Нарушения моторной, эмощюнально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся подростков и взрослых

У взрослых заикающихся имеются свои особенности в нарушении моторики:

1) общая напряженность мышечной системы, особенно в процессе речи, усиливающаяся при наличии логофобии;

2) нечеткость координации движений;

3) расхождение в моторике и речи: речь или запаздывает, или опережает движение. Речь запаздывает тогда, когда задание надо выполнить после неожиданного сигнала (заикающийся не может вовремя произнести слово). Речь опережает движение у заикающихся с чрезмерным напряжением мышц тогда, когда движение является для них неожиданным, неавтоматизированным;

4) уловки, вспомогательные движения;

5) неровность воспроизведения ритма. Так, у некоторых юношей и взрослых перед началом отстукивания ритмического рисунка возникает торможение в кисти руки (тонус); у других — ряд предварительных, добавочных, многократных движений, не доводят действие до конца и улавливают только зрительно (клонус); третья группа вводит вспомогательный удар, аналогичный эмболофразии. Как правило, заикающиеся выявляют задержку в начале ритмической фразы. В противоположность заикающимся, тахилалики демонстрируют большую стремительность в воспроизведении заданий и отсутствие выдержки на продолжительных длительностях.

6) Заикающимся и тахилаликам замедление темпа движения дается сравнительно легче, чем замедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого. Несомненна связь между темпом речи и темпом движения, так как при помощи медленных и плавных движений можно создать атмосферу спокойствия и облегчить больному переход к плавной, слитной речи.

7) У заикающихся и тахилаликов отмечаются отклонения в интеллектуальных и психических процессах, а именно: неустойчивость внимания, памяти, легкая отвлекаемость. Им не всегда удается выполнить задания, состоящие из разных движений, которые выполняются одновременно. Они не могут запомнить большого числа движений.

В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская выделяют следующие типы заикающихся (логоневротиков) по состоянию моторики.

1. Движения быстрые, беспокойные, соответствующие торопливой речи, не доводятся до конца, отмечается их неточность, соответствующая невнятность речи, с недостаточным открыванием рта и нечеткостью выражения. Этим заикающимся нужны коллективные задания, поочередные, сдерживающие неорганизованные порывы, упражнения на торможение, преодоление автоматизма, на координацию движений со словом. Педагогу необходимо следить за педантичностью, четкостью движений при выполнении заикающимися заданий.

2. Природная склонность к быстрым движениям, нос внутренней волевой силой. При большом внимании к себе у этих заикающихся темп речи устойчивый. Интеллектуально развиты, владеют собой. При выполнении заданий чувствуется большое сосредоточение внимания. Для них необходимы упражнения на координацию движений, на преодоление автоматизма, на регуляцию мышечного тонуса.

3. Средний темп движений. Этому типу заикающихся свойственна большая выдержка и спокойствие, хорошее внимание, память, высокая ритмическая одаренность, четкие, свободные движения. Для них необходимы упражнения с речью, поскольку хорошие моторные данные и ритмичность могут быть использованы как регуляторы речевых недостатков.

4. Средний темп движений. Наблюдается угловатость, напряженность, связанность, скованность. Отсутствует четкость в координации, особенно в координированном движении с речью. Эти заикающиеся неловки, с плохим ритмом, трудно понимающие задания. В детском и подростковом возрасте у них отмечается педагогическая запущенность. Для них необходима вся система ритмических и логоритмических движений, особенно коллективные упражнения на внимание, память, регуляцию мышечного тонуса, ориентировку в пространстве и коллективе.

5. Медленный темп движений. Движения вялые, связанные, нудные, нет интенсивности выполнения, решительности, наступательности. Для этого типа нужны разнообразные контрастные движения, а также чисто физкультурные упражнения — активизирующие, подстегивающие, тонизирующие.

6. Медленные, вялые движения в периоде ярко выраженного депрессивного состояния. Походка замедленная, голова опущена вниз, движения связанные или неестественно расслабленные, внимание неустойчивое, память ослаблена. Для этого типа необходимы упражнения с музыкальным сопровождением, характер музыки бодрый, мажорный, поднимающий эмоциональный тонус. Занятия обязательно коллективные, чтобы коллектив увлекал за собой больного.

Как отмечают С.С. Ляпидевский и В.П. Баранова, у некоторых заикающихся подростков нарушения моторики связаны с отношением к речевому расстройству. Так, у кого отсутствует фиксация на своем дефекте, наблюдается преимущественно моторная недостаточность речевой функции без заметного влияния наличность в целом, а утех, кто реагируют на речевой дефект, отклонения в психомоторике более выраженные. У заикающихся с целым рядом особенностей личности {мнительность, подозрительность, преобладание угнетенного состояния, навязчивый страх, неверие в возможность излечения) отмечаются значительные расстройства психомоторики.

В.М. Шкловский отмечает, что у взрослых заикающихся на первом месте по частоте встречающихся расстройств высших корковых функций стоят нарушения орального праксиса.

И.Ю. Лавкай также отмечает, что тяжесть речевого дефекта у заикающихся коррелирует со степенью нарушения орального и общего праксиса.

Исследования заикающихся с невротической и неврозоподобной формами, которые проводил Е.В. Оганесян, показали различное состояние их психомоторики.

У взрослых заикающихся с невротическим заиканием мышечный тонус слегка снижен по невротическому типу, движения координированны и плавны. Выполнение тонких проб при исследовании орального праксиса не вызывает выраженных затруднений. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. Заикающиеся понимают словесные инструкции по выполнению двигательного задания с первого предъявления и хорошо их удерживают. Отмечаются самостоятельное исправление ошибок при выполнении двигательной программы и хорошая двигательная обучаемость. Музыкально-ритмические способности развиты достаточно высоко. Органы артикуляции обнаруживают полную сохранность и достаточную подвижность при нормальном звукопроизношении. Одновременно с этим выявляется недостаточный уровень статической выносливости, недоведение элементов движений до конца, некоторая вялость и повышенная утомляемость, а также вялость и снижение диапазона движений органов артикуляции. В целом в моторной сфере у пациентов с невротическим заиканием нет диссоциации: все компоненты связаны между собой и развиты пропорционально, расстройства в двигательной сфере функциональны.

Картина двигательной недостаточности при неврозоподобном заикании полиморфна. Она отражает как недоразвитие, так и разные степени зрелости церебральных уровней организации движений. У больных с неврозоподобным заиканием мышечный тонус неустойчив, движения характеризуются напряженностью и несоразмерностью, наблюдаются нарушения согласованной координации движений рук и ног, обилие синкинезий. У многих выявляются неточности при воспроизведении двигательной программы и низкое качество выполнения проб на динамический праксис, особенно в артикуляционной и мимической моторике. Помимо затруднений при запоминании серий последовательных движений, отмечается инертность двигательных актов, не позволяющая больным быстро переходить от одной серии движений к другой. У большинства заикающихся имеются нарушения при воспроизведении и удержании темпа и ритма, низкий уровень развития музыкального слуха. Только у части больных выявляется полная сохранность музыкально-ритмических способностей. Все заикающиеся не могут самостоятельно исправить ошибки, словесная инструкция для них недостаточна и опорой в обучении являются наглядные примеры. В наиболее тяжелых случаях больные испытывают трудность в разноименной координации верхних и нижних конечностей, спонтанно переходя на одноименную координацию. Положительная динамика у заикающихся этой группы существенно ниже, особенно в состоянии мимической моторики и музыкально-ритмических способностей. В целом при неврозоподобном заикании имеется диссоциация развития разных компонентов моторики.

По-видимому, при неврозоподобном заикании имеется выраженное нарушение деятельности наиболее поздней в филогенетическом отношении премоторно-неостриарной системы. Недостаточно развитые в детском и подростковом возрасте системы, обеспечивающие взаимодействие моторики и речи, окончательно созревающие rt несколько более позднем возрасте, у больных с неврозоподобным заиканием созревают позднее, чем у больных с невротическим заиканием и нормально говорящих.

Своеобразные нарушения моторики у заикающихся любого возрастного диапазона требуют для своей коррекции комплексного воздействия, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики и музыкально-ритмического воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ

На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры:

1) вводные;

2) для развития слухового восприятия, внимания и памяти, зрительного восприятия, внимания и памяти;

3) для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;

4) для развития подражательности;

5) творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;

6) упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

7) для развития мимики лица и орального праксиса;

8) с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

9) этюды для развития воображения, творческих способностей;

10) для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;

11) заключительные;

12) инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), вечера юмора, пантомимы, концерты и т.п. (для взрослых).

Средства логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися в большей степени способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи, чем чисто логопедическая работа. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п.

Занятия логопедической ритмикой следует увязывать с работой логопеда и располагать логоритмический материал в течение учебного года сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания, оптико-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации и т.п. С периода воспитания сопряженного произношения даются задания с речью, в которых также отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность.

В логоритмической работе с заикающимися школьниками, подростками и взрослыми можно выделить следующие разделы.1

1. Воспитание медленного темпа и плавных движений. Упражнения на: расслабление и напряжение мышечного тонуса; воспитание объема внимания и памяти; одновременность и координацию движений; торможение; реакцию с выбором и преодоление автоматизма, например, заикающиеся маршируют по кругу: на счет «раз» — останавливаются, на счет «два» — идут спиной назад, на счет — «три» поворачиваются и идут в обратную сторону, на счет «четыре» — идут к центру и назад. Сигналы даются вразбивку: слуховые и зрительные.

Упражнения в спокойном темпе с ярко выраженным моментом коллективизма, например по очереди придумывают движения для рук. Фиксируют внимание на движении соседа справа и по сигналу перенимают все его движения. Продолжают и, выполняя свое движение, фиксируют внимание на движении соседа справа, по сигналу повторяют его. Так продолжается до тех пор, пока первоначальное движение не вернется к занимающемуся.

2. Связь речи с движением и музыкальным ритмом. Счет, связанный с ходьбой; упражнения со счетом или речью, связанные сдвижением.

Упражнения со счетом или речью, связанные с координацией движения — броски мяча со словами: «вверх — себе», «вверх — соседу» и т.д.

Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением: маршировать и считать под левую ногу. По сигналу остановиться и считать, затем возобновить ходьбу и счет.

Упражнения со счетом и речью, связанные с преодолением автоматизма: считать под левую ногу по порядку. По сигналу маршировать спиной назад и считать в обратном порядке до следующего сигнала.

Упражнения со счетом и речью, связанные с реакцией выбора: перебрасывать мяч друг другу, произнося любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное, затем наоборот.

В заключении этого раздела даются задания на проверку устойчивости речевого темпа, координации речи с движением.

3. Связь движения и речи с характером ритма. Показать forte и piano в движении и речи: считать громко и произносить фразы громко и шепотом.

Crescendo и diminuendo в движениях и речи, в связи с усиливающимся или утихающим музыкальным ритмом: постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука.

Эти разделы были выделены В.А. Гринер и Ю.А. Флоренской.

Акцент, т.е. ударение на определенном слове, в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук: «Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч».

Воспитание активной, насыщенной содержанием паузы. Заикающиеся маршируют и произносят громко текст, по сигналу останавливаются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говорят с того слова, на котором их застал сигнал.

Упражнения в дирижировании размерами 2/4 3/2 4/4 как средство нюансировки. Один заикающийся дирижирует, выражая своими движениями усиление и ослабление звука, а другие считают громче, тише, следуя указаниям дирижера.

В дирижировании размером 3/4 первая доля такта показывается прямым движением вниз (или с некоторым наклоном влево), вторая — дугообразным движением вправо, третья — небольшим дугообразным движением влево с направлением вверх. Структура схемы тактирования на 3 обеспечивает естественные соотношения долей в такте как сильной, более слабой и самой слабой. При дирижировании размерами 2/4 (если темп исполнения медленный), 4/4 применяется четырехдольная схема тактирования. Суть ее та же, что и предыдущей: то, что говорилось о второй и третьей долях трехдольной схемы, соответственно касается последних двух долей четырехдольной. Один дирижирует, выражая своими движениями усиление и ослабление звука, а другие считают громче, тише.

IV. Практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях. Предлагаются два вида заданий: 1) связанные с музыкой, на умение распределить слова во времени, например маршировка влево, вправо, поворот в обратную сторону, хлопки на месте. Заикающийся сам руководит группой, давая сигналы словами для перемены движения и направления; 2) не связанные с музыкой, дающие возможность проявить себя в речевом отношении.

Своеобразие логоритмических занятий со взрослыми заикающимися заключается в повышении степени осознанности необходимости занятий, в повышении самостоятельности выполнения движения. Большое значение приобретают самостоятельные занятия взрослых заикающихся под музыку дома (запись на магнитофоне, использование проигрывателя и др.). Осуществляется постоянный контроль за пластикой движений, осанкой, набором адекватных пантомимических движений для выражения мысли. Полезно выполнять движения с речью перед зеркалом; связанные с воображаемой ситуацией.

Взрослые заикающиеся разыгрывают сценические этюды с музыкальным сопровождением и без него. Отработанные дома этюды показываются на коллективных занятиях. Происходит коллективный обмен мнением по поводу увиденного или показ и последующее обсуждение происходит попарно.

