I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний.
II. Закрепление опорных знаний.
● Игра «Кто больше?».
а) Придумайте слова, начинающиеся со звуков [б], [б’]. (Береза, булка, баран, барабан, будильник, бак, бочка, бабочка, белка, бидон, батон).
б) Письмо Белоснежки.
– Мы получили письмо от Белоснежки. Она пишет, что очень хотела с вами встретиться. А пока посылает загадки. Белоснежка очень любит собирать грибы, в названии которых есть звуки [б], [б’]. Просит вас отгадать, что это за грибы. (Подберезовики, белые, боровики.)
Придя домой, Белоснежка сварила прекрасный обед. Она приготовила грибы, овощи и фрукты. В названии всех блюд есть звуки [б], [б’].
– Что приготовила Белоснежка?
(Грибы или грибной суп, бобы, кабачки, баклажаны, клубнику, яблоки и др.)
▲ Чтение слов в столбиках, с. 104.
Характеристика звуков [б], [б’] в словах.
▲ Чтение предложений. Выполнение заданий.
а) Подчеркнуть слова, в которых встречается буква б.
б) Назовите слово, в котором согласный звук [б] мягкий. (Кубики.)
Физкультминутка
1. Работа над выразительным чтением.
▲ Чтение текста «В библиотеке», с. 105.
Вопросы:
– Где в субботу были ребята?
– Что им показали?
– Что они рассматривали?
– Какую басню рассказал Вова?
– Какие слова запомнили дети?
– А какие басни Крылова знаете вы?
2. Ученики рассматривают рисунок на с. 105.
Учитель сообщает, что это иллюстрация к басне Крылова «Квартет».
Басню читает учитель.
Вопросы:
– Какие животные собрались играть на музыкальных инструментах?
– На чем играл Осел? А Мартышка?
– На чем играл Козел? А Косолапый Мишка?
– Почему музыка у них не получалась?
Учитель выясняет, как дети понимают фразу: «А вы, друзья, как ни садитесь – все в музыканты не годитесь».
▲ Выразительное чтение стихотворения (отрывок) С. Есенина, с. 104.
Дети читают за учителем хором, потом индивидуально, заучивают наизусть.
3. На доске начерчена незаполненная слоговая таблица:
И | Е | А | О | У | Ы | |
Б | БИ | БА | БУ | |||
П | ПЕ | ПО | ПЫ |
Ученики, выходя к доске, заполняют пустые клеточки, пользуясь подсказкой. Дают характеристику слогам-слияниям. (Указывается твердость – мягкость, звонкость – глухость звуков.)
▲ Чтение текста «Барсик», с. 106.
Вопрос:
– Какие три буквы откатил Барсик?
4. Наблюдение за словами, оканчивающимися на б и п.
столб серп
Устанавливается, что на месте букв п и б в конце слова произносится звук [п]. Чтобы определить, какую букву нужно писать, надо изменить слово. Например: написать слово во множественном числе
столб – столбы серп – серпы
зуб – зубы суп – супы
дуб – дубы гриб – грибы
▲ Чтение рассказа «Виталик и Бобик», с. 107.
Вопросы:
– Что знает Виталик, хотя и мал еще?
– Какая кличка у собаки?
– Что показал Виталик Бобику? Что он сказал?
– Что сделала собака?
– Удалось ли Виталику научить собаку читать?
5. Повторяются все изученные буквы, с. 107.
Дети отвечают на вопросы:
– Сколько букв вы уже знаете?
– Сколько гласных? Перечислите их.
– Сколько согласных? Назовите их.
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Что особенно понравилось и запомнилось?
– Какие задания вызвали затруднения?
Урок 52. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д], [д'], БУКВ Дд
Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д’], буквой Д д; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование:учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока