Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. 2 страница
Литература:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
2. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Прогресс, 2004.
3. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубровская. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер-Пресс, 2004.
5. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.
6. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М.: Высшая школа, 2003.
7. Робер, М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Аспект-пресс, 2004.
8. Социальная психология и этика делового общения. – М.: Наука, 2005.
9. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – СПб.: Питер-Пресс, 2003.
ПЕДАГОГИКА
Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики
Тема 10. Предмет педагогики, ее задачи и методы
Педагогика как наука. Объект, предмет, функции, задачи педагогики. Педагогика в системе наук. Методы педагогики. Структура педагогики (общая педагогика, социальная педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, история педагогики, отраслевая педагогика). Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
Тема 11. Педагогика в системе наук
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Образование как педагогический процесс. Воспитание. Обучение. Педагогическая система. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие. Педагогическая технология. Педагогическая задача. Гуманистическая педагогика о приоритете субъект-субъектных отношений в структуре педагогического процесса.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Обоснуйте объект и предмет педагогики.
2. Определите функции и задачи педагогики.
3. Раскройте связь педагогики с другими науками.
4. Дайте определение образования как: а) общечеловеческой ценности, б) социокультурного феномена, в) педагогического процесса.
5. Определите понятия: а) педагогический процесс, б.) педагогическая система, в) педагогическое взаимодействие, г) воспитание, д) обучение, е) педагогическая технология, ж) педагогическая задача.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М.: Высшая школа, 2004.
2. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М.: Просвещение, 2004.
3. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. – СПб.: Питер, 2002.
4. Готт, В. С. Категории современной науки / В. С. Готт. – М.: Академия, 2003.
5. Журавлев, В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлев. – М.: Академия, 2003.
6. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. – М.: Академия, 2003.
7. Лихачев, Б. Т. Педагогика: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. – М.: Наука, 2003.
8. Педагогика. Педагогическая энциклопедия. – Т.3. – М.: Высшая школа, 2003.
Раздел 2. Теория ценностного педагогического процесса.
Тема 12. Педагогический процесс как система и целостное явление
Объективное единство обучения и воспитания (педагогические идеи Гербарта, Ушинского, Лесгафта, Вахтерова и др. Советская педагогика 20-30-х гг. (Шацкий, Блонский, Макаренко, Крупская и др.). Педагогика 70-х гг. (Бабанский, Данилов, Ильин и др.). Понятие педагогической системы. Авторские педагогические системы. Понятие «образовательная система». Образовательная система России. Формы образовательных учреждений (государственные, негосударственные, муниципальные). Характеристика типов образовательных учреждений.
Непрерывное образование как система и как процесс: цели, содержание, структура непрерывного образования. Самообразование как самостоятельный процесс. Единство образования и самообразования. Основные характеристики педагогического процесса. Целостность как системное качество педагогического процесса.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте предпосылки научного представления о целостном педагогическом процессе в историческом аспекте.
2. Дайте характеристику понятий: «педагогическая система», «образовательная система», «педагогический процесс».
3. Образовательная система России.
4. Система непрерывного образования.
5. Обоснуйте целостность педагогического процесса.
6. Определите принципы педагогического процесса
Литература:
1. Об образовании: ФЗ закон РФ. – М.: ОМЕГА-Л, 2005.
2. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев; под ред. М. Ю. Бабанского. – М.: Наука, 2003.
3. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. – М.: Гардарики, 2002.
4. Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление / А. И. Мищенко. – М.: Прогресс, 2003.
5. Сокольников, Ю. П. Системный подход в воспитании / Ю. П. Сокольников. – М.: Гардарики, 2004.
6. Ушинский, К. Д. Три элемента школы: педагогические сочинения: в 6 т. – Т.1. / К. Д. Ушинский. – М.: Высшая школа, 2004.
7. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: собрание сочинений: в 11 т. – Т.8. / К. Д. Ушинский. – М.: Высшая школа,2004.
Тема 13. Обучение в целостном педагогическом процессе
Теория обучения и теория воспитания. Дидактика как раздел педагогической науки, педагогическая теория обучения. Задачи дидактики. Функции дидактики (научно-теоретическая, конструктивно-техническая).
Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность учащихся и ее основные характеристики. Функции обучения (образовательная, воспитательная, развивающая). Виды обучения (сообщающее, программированное, развивающее, проблемное). Виды обучающих программ (линейные программы; разветвленные программы). Блочное и модульное обучение.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение дидактике как теории обучения
2. Охарактеризуйте связь процессов познания и обучения
3. Функции обучения. Характеристика образовательной функции обучения
4. Характеристика воспитательной функции обучения
5. Характеристика развивающей функции обучения
6. Назовите основные виды обучения и их характеристики
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М.: Наука, 2004.
2. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения / С. П. Баранов. – М.: Прогресс, 2004.
3. Давыдов, Д. Д. Проблемы развивающего обучения / Д. Д. Давыдов. – М.: Гардарики, 2004.
4. Дидактика средней школы / под ред. М. И. Скаткина. – М.: Наука, 2002.
5. Кунисевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Кунисевич. – М.: Просвещение, 2004.
6. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. – М.: Наука, 2004.
7. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М.: Прогресс, 2002.
8. Якиманская, И. Р. Развивающее обучение / И. Р. Якиманская. – М.: Наука, 2003.
Тема 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Понятие «воспитание» в историческом аспекте. Термины, связанные с понятием «воспитание» («становление», «формирование»). Основные характеристики воспитания как педагогического явления (целенаправленность, соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, присутствие определенной системы организационных влияний). Самовоспитание как понятие, близкое к воспитанию.
Воспитание в широком смысле. Воспитание в узком смысле. Виды воспитания (исторически сложившиеся виды воспитания; классификация видов воспитания в зависимости от направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях; классификация видов воспитания по институциональному признаку). Стили воспитания (классификации на основе отношения «воспитатель-воспитанник» и на основе философских концепций). Сущностные характеристики гуманистического воспитания.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Определите воспитание как педагогическое явление
2. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания
3. Формирование ценностных ориентаций личности.
Литература:
1. Апраушев, А. В. Воспитание оптимизмом / А. В. Апраушев. – М.: Гардарики, 2003.
2. Котова, И. Б. Философские основания современной педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
3. Коротов, В. М. Введение в общую теорию развития личности / В. М. Коротов. – М.: Наука, 2003.
4. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – М.: Гардарики, 2004.
5. Шварцман, К. А. Философия и воспитание / К. А. Шварцман. – М.: Наука, 2003.
6. Шиянов, Е. И. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности / Е. И. Шиянов, И. Б. Котова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Тема 15. Общие формы организации учебной деятельности
Характеристика понятия «формы организации обучения». Форма обучения как специфическая конструкция процесса обучения. Качественные характеристики форм обучения (обусловленность содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся). Форма обучения как конструкция отрезков, циклов процесса обучения. Формы обучения как отражение организации обучения.
Система индивидуального обучения и воспитания. Классно-урочная система. Лекционно-семинарская система.
Урок как основная форма организации педагогического процесса. Специфические признаки урока. Структура урока. Классификация уроков.
Лекционно-семинарская система и ее особенности. Атрибуты лекционно-семинарской системы: практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачеты, экзамены, консультации, факультативные занятия (их характеристика).
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Выделите основные признаки форм организации обучения
2. Охарактеризуйте урок как основную форму организации учебного процесса
3. Раскройте типологию и структуру уроков
4. Лекция, ее характеристика
5. Специфика семинарских занятий
6. Раскройте сущность практических и лабораторных занятий
7. Консультация как форма организации учебной деятельности
8. Экзамены и зачеты как атрибуты лекционно-семинарской системы
Литература:
1. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса / В. К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2003.
2. Зотов, Ю. Б. Организация современного урока / Ю. Б. Зотов. – М.: Наука, 2002.
3. Кунисевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Кунисевич. – М.: Просвещение, 2003.
4. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – М.: Наука, 2002.
5. Харламов, Ф. Педагогика / Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 2004.
Тема 16. Методы осуществления целостного педагогического процесса
Понятие «метода» осуществления педагогического процесса. Приемы как составляющие элементы метода. Средства организации и управления педагогическим процессом. Методы формирования сознания в педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой. Метод примера). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж и др.). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательные игры, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.) Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная дидактика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение методов, приемов и средств осуществления целостного педагогического процесса
2. Раскройте специфику методов: а). рассказа и объяснения, б). беседы и лекции, в). дискуссии и диспута, г). работы с книгой, е). упражнения, приучения, ж). создания воспитывающих ситуаций, з). соревнования и познавательных игр, и). поощрения и наказания, к). контрольных работ и самопроверки, л). устного и письменного опроса.
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М.: Наука, 2004.
2. Коротов, В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса / В. М. Коротов. – М.: Наука, 2003.
3. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Гардарики, 2002.
4. Натанзон, Э. Ш. Приемы педагогического воздействия / Э. Ш. Натанзон. – М.: Прогресс, 2003.
Раздел 3. Основы управления педагогическим процессом
Тема 17. Сущность и принципы управления педагогическими системами
Характеристика понятия «управление». Система образования как разновидность социальной системы. Понятие «субъект управления». Субъект управления системой образования.
Внутришкольное управление и его основные характеристики. Специфика управления современной системой образования в России.