В работе по ритмике со взрослыми заикающимися можно использовать приемы, разработанные Е.В. Оганесяном. Для больных с невротическим заиканием желательно включать в логоритмику элементы лечебной физкультуры, направленные на нормализацию мышечного тонуса, развитие физической силы и выносливости. Этим больным не требуется длительной моторной тренировки для перехода от чисто двигательных заданий к двигательно-речевым, а затем к собственно речевым упражнениям с музыкальной поддержкой и без нее. Высокое развитие у них музыкально-ритмических способностей позволяет быстро усложнять задачи, вводить смену темпа и ритма. Сохранность речедвигательного стереотипа при невротическом заикании требует, чтобы занятия логопедической ритмикой были направлены на переключение внимания заикающихся с собственно речевого процесса на ритмические движения в сменяющемся темпе и ритме. При этом становится возможным достаточно скоро вводить различные комбинации речевых и двигательных реакций.

Своеобразие двигательной функции при неврозоподобном заикании требует введения специальных приемов в систему логопедической ритмики. Поскольку при неврозоподобном заикании затронуты все уровни организации движений, то у этих больных необходимо формировать отсутствующие или нарушенные функции движения, связанные с центральной нервной системой. При этом восстановительный процесс необходимо строить с опорой на сохранные движения. Необходимо выработать у пациента четкость координированных и ритмичных движений в темпе и ритме музыки, организовать общую моторную деятельность, развить музыкально-ритмические способности. Тренировку можно начинать с элементарных ритмов и упражнений, постепенно переходя к другому виду упражнений только после полного усвоения предыдущего. В процессе обучения необходимо как можно больше использовать наглядные примеры и повторение инструкций до полного усвоения. После отработки курса ритмических двигательных упражнений постепенно вводятся речевые реакции, вначале элементарные: проговаривание фонем, односложных слов, под музыку, в сочетании с простейшими движениями, с максимальным привлечением активного внимания к процессу произнесения слова. Это способствует упрочению программы действия в речевой функциональной системе, ее стабилизации. Только после успешного осуществления этих координированных упражнений (т.е. проговаривания под музыку в сочетаниисэлементарнымидвижениями)можнопереходить к введению упражнений с сочетанием более сложных движений и речи под музыку. Поначалу они должны осуществляться в наиболее простых формах, и лишь постепенно следует переходить к тренировке переключения в различном темпе и ритме. Слабое развитие музыкально-ритмических способностей у части заикающихся данной группы требует максимального включения в занятия логопедической ритмикой музыкально-ритмических упражнений.

Логоритмические занятия со взрослыми заикающимися в условиях речевого стационара можно проводить по следующей схеме.

1. Вводная часть(1 —15минут).Организация внимания заикающихся, улучшение осанки, развитие координации движений со словом в ходьбе, повторение старых и вновь предложенных несложных упражнений, выполнение несложных элементов танцевальных движений (амплитуду движений и темп выполнения увеличивать постепенно).

2. Основная часть (30—45 минут). Упражнения на регулирование мышечного тонуса, на развитие внимания, памяти, координации движений со словом и стихотворным текстом.

3. Заключительная часть (10—15 минут). Упражнения в мимической гимнастике, спокойная ходьба, фигурная маршировка, расслабление.

Занятия со взрослыми заикающимися желательно проводить ежедневно или через день, но не менее трех раз в неделю, продолжительность занятия — от 45 минут до 1 часа 20 минут. Количество занятий зависит от продолжительности курса лечения. Ритмический материал располагается по схеме и тесно связан с планом логопедических занятий. Для логоритмических занятий отводятся специальные часы, или они могут входить в логопедическое занятие. Количество человек не должно превышать 8—10.

На занятиях с заикающимися школьниками 5—8 классов рекомендуется тренировать включаемость, или «запуск», общих и речевых движений2.

Средствами для развития быстроты включаемости движений являются строевые упражнения, в которых движение выполняется по определенной команде; игры на речевую и моторную реакцию; расчет в строю по порядку номеров на первый — второй, на первый — третий и т.д.; упражнения на одновременную автоматизацию речевого дыхания и быстроту включаемости, координирование деятельности всех трех отделов речевого аппарата. В эти упражнения входит произнесение на выдохе различного речевого материала, начиная с изолированных гласных звуков, их сочетаний и слогов до предложений разной сложности и длины. Включение в речевую деятельность осуществляется только со счета «два»; используется элемент неожиданности: занимающиеся узнают о том, кто из них будет говорить речевой материал непосредственно в момент включения в речь; при выполнении двигательных комплексов сигналом для включения в речь является первое слово фразы, сказанное дежурным по группе. Упражнения, направленные на автоматизацию речевого дыхания, оказывают существенную помощь при исправлении речи заикающегося.

