Защита личных и имущественных прав несовершеннолетних.
В настоящее время нормы, защищающие имущественные (включая жилищные) права несовершеннолетних детей содержаться о большом количестве различных кодексов (Гражданский, Семейный кодексы), федеральных законов, нормативных правовых актов. Отраслевое регулирование вопроса, отсутствие правила по подготовке и выдаче предварительных разрешений на сделки, затрагивающие имущественные интересы детей приводит к тому, что права несовершеннолетних нарушаются как родителями (законными представителями), так и органами опеки и попечительства, которые вынуждены принимать решения на основании сложившейся практики. Не случайно, например, в 2003 г. было отменено 394 На 01.01.2004 г. в Российской Федерации функционировало 1311 детских домов с контингентом воспитанников – 75,4 тыс. чел. 96 детских домов-школ с контингентом воспитанников 11,4 тыс. чел., 150 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с контингентом воспитанников 23,5 тыс. чел., 646 общеобразовательных школ-интернатов, где воспитывается 9,7 тыс. детей данной категории. Кроме того, в 1952 коррекционных образовательных учреждениях воспитывается 40 тыс. детей данной категории., в том числе 25,4 тыс. детей – в 217 специальных (коррекционных) школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
15Социальная защита ребенка
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:
в сфере семейных отношений:
в сфере образования:
в среде обитания ребенка.
Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих,право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.
Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.
Стандарты социальной защиты детства
Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:
гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.
Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования.Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.
Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.
Опека и попечительство как формы защиты детства
Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство.Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, апопечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.
В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.
Социальная защита детей в сфере образования
Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.
В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).
Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.
В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.
При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.
Объекты и субъекты социальной защиты детства
Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.
Правовая база социальной защиты детства
Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.
Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.
Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.
Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.
Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.
Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.
Материально-экономическая база защиты детства
Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).
Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база, которая включает:
бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
средства, выделяемые Русской православной церковью;
средства, выделяемые другими религиозными организациями.
Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.
Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).
Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).
Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.
14 Как становящаяся отрасль науки, оформляющаяся в статусе научной дисциплины, социальная педагогика неизбежно проходит в своем развитии три этапа. Первый этап - этап эмпирический, этап сбора, накопления, обобщения и классификации данных опытной деятельности множества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Наряду с такой опытной практической социально-педагогической деятельностью осуществлялась и деятельность ее научного анализа в той или иной его форме.
Изучение истории социально-педагогических идей показывает, что они отражали социально - педагогическую практику, социально - педагогическую деятельность различных субъектов и институтов общества, ее разные виды. Они существовали в «рассыпанном» виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, партийных и политических деятелей и других специалистов.
В условиях советского времени было «точно известно»: «марксистская педагогика считает, что нет такой области и образования, и воспитания, которая не была бы так или иначе связана с обществом, и что поэтому вся педагогика социальна»; социальная же педагогика при этом определялась как «одно из направлений буржуазной педагогики» [1]. Такой, марксистский, взгляд на социальную педагогику продолжает сохраняться и в настоящее время.
Второй этап развития социальной педагогики - этап научно-эмпирический: построение идеализированных моделей социально - педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности). На этом этапе формируются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, отражающие с помощью определенных допущений познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.
Третий этап становления социальной педагогики - теоретический. На этом этапе осуществляется формирование, становление и развитие социально-педагогической теории.
Однако продвижение научного социально - педагогического знания посредством перехода с одного этапа на другой не осуществляется линейно. Существуют, по крайней мере, три основных пути ее развития (последовательный, параллельный и приоритетный). Суть последовательного пути заключается в обеспечении последовательной смены трех вышеуказанных этапов в ее развитии. Параллельного - в преодолении недостатков первого пути при сохранении его преимуществ. Невозможно, например, определить этап, когда эмпирического материала будет «достаточно» для перехода к научным разработкам в области социальной педагогики на теоретическом или, тем более, на методологическом ее уровнях. Поэтому, параллельно с развитием эмпирического этапа, этапа научной обработки полученных данных, социальная педагогика развивает свою теорию и методологию, опираясь как на накопленный фактический материал, так и на силу прогнозных разработок, научного моделирования, на возможности метода категориального синтеза теорий. Суть приоритетного пути в выстраивании приоритетов в ее развитии как области практической деятельности, как научной дисциплины, как образовательного комплекса, в формулировании базовых, ключевых проблем научных социально-педагогических исследований.
3 блок 171. Факторы, являющиеся источником отклонения в развитии ребенка и его социализации, можно разделить на три основные группы:
✓ биогенные;
✓ социогенные;
✓ психогенные.
Любое ограничение потенциальных возможностей человека неизбежно затрагивает всю его организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодействия человека со средой, к "социальному выпадению".
2. Согласно медицинской модели социального выпадения отклонения в социальной жизнедеятельности детей являются следствием патологии здоровья, то есть отражением и проявлением внутренних болезненных процессов, а именно:
✓ эндокринных нарушений;
✓ нарушений созревания (акселерация и недоразвитие);
✓ органических мозговых нарушений;
✓ генетических отклонений и др.
Тот факт, что социальное пространство, в котором находится ребенок, тоже оказывает на него свое воздействие, в рамках этой модели во внимание не принимается.
На рубеже XIX — XX вв. в рамках медицинской модели сформироваласьтеория социальной полезности людей с ограничен-
ными возможностями. Ее суть заключается в том, что если такие люди могут осуществлять элементарную социально полезную деятельность, то при необходимом профессиональном обучении они способны материально себя обеспечить и не быть обузой и бременем для государства.
В течение долгого времени для обозначения людей с ограниченными возможностями повсеместно использовалось слово "инвалид" (от лат. invalidus — бессильный, слабый), которое, по сути дела, выражало отношение общества к данной категории людей как к более слабым, а потому менее способным.
3. Социальная модель сформировалась на основе теории психоанализа в 60-х гг. XX в. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и социумом. С этой точки зрения ограничение возможностей человека вызвано во многом отношением к нему окружающих людей, выделяющим его из общества, а также барьерами, которые существуют в окружающей его среде (архитектурной, социальной, психологической, педагогической и др.), рассчитанной прежде всего на здоровых людей. В связи с этим новым подходом в современной зарубежной литературе слово "инвалид", как выражающее социальное притеснение и неравноправие определенной категории граждан, не употребляется.
Отклоняющееся поведение детей стало рассматриваться как:
✓ не только отклоняющееся, но и корректирующееся;
✓ находящееся во взаимосвязи с процессами семейного воспитания и межличностного взаимодействия.