VII. Разнообразие домашних музеев, работа с учебником
Откройте учебник на с. 108-109, прочитайте текст. Прочитайте задания на с. 109 учебника. Сегодня отдельные задания вы будете выполнять на уроке.
Мы хотим с прекрасным встречи,
Будь то утро или вечер.
Соберем подруг, друзей
И пойдем в большой музей!
И. Агапова
Хочу рассказать вам немного подробнее об истории возникновения Третьяковской галереи. Павел Михайлович Третьяков происходил из семьи потомственных московских купцов. В родительском доме детей окружала довольно простая обстановка. Но было очень много книг. Именно они стали самой ранней привязанностью Павла. Взрослея, он все больше интересовался искусством. Он полюбил живопись, стал посещать выставки и мастерские художников и покупать понравившиеся картины. В 1851 г. Третьяковы приобрели просторный дом в Лаврушинском переулке, именно этому старинному особняку суждено было стать знаменитой галереей. В этом доме все стены сверху донизу были увешаны картинами, а крышу сделали стеклянной для лучшего освещения. Такие дома для картин называются галереями. Эту галерею Павел Михайлович подарил своему родному городу Москве. Как вы уже знаете, в память о нем - главном московском собирателе картин - галерею на шали Третьяковской. Третьяковская галерея - один из самых замечательных музеев мира. Он интересен тем, что в нем большинство картин вы полнено русскими художниками.
Знаменитый Третьяков в детстве начинал свои познания в живописи с того, что собирал открытки, простенькие рисунки-лубки. Кто знает, может быть, услышав эту историю, вы тоже увлечетесь собиранием картин - сначала, конечно, открыток или репродукций.
Такие репродукции часто печатают в журналах, поэтому после того, как журнал прочитан, его не надо выбрасывать. Вырежьте репродукцию и аккуратно уберите в специальную папочку. Потом, долгими зимними вечерами, эти картины так интересно рассматривать! А еще интереснее — пофантазировать: что за человек здесь нарисован, кем он работает, есть ли у него семья и дети, что происходило на этой картине за минуту до того, как ее нарисовал художник, и что произойдет часом позже.
VIII. Задание для самостоятельного выполнения
Сегодня вы будете рисовать на тему «Мой музей». Вообразите, что вы - художник музея.
- Какова будет главная тема вашего музея?
- Что в вашем музее будет выставлено для обозрения посетителям?
- Как вы разместите экспонаты в вашем музее?
Вы можете сначала сделать эскиз будущего рисунка в тетрадях. После того как эскиз будет готов, можно делать рисунок в альбоме.
IX. Физкультминутка
Чтобы ваши руки немного отдохнули, выполним веселое упражнение.
(Педагог читает потешку «Солим капусту» с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники. Автор стихов - Т. Ткаченко с добавлениями М. Давыдовой.)
Мы капусту рубим,
Рубим, рубим, рубим.
(Выполняют поочередные взмахи выпрямленными кистями рук вверх и вниз.)
Мы капусту трем,
Трем, трем, трем.
(Трут кулачками рук друг о друга.)
Мы капусту солим,
Солим, солим, солим.
(Потирают пальцами, собранными в щепотку.)
Мы капусту, жмем,
Жмем, жмем, жмем. (Энергично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их обратно.)
Пе-ре-ме-ши-ва ем!
(Имитируют движения больших ложек.)
В бочки плотно набиваем
(Кладут одну ладошку поверх другой и как бы
уминают капусту, сгибая и разгибая локти.)
И в подвалы выставляем.
(Вытянутыми вперед руками катят бочку.)
Ох, и вкусная капуста!
(Ладонями поглаживают по животу.)
X. Самостоятельная работа
(Школьники продолжают и завершают самостоятельную работу.)
XI. Рефлексия
— Что такое музей?
— Какой музей называется краеведческим?
— Почему краеведческих музеев создано больше всего?
— О чем ребята узнают, побывав в краеведческом музее?
— Какой музей создали бы вы?
— Какие музеи нашей страны вы знаете?
— Картины каких художников в них выставлены?
— Какова роль братьев-Мастеров при создании музея?
— Что такое оригинал картины?
— Как называется картина, скопированная с оригинала? А теперь сочиним синквейн на тему «Музей».
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Сложите и уберите принадлежности для рисования.
На следующий урок принесите карандаши, краски или фломастеры. Прошу к следующему уроку выполнить такое задание: поговорите с вашими близкими — пусть они расскажут, в каких музеях им проходилось бывать и что они там видели.