Логоритмическое занятие с заикающимися школьниками целесообразнее строить из трех частей.

1. Вводная. Построение, рапорт дежурного, приветствие, знакомство с темой занятия, строевые упражнения, различные виды ходьбы, легкий бег.

2. Основная. Комплекс ЛФК(состоит из пяти упражнений), подвижная игра, успокаивающие упражнения, пение.

3. Заключительная. Обсуждение и оценка речи дежурного, подведение итогов занятия, индивидуальные задания.

В период курса лечения выполняется шесть комплексов ЛФК. Замена комплексов проводится через 6—7 занятий, т.е. через две недели. Логоритмические занятия насыщены речью. В вводной части осуществляется расчет по порядку номеров, а через каждые 2—3 занятия производится опрос детей на знание строевых команд и упражнений, разученных на предыдущих занятиях. Через 6—8 занятий вводится рапорт дежурного по той форме, которая принята на уроках физкультуры в массовой школе. Особенно богата речью основная часть занятия — комплекс ЛФК, упражнения на автоматизацию речевого дыхания, упражнения на произвольное расслабление и координацию движений, выполняемые подсчет или ритмизированную речь. С четвертого комплекса ЛФК вводится упражнение «горка» на регуляцию тонуса мышц артикуляторного аппарата, которое используется для проработки так называемых «трудных» звуков, слогов, слов и коротких фраз с этими звуками. Сначала трудные звуки произносятся при полной релаксации мышц артикуляторного аппарата в изолированном положении, в слогах и коротких фразах легко, свободно; затем на этих звуках мышцы языка или губ постепенно напрягаются до полной невозможности воспроизведения этих звуков, после чего также постепенно следует перейти к легкому, непринужденному их произнесению. Речевой материал произносится сразу всеми занимающимися согласованно, по движению руки педагога. Самая большая речевая нагрузка — у дежурного по группе. Первый речевой экзамен дежурного — его рапорт. После того как три комплекса ЛФК уже проработаны, дежурному поручается придумать и разучить с группой упражнение на координацию движений. Чуть позже в упражнения на автоматизацию речевого дыхания включаются предложения на определенную тему,' которые заранее придумывает дежурный и записывает их на листе. Предложения произносятся на выдохе. Перед выполнением упражнения дежурный зачитывает вначале четыре предложения, а остальные повторяют их за ним отраженно, чтобы лучше запомнить, затем при выполнении упражнения на счет «раз» дежурный называет первое слово из этих предложений, а на счет «два-три-четыре» тот занимающийся, на которого указывает педагог, произносит все предложение полностью. В конце курса лечения дежурный самостоятельно проводит занятие, педагог только аккомпанирует.

Примерное занятие с заикающимися дошкольниками, младшими школьниками, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему:

1) вводные упражнения: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе;

2) распевание: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движениями рук;

3) пение: для автоматизации звуков, воспитания координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте; для развития ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки;

4) упражнения на воспитание произвольного внимания (специальное стимулирование внимания, быстрая и точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося);

5) упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;

6) слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;

7) игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмоциональности;

8) заключительное упражнение (спокойная ходьба в колонне).

Проводя занятия по логопедической ритмике с заикающимися преддошкольниками, необходимо учитывать как формирование различных психических процессов и функциональных систем ребенка в нормальном онтогенезе, так и некоторые особенности развития самих заикающихся. Следует также принимать во внимание анатомо-физиологические особенности детей данного возраста, протекание их познавательной деятельности (в том числе игровой), эмоционального состояния, общительности, речи и моторной функции.

У преддошкольников имеется следующее своеобразие анатомо-физиологической системы:

1) незаконченное дифференцирование клеток коры головного мозга, в том числе психомоторных зон, которое затрудняет выполнение статических расчлененных движений(сгибание, разгибание рук, ног), что вызывает у ребенка быстрое утомление. В связи с этим, необходима частая смена различных движений, способствующая равномерному чередованию процессов возбуждения и торможения и их уравновешиванию;

2) быстро растущий мягкий скелет ребенка 2—3 лет легко подвергается разнообразным искривлениям. Поэтому не следует выполнять силовые движения, связанные с чрезмерной нагрузкой на плечевой пояс, и длительно находиться в статическом положении;

3) в развитии и функциональном становлении нервно-психической сферы детей 2—3 лет огромная роль принадлежит положительным эмоциям. В силу этого, содержание и организация логоритмических занятий должны вызывать у детей удовольствие. Одобрение и похвала повышают эмоциональный тонус ребенка, снимают моторную и психическую скованность и высвобождают, а отчасти и повышают его общую активность, стимулируют и облегчают общение.

