Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Технологический отчет по изучению техники живописи в музеях
Технологический отчет по изучению техники живописи в музеях
Гетманский Ю.
1. Объект копирования – «Этюд обнаженного натурщика» художника И. П. Маслова (учился в Академии художеств с 1872 по 1879 г.). «Этюд обнаженного натурщика» относится к 1876 году. Размер 67 / 105 см. Инвентарный номер по описи музея Академии художеств: Ж 648.
Сведений об исполнении и об авторе не нашел.
2. При анализе работы предполагаю:
а) Этюд выполнен на мелкозернистом холсте из льна.
б) Этюд выполнен на полумасляном грунте.
в) Была применена имприматура тепло-розового цвета, типа неаполитанской розовой.
г) Этюд был написан масляными красками, для связующего применено льняное, отбеленное, уплотненное масло.
д) По окончании работы нанесен слой покрывного лака.
3. Подбор палитры:
а) неаполитанская желтая,
охра светлая,
охра золотистая,
охра красная,
(…) красная
умбра жженая,
умбра натуральная,
ван-дик коричневый,
кадмий красный светлый,
б) Связующее – лак бальзамно-масляный.
Холст.
Для копии, за неимением нового холста, я применил отстиранный от старой работы мелкозернистый холст отечественного производства.
Грунт.
Грунт клеевой. Рыбий клей – два раза (клей готовый, из грунтовочной мастерской института). И три слоя грунта. (Ред. – Клей не должен быть крепче 3-х %, так как переклееный холст может привести к грунтовым кракелюрам).
Имприматура.
В качестве имприматуры, за неимением неаполитанской розовой, я применил тонкий слой охры золотистой на бальзамно-масляном лаке.
Подготовительный этюд.
В подготовительном этюде я проверил подбор палитры и выбранную имприматуру. Палитра и имприматура выбраны удачно.
Рисунок.
Рисунок я выполнил, предварительно перенеся с фотографии по клеточкам на «картон» и прорисовав с оригинала, перенес припорохом сухой умброй жженой на холст.
Прорисовка.
Прорисовка была произведена умброй жженой с прокладкой тоном теней по телу, волосам, бороде, и прорисовка деталей и фона (в тоне, жидко).
Фон и детали интерьера.
После этого я приступил к закладке фона и деталей интерьера (подиума, ящика, тряпки, подушки). В вариациях фона: в холодных – охра светлая + умбра натуральная + умбра жженая. В теплых – умбра жженая + охра светлая, иногда охра золотистая + ван дик. Все это выполнялось в технике протирки.
Подиум – умбра жженая + охра светлая, охра светлая + умбра натуральная, ван-дик коричневый.
Красная тряпка и подушка – по просохшей умбристой подготовке и по протертой лаком поверхности – английская красная (по светам). В тенях: умбра натуральная + охра светлая, охра светлая + ван-дик, ван-дик + умбра натуральная (в протирку с лаком, жидко).
Ящик – умбра натуральная + охра светлая.
Прокладка полутонов тела и теней.
Тени – умбра жженая + охра светлая, ван-дик + охра светлая, умбра натуральная + неаполитанская желтая или охра светлая.
Полутона – умбра натуральная + неаполитанская желтая, умбра жженая + неаполитанская желтая, английская красная + неаполитанская желтая, охра светлая + умбра натуральная.
Прокладка светов.
Неаполитанская желтая + охра красная, неаполитанская желтая + умбра жженая, неаполитанская желтая + умбра натуральная.
Волосы и борода.
Тени – ван-дик, умбра жженая, умбра натуральная.
Света – умбра натуральная + неаполитанская желтая.
5. При каждой прописке заметно прожухание и ослабление тонов. (Ред. – Прожухание происходит от того, что полувысохший слой краски тянет масло из нового слоя). Наблюдается прохождение на обратную сторону холста уайт-спирита из бальзамно-масляного лака. (Ред. – Бальзамно-масляный лак в настоящее время не выпускается и точный состав его неизвестен). Думая, что это связано с плохим клеем, хотя холст немного кажется переклеенным. (Клей для проклейки брал в грунтовочной, грунт выполнил на этом же клее).