Единая государственная политика в области образования. Закон РФ «Об образовании». Федеральная программа развития образования. Принципы государственной политики в области образования. Государственные образовательные стандарты. Государственные органы управления образованием и их основные задачи.
Управление образовательными системами. Общественный характер управления системой образования и его специфика. Общие принципы управления педагогическими системами.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте особенности управления системой образования.
2. Охарактеризуйте признаки государственного управления.
3. Чем характеризуется общественное управление образованием?
4. Дайте характеристику принципов управления педагогическими системами.
Литература:
1. Об образовании: ФЗ РФ. – М.: ОМЕГА-Л, 2005.
2. Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. – М.: Академия, 2003.
3. Сантурова, С. М. Менеджмент в образовании. Теория и практика / С. М. Сантурова. – М.: Гардарики, 2003.
4. Сунцов, Н. С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики / Н. С. Сунцов. – М.: Высшая школа, 2002.
Тема 18. Семья как специфическая педагогическая система
Характеристика понятия «семья». Основные функции семьи (репродуктивная, воспитательная, гедонистическая, первичной социализации, экономическая, организации досуга и др.) Типология семьи (реальная, типичная, идеальная, элементарная).
Неблагополучная семья и предпосылки ее возникновения. Социально-неблагополучные семьи. Проблемные семьи. Педагогически слабые семьи. Нестабильные семьи. Дезорганизованные семьи.
Семья как особый способ саморегуляции отношений личности и общества. Семья как субъект педагогического взаимодействия. Интеграция в семье трех фундаментальных факторов формирования личности – культуры, обучения и воспитания.
Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности (жизненный опыт, система убеждений, взглядов, интересов, ценностей и т.д.). Внутрисемейные ценности. Социально-образовательная и социально-воспитательная задача семьи. Основные принципы семейного воспитания
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте понятие «семья» в контексте развития общества.
2. Охарактеризуйте основные функции семьи.
3. Типология семьи.
4. Дайте определение неблагополучной семьи и раскройте предпосылки ее возникновения.
5. Дайте характеристику неблагополучным семьям.
6. Педагогическое взаимодействие: родители-дети. Его влияние на развитие личности ребенка.
7. Влияние семьи как социокультурной среды на воспитание личности ребенка.
Литература:
1. Авдеев, А. А. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / А. А. Авдеев. – М.: Наука, 2003.
2. Бойко, В. В. Малодетная семья: социально-психологический аспект / В. В. Бойко. – М.: Прогресс, 2004.
3. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. – М.: Аспект-пресс, 2004.
4. Воспитание детей в неполной семье. – М.: Наука, 2003.
5. Диалоги о воспитании. – М.: Наука, 2002.
6. Психология современной семьи. – М.: Наука, 2004.
7. Проблемы семьи и детства в современной России. – М.: Академия, 2002.
8. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей / Ю. Хямяляйнен. – М.: Гардарики, 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;
- повторение и углубленное изучение лекционного материала;
- подготовку к семинарским занятиям;
- подготовку к экзамену.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология.
2. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.
3. Отрасли психологии.
4. Методы психологии. Связь психологии с другими науками.
5. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.
6. Объективная и субъективная (психическая) реальность.
7. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания.
8. Сознание и бессознательное. Основные механизмы психологической защиты.
9. Познавательные психические процессы и особенности их протекания.
10. Ощущение как простейший психический процесс. Классификация и основные характеристики ощущений.
11. Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление.
12. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.
13. Мышление. Формы и виды мышления.
14. Мышление, его методы и операции.
15. Речь и ее функции. Речь и язык. Взаимосвязь мышления и речи.
16. Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания.
17. Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти.
18. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».
19. Структура личности. Различные подходы в исследовании личности.
20. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.
21. Темперамент: типы и свойства.
22. Характер. Типология характера. Акцентуации характера.
23. Воля как психическая регуляция человеческого поведения. Волевые качества характера.
24. Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация.
25. Категория деятельности в психологии. Виды деятельности. Структура деятельности.
26. Общение как вид психической деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Цели и средства общения.
27. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.
28. Конфликт. Виды конфликтов. Способы профилактики и разрешения конфликтов.
29. Малая группа и ее характеристики. Виды малых групп. Структура внутригрупповых отношений. Эффективность групповой деятельности.
30. Лидерство и руководство в малых группах. Теории лидерства. Стили лидерства.
31. Суть и назначение педагогики как науки.
32. Предмет и объект педагогики.
33. Функции и задачи педагогики.
34. Связь педагогики с другими науками.
35. Педагогика в системе наук.
36. Связь педагогики и психологии. Значение психологических знаний для развития науки педагогики.
37. Характеристика понятия «педагогическая система».
38. Образование как общечеловеческая ценность.