При подборе речевого материала следует иметь в виду специфические черты диалога маленьких детей: приспособление к партнеру с помощью частых реплик — повторений; обязательное обращение первого из говорящих к кому-либо из сверстников; относительная организованность диалога: вступление в диалог по очереди, направленность к определенным лицам, т.е. осуществление главной функции речи — коммуникативной. Дети 2—3 лет используют речь как средство общения, переживаний или призыва к совместному действию. Действие порождает у детей чаще диалог. чем монолог, поскольку ребенок либо стремится к разговору, либо просит о помощи. Из потребности непосредственного выражения аффектов и желания сообщить другим собственные переживания рождаются лексические и грамматические особенности обращения: высказывания носят повелительный или вопросительный характер, форму просьбы, с чем связано большое количество глаголов в повелительном наклонении.

Появившееся заикание, как правило, еще не оказывает отрицательного воздействия на поведение, речь и развивающуюся личность большинства детей. В то же время у части заикающихся детей раннего возраста отмечается дисгармоничное развитие моторной функции, речи, общительности, подражательности, взаимоотношений со сверстниками, а также индивидуально-личностные особенности. Исследования Г.А. Волковой детей 2—3 лет с заиканием и без заикания показали, что у всех наблюдается задержка в развитии и автоматизации следующих моторных навыков (перечисление дается в соответствии с формированием в онтогенезе):

1) схватывание предмета и длительное удерживание его в руке;

2) движения пальцев и кисти рук в играх типа «Ладушки», «Сорока»;

3) пользование ложкой;

4) овладение ходьбой;

5) рядом последовательных действий в играх со строительным материалом.

Эти дети характеризуются неуравновешенным поведением, что проявляется в аффективном отношении к окружающим. У многих отмечается инертность в деятельности, быстрая утомляемость. Часты раздражительность, реакции негативизма и агрессивности. Многие, дети плаксивы. Для большинства характерна неустойчивая общительность, вплоть до отказа от контактов даже с любимыми близкими.

Занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом следующих условий.

1. Взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности, речи и движений.

В раннем детстве пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения еще не выделяются в разделы музыкального воспитания со специальными задачами и программным содержанием. Происходит лишь возникновение этих видов деятельности, начинают формироваться предпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Поэтому слушание музыки сопровождается подпеванием, подпевание — движениями.

2. Неразвернутость процесса обучения.

Содержание логоритмического занятия должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различной высоты, тембра, динамики. Уровень музыкально-ритмических навыков у детей раннего возраста характеризуется такими терминами, как «первоначальные певческие проявления», «элементарная ритмичность движений». Этим подчеркивается незавершенность процесса обучения детей третьего года жизни.

3. Повторяемость заданий.

Например, воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением двух-трехчастной формы, осуществляется в течение всего логопедического курса (при этом используется разный музыкальный репертуар).

4. Небольшой объем движений, речевого и музыкального материала.

5. Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствии с содержанием этапов логопедической работы.

Логопедическая ритмика с заикающимися преддошкольниками включает следующие разделы.

1. Формирование сенсорных способностей: восприятия различной модальности, внимания, реакций на ритм и слуховые раздражители. Прежде всего формируется восприятие музыки. Сначала дети воспринимают музыкальное произведение в целом, затем начинают слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, вступление и заключение.

Слушание разнообразных музыкальных произведений, упражнения на различение четырех свойств музыкального звука: высоты, длительности, тембра, динамики. Дети называют, про кого рассказывает музыка (например про кошку или котенка), и показывают соответствующую игрушку. Зрительный образ игрушки связывается с определенной музыкой и названием.

К концу логопедического курса дети различают трехчастную форму музыкального произведения, громкое или тихое звучание разнохарактерной музыки, высокое или низкое звучание колокольчиков, определяют звуки металлофона, фортепиано в интервале «до»1 — «до»2 (узнают, кто чирикает: птичка или птенчик), передают разный ритм в действиях с игрушками (кукла шагает, бегает или прыгает).

2. Формирование музыкально-ритмических навыков. Ходьба, бег, полуприседание, покачивание на ногах («пружинка»), сочетание ходьбы с подпрыгиванием, упражнения с предметами, движения в соответствии с контрастным звучанием музыки. Темп и ритм бега, а также положение рук произвольные.

