Тема 8. Понятие добродетели в сфере медиапедагогики. Принципы медиапедагогики.
Учебная программа. Этика образования
Тема 1. Понятие этики. Краткая история основных этических учений.
Этимология понятий этика, мораль, нравственность. Ситуации морального выбора: примеры, характеристики и способы разрешения. Противоречие между добродетелью и счастьем. Разнообразие моральных и этических теорий. Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали и трактовкой морального идеала. Проблема этического обучения.
Тема 2. Прикладная этика. Моральные дилеммы современного общества. Признаки проблем современной прикладной этики.
Понятие прикладной этики способы его истолкования в современной науке. Соотношение прикладной этики с классической и профессиональной этикой. Виды прикладной этики: биомедицинская этика, предпринимательская этика, экологическая этика, политическая этика. Основные проблемы прикладной этики: смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия, клонирование. Признаки проблем прикладной этики.
Тема 3. Предмет этики образования. Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания.
Дилеммы современной этики образования. Содержание этики образования:1) изучение этических проблем образовательной деятельности; и 2) изучение проблем собственно этического образования, к числу которых относятся вопросы нравственного смысла и понятия образования, соотношения образования и воспитания, этических возможностей обучения нравственным добродетелям, определения уровней и ступеней нравственного обучения.
Образование и воспитание: теоретическое и практическое образование. Противопоставление, соподчинение и тождество образования и воспитания.
Тема 4. Дилемма этического образования
Главная проблема этического образования – возможность обучения добродетели. Определение сущности добродетели как цели обучения. Рационалистический (интеллектуалистский) и иррационалистический (аффективно-волевой) подходы к проблеме.Традиции этического образования Античности
Тема 5. Нравственный смысл и моральные уровни обучения.
Иерархия уровней обучения по Ж. Пиаже. Ступени образования по Л. Кольбергу:
Уровень А. Доконвенциональный уровень:
Ступень 1. Ступень наказаний и повиновения.
Ступень 2. Ступень следования индивидуальным инструментальным целям и целям обмена.
Уровень В. Конвенциональный уровень
Ступень 3.Ступень взаимных межличностных ожиданий, связей и согласия.
Ступень 4. Ступень социальной системы и ее сознательного поддержания.
Уровень С. Постконвенциональный или принципиальный уровень:
Ступень 5. Ступень первоочередных прав и общественного договора или пользы для общества.
Ступень 6. Ступень универсальных этических принципов.
Содержание уровней образования.Социальные перспективы ступеней морального развития.
Тема 6. Медиапедагогика и современные реалии медийного образования
Понятие медиапедагогики. Медиапедагогика в современном обществе. Воздействие медийных средств на поведение людей. Задачи медиапедагогики.
Тема 7. Конфликты ценностей в сфере современного образования.
Основные дилеммы медиапедагогики. Дилемма насилия. Аргументы, предостерегающие от негативных последствий воздействия сцен насилия на сознание и поведение человека. Аргументы, допускающие сцены насилия. Дилемма интерактивности. Аргументы эффективности интерактивности. Аргументы против интерактивности. Особенности воздействия медийных идеологий на молодежь.
Тема 8. Понятие добродетели в сфере медиапедагогики. Принципы медиапедагогики.
Добродетели современной медиапедагогики, и их этическое содержание.
а) добродетель антиизоляционизма
б) добродетель передачи знаний
в) добродетель сохранения выбора
г) добродетель дозирования
д)добродетель рефлексии формального и содержательного устройства медийного средства
е) добродетель медийной трансформации
ж) добродетель медийной интеграции
Особенности принципов медиапедагогики в современной ситуации.