания вопросов, побуждая учеников самим находить истину в ходе обсуждения;
– репродуктивное обучение – исторически первый вид обучения, проводимый по формуле «делай, как я»;
– догматическое обучение – заучивание текстов;
– сообщающее обучение (репродуктивное) – формирование знаний, передаваемых в готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов в виде рассказов, объяснений, чтения текстов, демонстрации и иллюстрации;
– развивающее обучение – направлено в первую очередь на развитие абстрактного, творческого мышления учащихся;
– программированное обучение – оно осуществляется на основе обучающих программ через компьютеры или программированные учебники;
– проблемное обучение – материал не дается, а задается как предмет поиска, и смысл обучения заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника или студента;
– заданная система обучения представляет собой поэтапную организацию постановки учебных задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов;
– продуктивная система обучения всегда ориентирована на достижение конечного результата обучения по заранее четко установленным критериям;
– система проективного обучения, в которой центральным звеном является проект – замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное значение;
– система контекстного обучения, построенная на моделировании предметного и социального содержания осваиваемой обучающимися будущей профессиональной деятельности;
– имитационная система обучения состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни;
– информационная система – использование в целях обучения компьютеров и телекоммуникационных сетей.
Средства учебной деятельностиможно выделить в пять групп: материальные, информационные, языковые, логические, математические.
Материальные и информационные средства–это средства обучения – игрушки, учебное оборудование, учебно–наглядные пособия.
Языковые средства:родной и иностранные языки, ряд специальных языков – язык чертежа, электрических схем, дорожных знаков и т. д.; а также специфические научные языки – математики, физики, химии и т. д., и языки искусства.
Логические средства.Вслед за языком и параллельно с ним у ребенка формируются логические средства деятельности, в том числе учебной деятельности. Логическое мышление является высшим уровнем мышления человека, которое формируется постепенно через наглядно-действенное и образное мышление и заключается в умениях ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять для этого необходимые мыслительные операции и делать правильные умозаключения.
Математические средства.Формирование математических средств учения начинается с формирования у детей представлений о числе и умении счета и продолжается как в процессе изучения самой математики, так и в других учебных дисциплинах, где применяется тот или иной математический аппарат.
Проектопределяется как «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» . С позиций обучающегося учебно-образовательными проектами являются в современной интерпретации образовательные программы. Образовательные программы: дошкольного образования, общеобразовательные (начального, основного и полного среднего), начального, среднего, высшего и послевузовского, профессионального образования охватывают достаточно длительные отрезки времени и для обучающегося являются полными, завершенными циклами учебной деятельности – инновационной, продуктивной. То есть, образовательная программа отвечает всем признакам проекта.
Учебная задача.В качестве общей модели организации процесса решения учебных задач целесообразно взять общую временную структуру проекта, принятую в системном анализе, в управлении проектами и вообще повсеместно. А для решения той или иной конкретной учебной задачи в той или иной методической системе обучения из этой общей модели будут опускаться те или иные этапы, стадии.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1 Расскажите о модели управления качеством учебного процесса в соответствии с Болонскими требованиями.
2 Каковы методологические аспекты управления в физической культуре и спорте, перечислите их.
Тема 3
Психофизиологические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки
Психофизиологическая характеристика труда – трудовые процессы ведутся в определенном направлении, планируются заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определенных психофизиологических энергозатрат, соответствующих уровней мышления и умозаключений для получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация).
Работоспособность –сочетание соответствующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.
Утомление –объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления.
Усталость–субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма.
Рекреация (лат. – восстановление) – широкое понятие, связанное с отдыхом, восстановлением сил, использованием природных возможностей и тому подобное.
Релаксация (лат. – ослабление, успокоение) – состояние покоя, расслабленности в результате снятия напряжения.
«В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и тело, и душа».
А. П. Чехов
Учебный труд студента.
Одна из важнейших задач высшей школы – создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи.
Согласно великому Аристотелю, «хороший вождь должен обладать «этосом», «пафосом», «логосом». Известно, что «этос» – высокая нравственность, источник убеждать в своей правоте, «пафос» – способность затрагивать чувства людей, «логос» – умение разумно обосновать свои поступки и заставлять думать людей.
Понимая, что вуз – не школа, вуз не обучает, вуз создает условия для того, чтобы учиться тому, естественно, у кого хватит сил и возможностей, чтобы самопознать себя, объективно развить, довести свое «я», качества, умения, навыки, наконец, состояние здоровья, высокий уровень умственной и физической работоспособности, интеллекта, культуры.
Известно, что здоровье человека на 45–50% зависит от условий образа жизни, избранного стиля жизни, четко связанных с формированием граней личности.
Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей до наиглавнейшего компонента – вузовской физической культуры, спорта, существенно сокращающей период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.
Такие термины, как «самоуправление», «аутогенный менеджмент» – не только дань моде, но и важные волевые моменты, основа которых – постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля, образа жизни.
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность.
Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Подчеркнем, что студенту–первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр и два–три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.
Этому способствуют:
– активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости;
– массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент выступает как участник, организатор, помощник;
– разумное планирование своей жизни на ближайшие 3–5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии. Известно, что человек рождается только с задатками тех природных качеств, которые определяют красоту тела и соразмерность, согласованность движений, физическую силу, гармоничность развития. Активное развитие, совершенствование и формирование этих природных дарований – это процесс самопознания, самоутверждения, становления личности.
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»
Аристотель.
Не менее важно и использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно спорт, физическое воспитание ставят студента в те условия, которые формируют его психологическую готовность к профессиональным негативным воздействиям. Французский психолог Алан Пиз доказал, что с помощью слов, вербально, мы передаем только 7% информации. 93% приходятся на интонацию, мимику, жесты, бессознательные телодвижения. Только наличие сильной воли, умение сохранять самообладание могут позволить скрыть свое психологическое состояние.
Утомление необходимо рассматривать как временное ухудшение функционального состояния организма, основные признаки которого:
– резкое снижение работоспособности;
– изменение физиологических функций;
– изменение внешних признаков поведения.
Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психофизиологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки.
Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно– исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях, академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов от всех импульсов принадлежит мышцам.
Движения мышц, создающие громадное количество импульсов, способствуют образованию замкнутых циклов возбуждения, отличающихся высокими уровнями стойкости, инертности.
Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не реабилитирована. Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением мускулатуры.
Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но и тренированное тело.
Приведенные данные могут служить некоторым ориентиром использования различных физических нагрузок с целью оптимизации умственной деятельности студентов.
Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально–прикладной физической подготовки.
Основные понятия темы.Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки с профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП).
Профессионально–прикладная физическая подготовкаэто специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Многочисленными исследованиями установлено, что внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов, специалистов предприятий создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. Труд систематически занимающихся ППФП более квалифицирован, производителен, экономичен. Эти специалисты более устойчивы к заболеваниям, меньше утомляются во время работы.
Различия в требованиях к физической и психической подготовленности диктуют необходимость знаний основных факторов, определяющих конкретное содержание профессии (профессиограмму): а) форм (видов) труда (умственный, физический), б) условий и характера труда (температура, вибрация, шум, загрязненность, в) амплитуда движений, силовые координационные характеристики, г) режима труда и отдыха, д) динамики работоспособности в процессе труда и специфики профессионального утомления.
Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки.В практике ППФП большое распространение получили занятия профилированными видами спорта. Приведем характеристики некоторых видов спорта для студентов, изучающих технические дисциплины.
Виды спорта на выносливость: бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт. Занятия этими видами спорта формируют прикладные навыки рациональной ходьбы, бега; обеспечивают высокий уровень работоспособности, функционирования и надежности сердечно–сосудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции, общей адаптационной способности и сопротивляемости организма; способствуют развитию общей выносливости, устойчивости к гиподинамии, неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды и интоксикации, вырабатыванию целеустремленности, терпения, самостоятельности, стойкости.
Формирование профессионально важных психических качеств средствами физической культуры и спорта.
Внимание.
Отдельные качества внимания имеют много специфического, в связи с этим при их формировании и совершенствовании используются различные педагогические приемы (таблица 3).
Таблица 3 – Классификация физических упражнений по характеру их воздействия на сосуды мозга
Воздействие | Упражнения |
I Непосредственное | Движения головой (наклоны, повороты, кружения). То же в сочетании с движениями рук. Принятие поз, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойки на лопатках, локтях, голове и тому подобное). Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем и тому подобное). Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине). Интенсивное дыхание через нос, резкие сокращения диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и тому подобное), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом и тому подобное). Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове. |
II Основанное на рефлекторных сосудистых реакциях | Упражнения, вовлекающие в активную работу мышцы грудинно–ключичной и лопаточной областей плечевого пояса. Массаж этих областей. Упражнения, вызывающие раздражение вестибулярного аппарата (кружения, кувырки, перевороты и тому подобное). Упражнения для глаз (повороты, круговые движения, перевод взгляда с дальних предметов на ближние и другое). Температурные водные воздействия: ножные ванны, душ, умывание. |
III Использование специфических реакций сосудов мозга на химические вещества, поступающие в кровь. | Выполнение нетрудных в физическом отношении упражнений с задержкой дыхания (ходьба, наклоны, приседания и тому подобное). Ныряние, плавание кролем или брассом с дыханием через 1,5 или 2 цикла и тому подобное. |
Объем и распределение внимания формируются как определенный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. При этом постепенно увеличивают количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия.
Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и «маршрутов» переключений; упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных; тренировками в быстроте переключения внимания с объекта на объект.
Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.
Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путем тренировки определенной физиологической базы для проявления устойчивого внимания, в частности, выносливости глазодвигательного аппарата.
Большие возможности для качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения.
Эффективным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления различных качеств внимания. Так, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов. Например, принимая мяч, он одновременно определяет расстояние до мяча и игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков противника, выбирает способ и усилие для передачи мяча и так далее. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоянно моментально менять объекты, на которые направлено внимание. Сделав передачу для нападающего, он переключает свое внимание на страховку прием и так далее. Только за одну секунду внимание волейболиста переключается поочередно на 3–6 объектов. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют устойчивости внимания. Все это приводит к тому, что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качества внимания. Например, объем внимания у волейболистов больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов на 25–31%.
Упражнения на внимание.
Упражнения для развития объема и распределения внимания: бег, езда на велосипеде по шоссе; бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног (например, эстафетный бег); бег под гору между деревьями; прыжки в длину с разбега; метание легкоатлетических снарядов; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног; жонглирование двумя и более мячами; ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.
Оперативное мышление.
Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах; введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование качества.
Существенный эффект оказывают:
– обучение (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий) приемам оперативного мышления на материале, специфичном для физического воспитания;
– упражнения, направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца;
– упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, воли и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением.
Упражнения направленные на развитие оперативного мышления.
1 Выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции, игровика, борца, фехтовальщика, боксера.
2 Эстафета с решением внезапно возникающих алгоритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением, переноской мяча).
3 Преодоление незнакомых полос препятствий на время.
4 Бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях по закрытому маршруту.
5 Спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини–футбол, хоккей, велобол, велополо, мотобол).
6 Игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку.
7 Ориентирование на местности.
8 Игра в шахматы «блиц». Продолжительность партии – 3–10 мин. На каждый ход – 3–10 с. Время на обдумывание и партию постепенно сокращается.
Эмоциональная устойчивость.
В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:
1) приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;
2) выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.
Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил, занимающихся для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях.
Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самовнушения– самоубеждения.
Упражнения, направленные на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности.
1 Бег с горы по сложному маршруту.
2 Эстафета с выполнением двигательных задач, требующих проявления смелости, решительности.
3 Выполнение различных двигательных задач на высоте (гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке).
4 Прыжки в воду с вышки.
5 Прыжки на батуте (с выполнением сложных по координации движений).
6 Командные спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, борьба за мяч, хоккей и др.).
7 Скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту.
8 Скалолазание.
Волевые качества.
Методической основой волевой подготовки является система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление ею опыта волевого поведения, создание хорошей функциональной, физиологической и морфологической базы для волевых проявлений. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных трудностям производства.
Инициативность.
Формирование этого волевого качества на занятиях физической культурой и спортом осуществляется главным образом за счет накопления опыта инициативного поведения. С этой целью действенными являются следующие приемы и средства:
1) выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе;
2) самостоятельное поведение тренировочных занятий с группой;
3) соревнования с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи;
4) самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях;
5) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;
6) спортивные игры;
7) единоборства;
8) эстафеты;
9) личные соревнования.
Смелость и решительность.
Формированию этих качеств в наибольшей степени способствуют упражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания.
Упражнения на смелость и решительность.
1 Бег под крутую горку с преодолением препятствий.
2 Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.
3 Ходьба и бег с закрытыми глазами.
4 Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды.
5 Упражнения на батуте: прыжок на живот – прыжок на ноги, сальто вперед и назад в группировке, согнувшись.
6 Преодоление специальных полос препятствий.
7 Игра в регби по упрощенным правилам с силовыми элементами.
8 Акробатические прыжки.
9 Прыжки в воду.
10 Прыжки-падения на землю, пол.
11 Быстрое нападение в играх.
12 Боксерский поединок с сильным противником.
13 Скалолазание.
Стойкость.
Наиболее действенным средством формирования этого качества в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.
Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевое усилие, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что в конечном счете отразится на волевом действии.
Упражнения на стойкость.
1 Медленный длительный бег в сложных метеорологических условиях – до 3 ч.
2 Темповый кроссовый бег – до 3 ч.
3 Кроссовый бег по сложной, изобилующей различными препятствиями местности.
4 Тренировка в кроссе и марш–броске при неблагоприятных метеорологических условиях: в дождь, снегопад, при сильном ветре, высокой и низкой температуре.