К концу логопедического курса дети должны научиться самостоятельно менять движения при смене характера музыки.

3. Воспитание умения сохранять равновесие. Ходьба по ограниченной площади, перешагивание через предмет, восхождение на наклонную плоскость, ходьба по лежащей на полу веревочке и т.д.

4. Воспитание комплекса движений в прыжках, плясках.

Простые элементы прыжка (подтанцовывание, подпрыгивание, перепрыгивание через какой-либо предмет на малое расстояние — 5, 10, 15 см, соскакивание). Пляски строятся на основе смены движений под двухчастную музыкальную пьесу или в соответствии с текстом песни.

К середине логопедического курса дети осваивают плясовые движения в различных построениях: по кругу, по одному, парами.

5. Воспитание навыков выразительных движений. Ритмичная ходьба под музыку, бег врассыпную, хлопки в ладони, притопывание ногами, вращение кистями рук, повороты вокруг себя на шаге в одну сторону и т.п.

К концу логопедического курса нужно подвести детей к выразительному исполнению движений в свободных плясках, к инсценировке простейших песен. Выразительности движений способствуют упражнения на релаксацию рук, ног, шеи, плечевого пояса.

6. Воспитание пространственной ориентировки. Ходьба по одному, парами, «стайкой», врассыпную, друг за другом, в обратном направлении, исполнение несложных танцевальных движений.

7. Воспитание чувства ритма, темпа, громкости звука, умения соблюдать паузы в пении. Формирование певческих интонаций путем подстраивания к пению взрослого; подпевание окончаний музыкальных фраз.

К середине логопедического курса дети вместе с логопедом и самостоятельно поют две последние фразы каждого куплета, построенные на повторяющемся интервале нисходящей большой терции. К концу года, подстраиваясь к голосу взрослого, дети поют несложные песни с короткими фразами. Это пение сопровождается инструментальным исполнением. Разучиваемые песни следует чаще повторять в различных ситуациях: на логопедических и воспитательных занятиях, во время показа новой игрушки, игры и т.д., а также в домашних условиях.

8. Воспитание чувства музыкального ритма. Ходьба, бег, прыжки, несложные пляски, танцы, хороводы.

9. Воспитание моторики рук: кисти, пальцев, плеча и предплечья. Проводится в замедленном и нормальном темпе.

Движения подразнохарактерную музыку. Например, слушая спокойную мелодию, укачивать куклу; слушая веселую плясовую музыку, хлопать в ладоши; повторять за педагогом звукоподражания, погладить кошку (игрушку); под звуки марша энергично помахать флажками; в соответствии с музыкой выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками; под пение педагога о птичке постучать поочередно пальцами одной руки по ладони другой руки («покормим птичку») и т.д.

10. Воспитание артикуляторных движений, плавного выдоха, интонирования, звуковедения, дикции, динамики. Потешки, двучетверостншья со звукоподражаниями, подпевание, распекание, пение.

11. Формирование игровой деятельности. Игры-занятия, из которых наиболее важна музыкально-дидактическая игра. Она включает в себя развитие игровыхдействий, объединяет многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Содержание, структура, игровые действия и правила музыкально-дидактической игры способствуют развитию высотного, ритмического, динамического и тембрового слуха.

12. Воспитание чувства партнера и коллектива, инициативы, развитие волевой сферы — способности к сосредоточению.

Движения в соответствии с музыкальным образом, инсценирование песни, хороводы, игры.

Основу методики логоритмического воспитания составляет подражание действиям воспитателя, логопеда и детей, правильно выполняющих задание. Коллективные методы сочетаются с индивидуальным подходом к детям: проверка выполнения задания у каждого ребенка, у небольшой группы и т.д. Логопед и воспитатель используют разные приемы: показ движения, словесные инструкции, пояснения, образный рассказ, выполнение движения вместе с ребенком, повторение с ним нужного слова, фразы; при этом применяются одобрение, похвала, поощрение, необходимые в работе с заикающимися детьми третьего года жизни.

Различаются тематические и комплексные логоритмические занятия. В тематических занятиях виды музыкальной, двигательной и речевой деятельности объединены каким-либо одним образом (например птичкой, куклой, шарами, гусями, самолетом, дождиком, елочкой, кошечкой).

