Накопление и отбор научного материала
Как рассматривалось выше, наличие актуальной, интересной темы и четкий рабочий план являются своего рода «краеугольным камнем» будущего исследования. Дальнейшим логически верным шагом будет поиск и сбор нужной информации по теме. С этой целью, правильно будет начать свою работу с библиотечного каталога. В большинстве случаев, студентам-дипломникам до этих пор не доводилось заниматься такого рода деятельностью и они с трудом представляют себе цели и сам процесс подобной работы. Результатом этих изысканий должна быть картотека, составленная из всех возможных источников, содержание которых связано с темой диссертации. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (диссертации, авторефераты, отчеты о научно-исследовательских работах, монографии и т.д.), архивные материалы и документы редкого фонда.
Изучение научных материалов – серьезная и кропотливая работа. Аналитическое чтение с карандашом в руках есть единственно возможный способ работы со специальной литературой. Информация, имеющая непосредственное отношение к теме является наиболее ценной и полезной для дипломника. Попутно следует сразу отмечать какие материалы, откуда извлекаются с целью правильного оформления сносок и ссылок на первоисточник. Начинающему исследователю необходимо опираться только на научные факты, которые характеризуются такими свойствами как новизна, объективность и достоверность. Поисковая работа расширяет интеллектуальный горизонт дипломника, учит его работать с источниками справочного, энциклопедического характера, критически воспринимать прочитанное, извлекать действительно важные на его взгляд аргументы и обрабатывать те огромные объемы информации, с какими он никогда прежде не сталкивался.
ЧАСТЬ 2
РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ
Общая структура работы
Учитывая, что дипломная работа является квалификационным трудом, наряду с очевидной теоретической ценностью важным также является наличие общеметодической подготовки, о чем свидетельствует, прежде всего, структура самой работы.
Следует придерживаться определенной логической структуры, которая является общей для любого вида квалификационной научной работы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы
2. Формулировка цели и конкретных задач работы
3. Определение объекта и предмета исследования
4. Характеристика методики исследования
5. Описание хода работы (основная часть)
6. Обсуждение работы
7. Выводы, результаты исследования и оценка проделанной работы
Хотя не существует какого-то абсолютного стандарта композиции научного произведения, и каждый автор волен сам установить порядок изложения своего исследования, все же традиционно определилась нижеследующая общая структура:
1. Обложка
2. Титульный лист
3. Содержание
4. Введение
5. Основной текст (главы, параграфы)
6. Заключение
7. Список использованных источников
8. Приложения (если они имеются)
Обложка содержит следующие сведения:
1. Полное наименование министерства, вуза
2. «Дипломная работа»
3. Наименование места и год выполнения (Приложение 2).
Титульный лист есть первая страница работы, и имеет строго определенную форму:
1. Полное наименование вуза, название факультета, название выпускающей кафедры, например, «Кафедра графики и дизайна»
2. Наименование темы дипломной работы
3. Фамилия, имя и отчество автора работы в именительном падеже с указанием курса и отделения (очное, заочное); должность, ученую степень, фамилию и инициалы научного руководителя, заведующего кафедрой и рецензента
4. Графу «дата защиты и оценка»;
5. Место и год защиты (Приложение 3).
Содержание включает перечисление частей работы, начиная от введения и кончая приложениями, с указанием страницы начала каждой части.
По оглавлению можно предварительно судить об актуальности исследования, глубине анализа, широте изучения вопросов темы, её особенностях, поэтому его построению и формулировке следует уделить самое серьезное внимание.
После титульного листа помещается Содержание, в котором приводятся все заголовки диссертации и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно соответствовать заголовкам в тексте. Сокращать, нарушать последовательность категорически нельзя.
Заглавия одинаковых по значимости рубрикаций надо располагать друг под другом. Заголовки каждых последующих ступеней смещают на три – пять знаков влево по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Все заглавия начинают с прописной буквы без точки на конце.
Нумерация рубрик осуществляется по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами (Приложение 4).
Введение, как правило, содержит актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования, определяет объект и предмет изучения, характеризует методы работы и формулирует прикладную и теоретическую ценность полученных результатов. Это очень ответственная часть работы, так как имеет ориентационные и квалификационные характеристики, поэтому следует рассмотреть ее более подробно.
