О том, что такое член предложения
Итак, любое слово русской речи принадлежит к какой-нибудь ее части. Оно обладает набором признаков, которые роднят его с остальными словами той или иной компании.
И вот теперь, когда слово из отшельника-одиночки превратилось в важную часть чего-то большего, оно получает право стать членом клуба.
Я рисую здание с греческими колоннами, наподобие английского клуба.
Quot;Давай, предлагай любое слово, которое сейчас отправится в клуб". Обычно называют какое-нибудь существительное. Например, кино. Это и хорошо, что для начала попроще.
Войдя в клуб, слово становится его членом. В качестве знака принадлежности к клубу я рисую под словом кино элегантную клубную бабочку (эта бабочка обернется потом волнистой, или пунктирной, или еще какой линией - из тех, которыми в школе подчеркивают члены предложения).
Далее слову предлагается занять тот или иной столик. Я рисую условный зал, эстраду, круглые столики. Каждый столик - это какое-нибудь предложение. На одном столике я пишу П1, то есть предложение первое. На втором - П2. На третьем - П3. И так далее.
Так вот, наше кино присаживается за какой-нибудь из этих столиков. Ну, например, за столик П1. Здесь сидят члены, например, такого предложения: "Вчерашнее кино никому не понравилось". Все места заняты, только одно свободно - место подлежащего. Наше существительное садится на свободное место и становится членом этого предложения, а именно - подлежащим. Тем главным в предложении, о чем идет речь и что подлежит нашему пристальному рассмотрению.
А если оно сядет, например, за столик П5 ("Эта твоя история - просто кино!"), то каким членом предложения станет? Тем, в котором сказывается о подлежащем. То есть - сказуемым. А в предложении "Я люблю кино" - дополнением. А в предложении "Пошли в кино?" - обстоятельством.
А теперь какое-нибудь прилагательное - например, умный - в клуб отправилось. За одним столиком-предложением оно определением будет: "Мой умный пес знает пять команд". А в другом предложении - "Мой пес очень умный" - сказуемым.
Вот так быстренько пробежались между столиками и выяснили, что часть речи, становясь каким-нибудь членом предложения, начинает играть в этом предложении какую-то определенную роль.
Может глагол быть подлежащим? Тут все, конечно, вытаращивают глаза: "Глагол - подлежащим?!" Штампы ломать нелегко. С начальной школы в голове ребенка почему-то в очень жесткие пары связаны понятия существительное и подлежащее, глагол и сказуемое, прилагательное и определение. Так и никак иначе. Привыкли, что в текстах упражнений глагол обязательно место сказуемого занимает. Например, "Мой папа курит". А как вам такой перевертыш: "Курить вредно". А в этом предложении глагол "курить" какую роль играет? Тут они начинают чесать затылок, а потом говорят: "Да, действительно, роль подлежащего". А что о нем сказывается? Что это "вредно". А сказуемое-то здесь выражено кратким прилагательным.
ЧЕМУ ПОДЛЕЖИТ И ЧТО СКАЗЫВАЕТСЯ?
О терминах с "говорящими" именами
Следующий шаг (а может быть, предыдущий) - терминология. Что такое подлежащее, сказуемое и так далее? А чего тут знать-то, собственно говоря? Подлежащее - это то главное в предложении, что подлежит рассмотрению. Я так и пишу: "Подлежащее подлежит рассмотрению", - и подчеркиваю слово "подлежащее" одной чертой.
Сказуемое - это то, что сказывается о подлежащем ("Не скоро сказка сказывается..."): кто (или что) оно, какое оно, которое по счету, что делает, сделало или собирается делать и так далее. Слово "сказывается" подчеркиваю двумя чертами.
А что такое определение? Определение - оно, ясное дело, что-то определяет. А что? Либо подлежащее, либо дополнение. "Бабочка" (подчеркивание) у определения будет волнистой.
Соответственно, дополнение что делает? Правильно, дополняет. Что же оно дополняет? Вот тут выясняется, что чаще всего оно дополняет сказуемое. Подчеркиваем пунктиром.
А обстоятельство что такое? Как это ни странно, но обстоятельство - это буквально те самые обстоятельства, при которых произошло действие. А что это могут быть за обстоятельства? Да самые разные: времени, места, причины, цели. Здесь я обычно речевку говорю: где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как? - вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Но тут же оговариваю, что вопросы "почему?", "зачем?" и "как?" не совсем корректны. Не "как?", а "каким образом?" - и тогда оправдывается термин обстоятельство образа действия. Не "почему?", а "по какой причине?" - обстоятельство причины. Не "зачем?", а "с какой целью?" - обстоятельство цели.