39. Образование как социокультурный феномен.
40. Образование как педагогический процесс.
41. Непрерывное образование, его значение для человека.
42. Образование и самообразование.
43. Понятия «воспитание» и «обучение».
44. Педагогическая технология и педагогическая задача.
45. Новейшие педагогические технологии.
46. Образовательная система России.
47. Характеристика образовательной функции обучения.
48. Характеристика воспитательной функции обучения.
49. Характеристика развивающей функции обучения.
50. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания.
51. Воспитание как педагогическое явление.
52. Понятие о формах организации обучения.
53. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.
54. Лекция, ее характеристика.
55. Методы, приемы, средства осуществления педагогического процесса.
56. Управление системой образования.
57. Государственные органы управления системой образования.
58. Семья как способ педагогического взаимодействия.
59. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
60. Семья как социальный институт.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология: Общая психология: учеб. пособие / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008.
2. Рамендик, Д. М. Психологический практикум: учеб. пособие / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. – М.: Академия, 2008.
3. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская,
С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная:
1. Кроль, В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. М. Кроль. – 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2006.
2. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие / О. В. Лишин; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
3. Пашковская, И. Н. Психология и педагогика: метод. указ. по изучению курса /
И. Н. Пашковская, Н. А. Королева. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.
4. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин,
В. П. Каширин. – 2-е изд-е, стер. – М.: Академия, 2003.
5. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Периодические издания:
1. Вопросы психологии: журнал.
2. Вопросы образования: журнал.
3. Педагогика: журнал.
4. Психологическая газета: «Мы и мир»: газета.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения (пакет прикладных программ: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, методика экспресс – диагностики функционального состояния и работоспособности человека, тест Люшера.), учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: д.п.н., проф. И.Н. Пашковская, к.п.н., доц. Н.И. Королева, ассистент Е.А. Кучумова кафедры «Социальный менеджмент».
Рецензент: к.п.н., доц. кафедры «Социальный менеджмент» В.Е. Мелехова.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – ознакомить студентов с историей культуры Санкт-Петербурга, повысить их профессиональный уровень как будущих специалистов юридической сферы.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- осознавать особенности вклада Санкт-Петербурга в мировую культуру и о роли мировой культуры в развитии города;
- целостному представлению о Санкт-Петербурге, как о многонациональном и многоконфессиональном культурном центре России;
- ознакомить их на практике с характерными памятниками культуры мегаполиса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга» студент должен:
· знать:
- историю города (от основания до наших дней), особенности разных исторических эпох (например: литературы СПб ХIХ в., СПб-Петроград-Ленинград – советские времена и т.д.);
· уметь:
- свободно ориентироваться в топографии города;
- характеризовать с историко-культурологической точки зрения различные памятники архитектуры, скульптуры;
· получить навыки:
- использования полученных знаний в профессиональной деятельности специалиста СКС.
- составления историко-культурологической справки об объектах показа при проведении экскурсий по достопримечательностям Санкт-Петербурга.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре | - | - | ||||
2. | Исторические предпосылки к возникновению новой российской столицы (XVII-XVIII в.) | - | - | ||||
3. | Строительство града Петрова | - | - | ||||
4. | Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху | - | - | ||||
5. | Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы | - | - | ||||
6. | Эпоха правления Екатерины Великой | - | - | ||||
7. | Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX вв. Александровский классицизм | - | - | ||||
8. | Основные черты культурного развития Санкт-Петербурга в XIX в. | - | - | ||||
9. | Санкт-Петербург в последние годы правления семьи Романовых. Эпоха эклектики и модерна | - | - | - | |||
10. | Ленинград – «колыбель трех революций». Город-герой, город-воин | - | - | - | |||
11. | Современные особенности развития и жизни города (1990-2007 гг.). Санкт-Петербург в XXI веке | - | - | - | |||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1.Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре
Вклад Санкт-Петербурга в мировую культуру. Синтез европейских и отечественных традиций в облике Санкт-Петербурга. Сравнение культурных особенностей Санкт-Петербурга и Москвы. Новая столица как аккумулятор творческих сил России и Европы. Мифология и мистика Санкт-Петербурга. Городские легенды.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Реформы и политика Петра I.
2. История приневских земель.
3. Закладка города.
4. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга.
5. Мифы и легенды Санкт-Петербурга.
Литература:
1. Анисимов, Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого / Е. В. Анисимов. – СПб.: Дм. Буланин, 2003.
2. Шарымов, А. М. Предыстория Санкт-Петербурга / А. М. Шарымов – СПб.: Лениздат, 2004.
3. Базарова, Т. А. Планы Петровского Петербурга / Т. А. Базарова – СПб.: Дм. Буланин, 2003.