II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и
Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.
Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.
Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные: ____
Согласные: ___________________________________________________________________
[б], [п,] [м] ____
[в,] [ф]________
[д,] [т,] [н] ____
[г,] [к,] [х] ____
[й]___________
свистящие ____
шипящие _____
аффрикаты ___________________________________________________________________
[л,] [л’]_______
[р,] [р’] _______
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
- прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки («худышка»);
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):
а) губы – «улыбка» - «трубочка»;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).
объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) атака голоса (мягкая, твердая);
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи
(при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) ритм (нормальный, аритмия);
в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол – стул, косы – козы;
папа – баба, горка – корка;
точка – дочка, миска – мишка.
2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя
Импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. ( на картинках);
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).