Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи.
Пример: Индивидуальное логопедическое занятие № 1.
Патология ребенка: псевдобульбарная дизартрия (стертая форма), ОНР (3 уровень речевого недоразвития по Р.Е. Левиной): нарушено произношение свистящих и шипящих (Ш, Ж, Щ → Ч), звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, не резко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен.(Комментарии: логопедическое заключение и его обоснование указываем один раз, можно на титульном листе плановой тетради). Пример:
Индивидуальная диагностическая карточка Вашего ребенка:
Фамилия, имя _______________________________________________________
Речевое заключение __________________________________________________
Диагноз ____________________________________________________________
а) 200__-200__ уч. год ________________________________________________
б) 200__-200__ уч. год ________________________________________________
I. Звукопроизношение
О О О О О О О О О О О О О О О
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
О О О О О О О О О О О О О О О
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
а)| __| __| __|
б) | __| __| __|
II. Фонематическое восприятие
а) 1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
б) 1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
III. Лексика – грамматика
а)1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
б) 1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
IV. Связная речь
а)1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
б) 1.__| __| __| 2. __ |__| __| 3.__ |__| __| 4. __| __| __ | | __| __| __|
Этап коррекционной работы: подготовительный.
Время проведения занятия: 20 минут.
Оборудование: (указываем то, что используем в занятии).
Тема занятия: "Пчелка Майя".(Комментарии: занятие должно проводиться в едином игровом сюжете, отсюда и «игровая» тема.)
Рабочая тема: " Звук Ш".
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.
- Артикуляционная гимнастика.
- Фонематический строй речи.
- Формирование ритмической стороны речи.
- Воспитание мягкой голосоатаки.
- Графическое восприятие буквы.
Задание для воспитателя:
1. Артикуляционные упражнения.
2. Работа по индивидуальным тетрадям.
Домашнее задание:
Основная задача – отрабатывать и закреплять навыки, полученные на занятии.
Рекомендуется вести следующую плановую тетрадь:
№ занятия, дата проведения | Содержание занятия | Анализ выполнения заданий ребенком (трудности) | Над чем работать на следующем занятии |
Пример:
№ занятия, дата проведения | Содержание занятия | Анализ выполнения заданий ребенком (трудности) | Над чем работать на следующем занятии |
Занятие № 1 0_.0_.20__ | Тема занятия: 1. Организационный момент: Сюрпризный момент, начало игрового сюжета 2. Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха "Веселая вертушка" 3. Артикуляционная гимнастика (данный комплекс для звука Ш) *для губ «трубочка – улыбка» 5 –6 раз * если трубочка из губ недостаточно логопед большим и указательным пальцем нажимаем на щеки и выдвигаем вперед * «хоботок - покой» *«хоботок» влево, вправо * «жевать язык» * «хоботок» по часовой и против часовой стрелки *поднять вверх верхнюю губу * опустить вниз нижнюю губу *поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу, опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу. 4. Фонематический строй речи Выдели звук на фоне слога. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук… 5. Формирование ритмической стороны речи Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты слышишь 1 11 111 1111 (с опорой на наглядность) 6. Воспитание мягкой голосоатаки Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса) У_У, АУ - АУ, АИУ- 7. Графическое восприятие буквы Ощупывание буквы из наждака: 10 раз с открытыми, 15 раз с закрытыми глазами | Недостаточная продолжительность выдоха Трубочка не получается Хоботок не удерживается, формируется только с помощью руки логопеда Только с помощью логопеда Затрудняется выделять звук Ш Гнусавость | Удлинять выдох, фиксировать диафрагмальное дыхание Пассивная гимнастика, логопедический массаж Работать над выделением звука Снятие носового оттенка |
Примерный план на 10 занятий