В комплексных занятия музыкальная деятельность сочетается с художественно-речевой и изобразительной; происходит чередование действий {например, дети то рассматривают игрушку, то выполняют выразительные движения персонажа, то рисуют или наклеивают готовые формы под музыку, определяющую темп деятельности, то поют вместе с педагогом).

Все виды логоритмических занятий проводятся в первую половину дня и продолжаются до 20 минут.

В работе с заикающимися любого возраста Н.А. Власова, В.А. Гри-нер, ГА. Волкова рекомендуют широко использовать пение. Для заикающихся дошкольного и школьного возраста подбираются такие песни, в которых музыкальное сопровождение ладовой природой, темпом, характером, оттенками дает представление о содержании музыки, и дети отличают песни не только по тексту, но и по образному их звучанию. Они выразительно передают содержание песни; бодрое, радостное настроение праздничного марша или задумчивые, тихие звуки осенней песенки, веселье скачущего зайца или размеренный ритм поезда. Чем разнообразнее песни по содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий ребенка. Важную роль играет текст песни. Если у заикающихся имеются нарушения звукопроизно-шения и на логопедических занятиях ведется работа по постановке и автоматизации звуков, то тексты песен не должны включать звуки, не усвоенные детьми.

Песни исполняются, как правило, хором. Возможно и индивидуальное исполнение, но оно требует большей собранности, ответственности и самостоятельности в поведении и речи. Не все заикающиеся справляются с этим заданием. Поэтому индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: вначале ребенок поет в хоре, в подгруппе. Затем логопед подбирает песню в форме своеобразного диалога: один поет вопрос и двое или трое пропевают ответ, потом диалог поют двое заикающихся, причем тот, у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет ответ на заданный вопрос и лишь потом выступает инициатором диалога.

Исполнение песни зависит от этапа коррекционной работы. В периоды молчания, шепотной речи дети лишь слушают песню, исполняемую педагогом, или ее мелодию. В период сопряженной и отраженной речи, совместно исполняя песню с педагогом, дети усваивают ее содержание, заучивают текст. На этапах вопросо-ответной речи дети исполняют песни в форме диалога. В этот же период логопед проводит инсценировки песен, текст которых подбирает в вопросо-ответной форме. Когда ребенок научится пользоваться самостоятельной речью, исполнение песни также изменяют. Дети поют самостоятельно, сначала хором, затем индивидуально. Запев песни может исполнять один ребенок, а припев — все. Также самостоятельно происходит и инсценирование песни.

В начале и в конце курса после прослушивания музыки логопед предлагает заикающимся рассказать о том, что они услышали в музыке, какие чувства она у них пробудила.

Музыкальное восприятие является сложным и поэтическим процессом, наполненным глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков, созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Во время пения у заикающихся вырабатываются певческие навыки, напевность в протяжном пении гласных [«а»], [«о»], [<и/л>], [«гэ»|, [«и»\ их сочетаний. Для укрепления певческого диапазона вначале даются небольшие упражнения, попевки, которые каждый раз поются в более высокой тональности, т.е. транспонируются (изменяется тональность произведения в сторону повышения или понижения). Используются различные регистровые упражнения (один и тот же человек поет то высоко, то низко).

В работе над дикцией логопед привлекает внимание детей к выразительным речевым интонациям в песне и их соотношению с музыкальными интонациями. Заикающиеся учатся выделять голосом обращение («Эй, с дороги, берегись!»), вопрос («Где ж мои ребятки, серые котятки?»), характерные признаки образа («Трусишка-зайка серенький...»).

Для развития звуковысотного слуха заикающимся предлагаются следующие упражнения: определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали); услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз; различать высокие и низкие звуки, а также движение мелодии вверх-вниз; определить правильно и неправильно поющих.

Для развития координации голоса и слуха: уметь « настраиваться» по заданному звуку; произвольно, по заданию педагога и с его помощью, повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности; «подравнивать» высоту и характер звучания своего голоса к голосам других, исполняющих мелодию по указанию педагога; точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.

Полезно обучать заикающихся петь песни без музыкального сопровождения. Такое пение способствует развитию слухового внимания, чистоте дикции и звука голоса.

Сначала заикающиеся поют в сопровождении фортепиано (мелодия чуть подыгрывается), затем поют вместе с педагогом и, наконец, самостоятельно, без музыкального сопровождения.

При работе с заикающимися всех возрастов можно использовать мелодекламацию. Отбор стихотворных и прозаических текстов производится с учетом возраста, состояния речи, развития музыкальных способностей, этапа коррекционной работы. Музыка, сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование, должна соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения.

Наши рекомендации