А ориентируясь на схему 2 , задачу можно решить толь-
ко одним способом. Полезно также обсудить, в чём ошибка
Детей, которые выбрали схему 4 и 5 . Можно предложить
учащимся подчеркнуть в тексте задачи «важные слова», на
Которые они не обратили внимания. (Среди всех рыб было
Карасей.)
В задании 282 дети вставляют пропущенные знаки и са-
мостоятельно записывают равенства в тетрадях (1?й столбец).
При проверке ученики вычисляют промежуточные ре-
Зультаты и, если допускают ошибку, объясняют _ как они
Действовали.
Выполняя задание 283, учащиеся записывают самостоя-
Тельно неравенства первого столбца в тетрадях, а при провер-
Ке поясняют, как они действовали.
Например, 27 _ 15 _ 8 … 27 _ 5 _ 19. Возможны такие
пояснения: 1) Первые слагаемые в левой и правой сумме
Одинаковые, поэтому достаточно вычислить сумму второго и
третьего слагаемых: 15 _ 8 _ 23, 5 _ 9 _ 14. 23 _ 14, значит
Левая сумма больше правой.
Можно воспользоваться прикидкой, сравнив вторые и
третьи слагаемые в суммах: 15 _ 5 на 10, а 8 _ 19 на 11. Зна-
Чит, сумма второго и третьего слагаемых слева больше, чем
Сумма второго и третьего слагаемых справа.
3) Дети вычисляют промежуточные результаты:
И 27 _ 5 _ 32, 32 _ 19 _ 51.
Вопрос «Что ты заметил?» не вызывает у детей затрудне-
Ний после того, как они запишут неравенства в первом столб-
Це. (Во втором столбце сравниваются значения выражений,
Которые получаются слева и справа в первом столбце).
Урок рекомендуем дополнить № 1 ТПО № 2.
На дом: задания 282 (2?й столбец), 532, 534.
Методические рекомендации к урокам. III четверть
УРОК 6. Контрольная работа № 9
Цели – проверить:
А) умение складывать и вычитать двузначные и однознач-
Ные числа;
Б) усвоение математической терминологии.
УРОК 7. (Задания 284–287)
Цель. Рассмотреть вычислительный приём вычитания
Двузначного числа из двузначного с переходом в другой
Разряд.
Обсудив ошибки, допущенные в контрольной работе, учени-
ки читают задание 284, анализируют и сравнивают предло-
женные в нём выражения, вычисляют их значения и прихо-
Дят к выводу, что утверждение является верным.
Задание 285 (1Kй столбец). Школьники вставляют пропу-
Щенные числа, записывают равенства в тетрадях и объясня-
Ют, как они действовали. (Надо из 63 вычесть 27. Предста-
Вив число 27 в виде суммы разрядных слагаемых, мы вычтем
Сначала 20, а потом 7.)
Работу с заданием 286 можно организовать по вариантам.
1-й вариант вычисляет значение выражений в 1?м столбце и
записывает соответствующие равенства, 2?й вариант выпол-
Няет такую же работу со вторым столбцом. Затем учитель
Предлагает сравнить в парах записанные равенства и выяс-
Няет, что заметили дети. (Из значения суммы вычли второе
Слагаемое, получили первое.)
Далее педагог обращается к классу:
– Посмотрите, какие выражения записаны в третьем
Столбце. (Здесь из значения суммы вычитается первое слага-
Емое, значит, получили в ответе второе слагаемое.)
– Можно ли, не выполняя вычислений, назвать ответ в
третьем столбце? (Да. Для этого можно воспользоваться ра-
венствами, которые записал 1-й вариант. Если из значения
Суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое.)
– А можно ли воспользоваться равенствами, которые за-
писал 2-й вариант? (Да. Если из уменьшаемого вычесть зна-
Чение разности, то получим вычитаемое.)
Рекомендуем выполнить на уроке № 2 ТПО № 2 (с. 4),
А выражение на с. 5 включить в домашнюю работу.
На дом: задание 287, № 2 (с. 5) ТПО № 2.
Методические рекомендации к урокам. III четверть
УРОК 8. (Задания 288, 289, 501, 502)
Цель. Совершенствовать умение решать задачи.
После проверки домашней работы ученики выполняют фрон-
тально задание 288 а), б): читают задачу и поясняют предло-
Женные в учебнике выражения.
1) 5 _ 3 (на столько килограммов лук тяжелее свёклы),
На столько килограммов лук тяжелее моркови
Или на столько больше масса лука, чем масса моркови).
Пункт в) можно выполнить по вариантам. 1?й вариант от-
вечает на вопрос 1); 2?й вариант отвечает на вопрос 2).
1?й вариант 2?й вариант
Кг) 1) 2 _ 3 _ 5 (кг)
Кг) 2) 5 _ 1 _ 6 (кг)
Дети делают вывод, что для ответа на вопрос задачи нужно
Выполнить еще одно действие (22 _ 6 _ 16 (кг)). Значит, для