Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
Для предупреждения нарушений зрения у детей воспитатели и педагоги должны знать о гигиенических требованиях к условиям занятий в дошкольных учреждениях, в классе, мастерских. Они должны получать от медицинских работников информацию о том, кто из учеников должен носить очки, на какой парте и где должен сидеть.
В классе не должно быть препятствий для проникновения через окно дневного света. Запыленные стекла могут снижать освещенность до 40%. На подоконнике нельзя ставить высокие ветвистые цветы, большие аквариумы, клетки с птицами. Проникновению в комнату световых лучей препятствует заклеивание разбитых стекол бумагой или заделывание их фанерой. Немаловажное значение имеет окраска стен, дверей, потолка и парт. Темные, грязные потолки, стены и двери плохо отражают свет. Поэтому необходимо ежегодно белить потолки, окрашивать белой краской двери и оконные рамы. Стены также следует окрашивать в светлые тона.
Не рекомендуется завешивать стены таблицами, плакатами, картинами, которые уменьшают отражение света. Шкафы и другое оборудование желательно размещать у задней стенки класса. При работе школы в две смены учащимся приходится заниматься при искусственном освещении (особенно зимой и осенью). Минимальная освещенность стола при использовании люминесцентных ламп – 300 люкс (при использовании лампы накаливания – 150 люкс).
Учителю нужно следить за тем, чтобы все лампы были достаточной мощности и находились в исправном состоянии. Лампы, и арматура должны быть чистыми. Необходимо своевременно включать искусственное освещение.
Одно из важных гигиенических условий для зрительной работы – соответствие размера мебели и роста учащихся. Если мебели необходимого размера нет, то ученика следует посадить за стол (парту) большего размера. Гораздо вреднее, если ученик высокого роста будет сидеть за низким столом. Ввиду того, что освещенность резко падает от ряда, находящегося у окна, к ряду противоположной (наружной) стены, парты следует ставить на 50-60 см от наружной и на 40-50 см от задней стены. Периодически (один раз в учебную четверть) учащихся, сидящих в ряду у наружной стены, надо менять местами с учащимися среднего ряда, а затем и теми, кто сидит в ряду у окна. Многие школьники, особенно первых классов, сидят неправильно: низко наклоняются к книге, тетради и т.д. В результате возникает перенапряжение аккомодации, усталость и ухудшение зрения. Кроме того, у детей 8-10 лет происходит замедление роста мускулатуры плечевого пояса и ног, а мышцы шеи с трудом удерживают голову.
Необходимо формировать правильную посадку. Ученик должен сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед, плечи на одном уровне, ноги опираются всей ступней на пол или перекладину, не менее 2\3 бедра находится на сидении, поясница касается стенки сидения, предплечья свободно лежат на столе, расстояние от глаз до книги у младших школьников 25-35 см, у старших 30—45 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев.
В первую очередь нарушения посадки наблюдаются у близоруких детей, не носящих очки. В связи с этим педагогу необходимо получить от медицинских работников школы список учащихся, которым назначены очки, и следить за тем, чтобы они их носили постоянно. Немаловажное значение для охраны зрения имеет организация уроков и перемен. Желательно, особенно в начальной школе, чередовать характер занятий: чтение, письмо, объяснение учителя. После 25 минут занятий сделать физкультпаузу. При этом для снятия зрительного утомления полезно посмотреть вдаль (в окно) в течение 30-40 секунд.
Во время перемен дети должны отдыхать, а не читать. Лучше, если отдых будет на свежем воздухе.
Чтобы облегчить зрительную работу детей, необходим достаточный контраст между фоном (классная доска, бумага) и текстом. Поэтому педагог должен следить за чистотой доски, за величиной и четкостью букв и цифр, написанных на ней. В большой степени это зависит от качества классной доски и мела. Таблицы должны быть написаны крупным, четким шрифтом. Из школьных библиотек должны быть изъяты старые пожелтевшие книги.
Работа учителя будет более успешной, если она будет проводиться в контакте с медицинскими работниками и родителями.
Большое внимание следует уделять профилактике повреждений глаза. Необходим строгий контроль со стороны взрослых за детьми: не давать играть острыми предметами, убирать подальше химические средства, спички. Родители должны научить детей правильно пользоваться газом, спичками, химическими средствами (клеем, чистящими средствами и т.д.). Большой вклад в профилактику глазного травматизма может внести учитель. На уроках труда в начальных классах надо научить детей осторожному обращению с ножницами, иголками. Рассказать об опасности повреждения глаз при игре в снежки, стрельбе из рогатки, при драке..
У школьников большое внимание надо уделять вопросам охраны зрения на уроках, при работе в мастерских (защитные очки и т.д.).