Обоснование темы или постановка проблемы состоит из описания проблемы и её актуальности. Проблема - это заявка, постановка тех вопросов, которые требуют своего разрешения и на которые будут даны ответы в дипломном исследовании. Обычно указывается на наличие ряда нерешенных проблем, из которых выделяется одна и объясняется, почему рассматривается именно она. Актуальность - указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе.
Смысл постановки проблемы заключается том, чтобы убедить остальных в том, что работа имеет право на существование, доказать, что проблема реально существует, а не является плодом фантазии; показать, что есть необходимость, всеобщая заинтересованность в ее решении; доказать читателю, что результаты работы будут полезны (в теоретическом и практическом смыслах), что они стоят того, чтобы писать ради них исследование, тратить время и силы. Существует несколько способов обоснования темы:
· адресовать читателя к жизненным явлениям, к реальным фактам в избранной сфере деятельности, сослаться на интерес к этому в прессе;
· сослаться на научные исследования, в которых обсуждалась выбранная проблема. В данном случае постановка вопроса может совместиться с литературным обзором;
· привести какие-то социологические, статистические данные (например, результаты опроса по данной проблеме) как доказательство наличия проблемы, что поможет понять ее составляющие и способствует решению.
Актуальность выбранной темы - важнейший и специфический начальный этап работы. Особенность состоит в том, что поскольку диплом является квалификационной работой, то умение автора увязать выбранную тему, ее понимание и перспективы дальнейшего изучения со своевременностью, могут служить наглядными доказательствами определенной научной зрелости и профессиональной подготовленности магистранта. Характеристика актуальности не должна быть многословной. В рамках одной стандартной страницы следует показать сущность проблемной ситуации, что и есть непосредственно актуальность темы.
Актуальность – непременное требование, выдвигаемое к любой диссертации, и является показателем зрелости и профессиональной подготовленности. В рамках 1-2 страниц дипломнику следует продемонстрировать границы между знанием и незнанием о предмете исследования и соответственно сформулировать научную проблему.
От этого будет вполне разумным перейти к постановке цели данного исследования, и конкретизировать задачи. Цель - то, чего автор намерен достичь в своей работе. Обычно формулируется как «раскрытие» проблемы. Делать это нужно как можно более внимательно, ибо процесс их решения и есть основное содержание глав диссертации.
Задачи - то, что необходимо сделать в работе, чтобы достичь цели; средства, пути, которыми она достигается. Обычно задачи формулируются способами, через которые осуществляется рассмотрение проблемы. Следует серьезно подойти к формулировке задач, так как их решение будет составлять костяк самой работы. Лучше делать это в форме перечисления (охарактеризовать..., объяснить..., классифицировать..., разработать и т.д.).
Затем выясняются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Они соотносятся между собой как общее и частное.
Непременным элементом введения является определение методов исследования, что есть инструмент для извлечения фактического материала для диссертации. Методы исследования и есть своеобразная теоретическая платформа - основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения. Она предполагает указания на научные произведения или школы, взгляды которых близки студенту. Здесь же указываются используемые методы: описательный, историко-сравнительный, сравнительно-типологический, культурологический (историко-культурный), социологический, контент-анализ или какие-либо другие.
Литературный обзор посвящается обзору и анализу литературы по данной проблеме. Здесь проводится анализ ситуации в избранной для исследования области рекламы, обосновываются новые пути решения соответствующих проблем. Главный вопрос этой главы: «Освещалась ли вообще ваша проблема до вас и если рассматривалась, то как?».
В литобзоре решаются следующие задачи:
· обозначается место, которое занимает выбранная проблема среди других проблем;
· обнаруживается предыстория решения обозначенной проблемы: кто и что делал, какие достижения имеются, какова успешность предпринимавшихся попыток, в чем кроются причины неудач и пр.; выявляются степень изученности, новизна проблемы;
· освещается теоретическая значимость проблемы;
· демонстрируется осведомленность в литературе по данной теме.
Вышеозначенный литературный обзор не следует путать со списком использованных литературных источников, помещающимся в конце работы, так как это принципиально разные вещи. И если последний рассматривается как возможность показать количество источников, привлекавшихся к работе над дипломом (пояснительной запиской, курсовой работой), то краткий обзор, содержащийся в вводной части призван продемонстрировать умение систематизировать, критически осмыслять, оценивать сделанное ранее и выделять главные моменты для решения своей конкретной проблемы.
Если дипломник не способен предоставить такие данные, то он не имеет морального права вести исследование, не являющееся актуальным и нужным.
Новизна - то, что нового вносит работа в теорию и практический анализ проблемы. Новыми могут быть тема (проблема), если к ней обращаются впервые, а также метод (подход) исследования.
Практическая значимость – это прикладное значение работы.
Порядок всех составляющих Введения может свободно варьироваться, исходя из логики рассуждения, которая может быть разной. Их раскрытие может быть дано как ответы на следующие вопросы: «Что я рассматриваю? (объект, предмет); «Почему я это рассматриваю?» (актуальность, новизна): «Как я это рассматриваю?» (проблемный срез, задачи, основные категории, метод); «Зачем (для чего) я это рассматриваю?» (цель); «Кому, зачем данная работа будет нужна, где она может быть использована?» (практическая и теоретическая значимость): «Что подвигло на написание работы, ради чего она предпринята?» (постановка проблемы).
Основная часть
Главы основной части дипломной работы подробнейшим образом рассматривают ход научного исследования и определяются результаты. Все являющееся несущественным для помещения в основную часть, выносится в раздел приложений и иллюстраций. Количество глав не ограничивается какими-то строгими нормативами, но их должно быть не меньше двух. Оптимально ввести две-три главы, так как именно в этих рамках можно построить логичное, содержательное научное исследование.
Описание хода работы – основная часть дипломного проекта (пояснительной записки, курсовой работы), где демонстрируется техника исследования и логичность умозаключений.
Текст делится на главы, главы – на параграфы. Построение глав, их очередность зависит от логики изложения. Смысловая последовательность является непременным условием научного сочинения. Каждая глава должна отличаться такими подзаголовками, которые при их прочтении позволяют судить о логике повествования, являясь своеобразным сигналом смысловой цепочки. Естественно, что один параграф вытекает из другого, одна глава - из другой. Их названия не должны повторять название сочинения. Каждая из глав и каждый параграф завершаются краткими выводами - конспективными ответами на поставленные в параграфах вопросы. Выводы могут быть оформлены в виде тезисов. На основе выводов пишется Заключение.
Первую главу обычно строят как историографическую. Независимо от того, какую именно область искусства выбирает дипломник, необходимо четко обозначить проблему, и для этого требуется ретроспективный анализ, включающий в себя историческую и культурологическую части. Чаще всего это может быть серьезный обзор существующей литературы по этой теме, способный доказать масштабность и перспективность предмета исследования.
Необходимо выстроить расположение, продумать логику изложения материала. Эту логику можно позаимствовать у известных ученых, ссылаясь на них и обязательно оформляя их высказывания должным образом во избежание такого академического преступления как плагиат.
Логику можно задать и самостоятельно. Это значит подчинить материал последовательности своей мысли, своего видения проблемы, освещать чужие взгляды со своей собственной позиции, идеи, точки зрения, которая с доказательностью развернется в следующих главах. В этом случае ваша работа будет отличаться оригинальным, творческим подходом. Логика обзора отражает логику последующего изложения в дипломной работе.
Даже если первая глава дипломной работы видится теоретической, т.е. связанной с проблемами специфики какой-то определенной области художественной деятельности и творчества в соответствии с темой, материалом, задачами работы, то в любом случае теоретическая обоснованность должна проявляться во всей работе. Каждая из глав отличается аналитическим характером, сочетающим наблюдения предшественников и свои собственные.
Следующая глава (главы) – практическая, в которой искомая проблема рассматривается на анализе конкретных фактов, явлений в искусстве. Эта глава должна отличаться доказательностью. Практическая глава – главная в исследовании: все предыдущие части курсовой и дипломной работы, пояснительной записки, являются подготовкой к ней – изучение истории, теории вопроса делается для того, чтобы применить это изучение в конкретном, практическом анализе материала, в самостоятельном раскрытии проблемы.
