Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
(ННГУ)
Арзамасский филиал
Кафедра педагогики и психологии педагогического образования
Выполнила:
Романова А.А.,
студентка 3 курса
заочной формы обучения,
направление Педагогическое образование
профиль Дошкольное образование
Курсовая работа
Природа как средство эстетического воспитания дошкольника
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент
Фомина Н.И.
Допущена к защите
____________________________ Горшков Е.А.
(подпись)
«____»_________________ 2016 г.
Г. Арзамас
Содержание
Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников.......................................................................................................
1.1. Сущность и понятие эстетического воспитания.............................
1.2. Задачи, методы, предмет и содержание эстетического воспитания
1.3. Психологические основы эстетического воспитания
1.4. Роль природы в эстетическом воспитании
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
2.1. Определение уровня эстетического развития детей
2.2. Методика работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Важным условием духовной жизни человека являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающем мире и искусстве. О влиянии красоты написано и сказано немало. Древние греки полагали, что красота и гармония являются не только эталонами явлений природы искусства, но и принципы общественной жизни.
В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания чаще можно прочитать на страницах газет и журналов или услышать с экрана телевизора. Так всем известная фраза Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир», давно потеряла свой первоначальный смысл. Поэтому мир действительно надо спасать. Цивилизация, которая дала человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба: экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от природы, которая прекрасна, так как красота, мера и гармония – это три кита эстетики, которые были присуще ей изначально.
Эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда вокруг всё прекрасно: дом, в котором он живёт, улицы по которым он ходит и т.д. Я думаю, что начинать приобщать человека к прекрасному надо как можно раньше – с дошкольного возраста и воспитывать его не только как слушателя и созерцателя, но и как активного творца красоты. Окружающая природа, современный уклад жизни, общественные и трудовые отношения людей создают предпосылки для эстетического развития ребёнка. С раннего детства он открывает и исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому и испытывает радость общения с природой, открывает для себя мир в разнообразных красках и науках.
Как писал В. А. Сухомлинский: «мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». Проблема эстетического воспитания вызывает у меня интерес, так как глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве является важным условием духовной жизни человека. Такие специалисты как Л. Шлегер, В. Шмидт, Е. Тихеева, Р. Орлова и другие, занимались особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного и природы.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-другому взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Поскольку данная проблема актуальна, я занялась темой эстетического воспитания дошкольников средствами природы.
Актуальность темыопределяется эффективностью реализации работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, также необходимо разработать комплекс занятий, который направлен на воспитание, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях должно использоваться сочетание передачи новой информации с ее применением, закреплением в практической деятельности.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
Цельисследования: определение наиболее эффективных путей и методов эстетического воспитания детей средствами природы.
Задачи исследования:
- изучить значение природы в эстетическом воспитании дошкольников
- выявить пути и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы
- определить задачи и методы эстетического воспитания
- изучить основы эстетического воспитания дошкольников.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
- наблюдение за деятельностью дошкольников
- опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию, которая включает действенные методологические приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического вкуса, определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. Это позволяет целенаправленно осуществлять процесс воспитания и даёт возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников.