Бланк ответов для родителей
Инструкция:Уважаемые родители! Психологическая служба Центра «Саторис» и педагоги-психологи школ района обращаются к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Данное анкетирование проводится с целью организации более эффективной психологической помощи родителям в вопросах воспитания детей. Анкетирование анонимное.
Анкета состоит из двух частей. В первой части представлены утверждения, касающиеся Вашего отношения к ребенку. Внимательно прочтите их. Если Вы согласны с утверждением, то обведите кружком соответствующий номер. Если с утверждением Вы не согласны, то зачеркните его номер. Во второй части Вам предлагается ответить на вопросы, которые касаются развития и воспитания детей. Помните, что здесь нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь отвечать искренне.
Текст опросника
Часть 1.Ваш пол (обведите в кружок) М / Ж
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
5. Я хочу, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
8. Строгая дисциплина развивает у ребенка сильный характер.
9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
12. Ребенок должен иметь секреты от родителей.
13. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
Часть 2.
1. Если Вам известны психологические и физиологические особенности развития подростков (12–15 лет), то назовите их (по 5 особенностей):
Психологические особенности подростков: __________________________
Физиологические особенности подростков: __________________________
Выберите один вариант ответа, с которым Вы согласны и подчеркните его.
2. Применяете ли вы в воспитании детей наказания?
r да, регулярно;
r время от времени;
r нет.
3. Какие меры наказаний вы используете?
r игнорирую ребенка (не разговариваю с ним, делаю вид, что не замечаю и т.д.);
r оказываю моральное давление (требую, принуждаю, унижаю, оскорбляю, обзываю);
r наказываю физически;
r лишаю удовольствий;
r другое ____________________________________________________
4. Готовы ли вы обращаться за помощью в решении трудностей, вопросов по воспитанию детей к специалистам, например, к психологу, социальному педагогу, дефектологу, психоневрологу, наркологу.
r да;
r затрудняюсь ответить;
r нет.
Спасибо за участие в анкетировании!
Анкета для учащихся
Инструкция: Ребята! Психологическая служба Центра «Саторис» проводит анкетирование среди учащихся 6-х, 8-х классов школ Орджоникидзевского района с целью изучения отношений между родителями и Вами, а также для оказания помощи в улучшении Ваших отношений с родителями. Анкетирование анонимное. Просим вас определить, какие из предложенных утверждений больше всего подходят вашим родителям. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение. Если вы считаете, что высказывание полностью соответствует воспитательным принципам ваших родителей, обведите кружком цифру «2». Если утверждение подходит частично – обведите цифру «1». Если же высказывание не относится к вашим родителям, то обведите цифру «0».
№ п/п | Шкала | Мои родители … | Да | Частично | Нет |
I. | Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет | ||||
I. | Считают, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять | ||||
II. | За одно и то же один раз наказывают, а другой – прощают | ||||
III. | Пытаются поддержать меня, когда мне трудно | ||||
V. | Применяют физическую силу при наказании | ||||
IV. | Проявляют интерес к моим делам | ||||
IV. | Всегда с пониманием выслушивают мои мнения и взгляды | ||||
I. | Контролируют, чтобы я всегда делал то, что мне сказано | ||||
VI. | Всегда откровенно отвечают на любой вопрос, о чем бы я не спросил | ||||
IV. | Часто хвалят меня за что-либо | ||||
IV. | Принимают меня таким, какой я есть | ||||
V. | Кричат, ударяют меня, если я делаю что-то не так, как они ожидают | ||||
III. | Позволяют мне самому выбирать себе занятие по душе | ||||
I. | Решают вместо меня с кем мне дружить | ||||
III. | Общаются со мной как обычно, даже если я их обидел | ||||
II. | Хвалят и наказывают иногда слишком много, а иногда слишком мало | ||||
III. | Всегда находят для меня время, когда это мне необходимо | ||||
II. | Обладают недостаточной терпеливостью в отношении меня | ||||
VI. | Я доверяю мнению родителей в решении своих трудностей | ||||
II. | Меняют свои решения так, как им удобно | ||||
VI. | Я пошел бы «в разведку» со своими родителями |
Спасибо за участие в анкетировании!
Трубачева И.И.,
психолог, школа № 502, г. Москва
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СЕМЕЙНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ
Цель работы по разработке методики оценки семейной социализации – создание средств оценки семейной социализации учащихся. Школа дает большой объем знаний по различным предметам, но, к сожалению, практически не готовит подростков к семейной жизни.
Одна из задач состояла в том, чтобы выявить основные признаки семейной социализации и её характер, рассмотреть черты социально компетентной личности, которые должны быть сформированы в ходе семейной социализации. Был подготовлен материал для проведения бесед с учащимися, для родительских собраний, в котором отражены основные понятия семейной социализации, представления о семейных ролях, умениях и навыках. То есть то, что необходимо каждому человеку для нормальной семейной социализации. Была разработана структура содержания того, что можно оценить в рамках семейной социализации у современных подростков, обучающихся в школе. На этом основании предложено несколько тестовых заданий для оценки семейной социализации.
Описание методики. Методика оценки семейной социализации предназначена для определения уровня грамотности учащихся подросткового и младшего юношеского возраста (8–11-е классы). Данная методика позволяет оценить как уже сложившиеся общие представления о семейной жизни у подростков, так и те знания, которые усваиваются учащимися в школе. При разработке методики и составлении тестовых заданий использовались положения Семейного кодекса РФ.
Представления о семье и семейных ценностях существенно различаются в зависимости от места жительства человека (город или деревня), от принадлежности к той или иной религии (православие, ислам и т.д.). В связи с этим данная методика имеет некоторые ограничения. Она рассчитана на городских жителей без учёта влияния религиозных убеждений.
При проведении процедуры тестирования необходимо помнить о том, что нельзя публично оглашать полученные в результате данные, а также использовать их в неблаговидных целях.
Содержание оценки семейной социализации. Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья (см. таблицу 1).
Таблица 1
Функции семьи и брака
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Специализация молодого поколения | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержка социального здоровья членов общества, уход за детьми | Предоставление хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим |
Производственно-экономическая | Развитие мелкого производства и сферы услуг, получение дохода за счет использования семейных фирм, фермерства | Предоставление экономической независимости один членов семьи другим, используя семейные предприятия, фирмы и т.д. |
Материальное обеспечение | Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи | Предоставление материальных средств одними членами семьи другим в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу |
Первичный социальный контроль | Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества, а также ответственности меду родителями и детьми, представителями старших и средних поколений | Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за нарушение норм взаимоотношений между членами семьи |
Духовное общество | Развитие членов семьи как личности, как полноценных членов общества | Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Передача определенного статуса членов семьи в обществе, воспроизводство его социальной структуры | Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга членов общества, социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов, связанных с досугом |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация членов общества | Предоставление психологической защиты и эмоциональной поддержки членов семьи, удовлетворение потребности в личном счастье и любви |
Сексуальная | Контроль сексуального поведения членов общества | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Термины и понятия, относящиеся к данной области, можно условно разделить на 4 группы (см. таблицу 2).
Таблица 2