Итоговым моментом научного исследования являются выводы, отражающее нечто новое и особенное, что и представляет собой самостоятельные практические и теоретические наработки диссертационной работы магистранта.
Дипломная работа завершается заключительной частью, называемой «Заключение» и рассматривается как своеобразный синтез результатов всей работы. Именно здесь наглядно видно соотношение поставленных задач во введении и их решением в конце. Там же четко формулируется то самое итоговое знание, которое и есть главное научное достижение начинающего исследователя. Именно оно и выносится на публичную защиту.
Также в заключительной части должны содержаться сведения о возможности теоретического или практического применения в реальной жизни результатов данного научного труда.
Для научно-исследовательского уровня дипломника не требуется каких-то громких научных открытий или добычи фактов, способных перевернуть всю мировую науку в данной области. Дипломник должен продемонстрировать свои интеллектуальные ресурсы, внутреннюю культуру, способность заниматься научно-исследовательской работой и склонность к подобной деятельности вообще.
Далее следует список использованной литературы, который служит свидетельством самостоятельного творческого подхода к изучению специальных материалов.
Студентам важно уяснить, что в список должны включаться только те источники, которые он действительно использовал для своей работы и должным образом оформил в самом тексте в виде ссылок. Если же на какой-то источник, зафиксированный в списке использованной литературы, нет соответствующей ссылки в самой работе, то это дает право считать, что данный материал фактически не использовался в работе, что может нанести ущерб имиджу дипломника как научного работника.
Список имеет сквозную нумерацию, внутри списка возможна различная группировка записей (печатные ресурсы, неопубликованные ресурсы, электронные ресурсы, источники, словари и т.д.).
Если в список входит литература на иностранных языках, она следует за литературой на государственном или русском языках (в зависимости от языка обучения).
Анализируемые в дипломной работе издания - подшивки газет, журналов, электронные издания – указываются, как правило, в конце списка – после отбивки.
Список использованной литературы нужно оформлять в соответствии с установленными правилами (см. примеры ниже). Необходимо соблюдать принцип единообразия оформления: или нигде не указывается издательство, или указывается во всех источниках.
В состав вспомогательных указателей дипломной работы могут входить:
· список сокращений;
· список условных обозначений;
· указатель таблиц;
· указатель иллюстраций.
Все материалы, загружающие основную часть диссертации, но имеющие достаточно большое значение, образуют раздел «Приложения».
Это могут быть иллюстрации в виде репродукций, графиков или таблиц, копии подлинных документов, переписка и т.д. Все это должно быть расположено в порядке, соответственно логике содержания основной части диссертации и иметь правильно оформленные ссылки в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок или номер.
Правила представлений приложений:
· приложения помещают в конце дипломной работы;
· каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;
· приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита. Название приложения размещается ниже слова «Приложение»;
· приложения должны иметь общую с составной частью дипломной работы сквозную нумерацию страниц;
· на все приложения в основной части дипломной работы должны быть ссылки.
ЧАСТЬ 3
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ
Для дипломника его работа обычно является первым фундаментальным письменным трудом и поэтому вызывает определенные трудности.
Успех любой письменной работы, в том числе и дипломной работы, обусловлен ясной и понятной техникой изложения мыслей автора. Иметь светлую голову и развитые аналитические навыки не достаточно для написания научного опуса. Поэтому следует уяснить некоторые общие правила работы над рукописью дипломной работы.
Одним из важных положений является строго последовательное изложение материала. Это значит, что каждый раздел работы должен иметь логичную структуру, то есть связность повествования, и занимать определенное место в общей схеме работы.
Языку и стилю следует уделить самое серьезное внимание. Именно вышеназванные параметры дают лучшую возможность судить о культуре работы и самого автора. На языково-стилистические характеристики влияет так называемый академический этикет. Он диктует определенные требования:
· Орфографическое, синтаксическое, пунктуационное, стилистически грамотное изложение материала;
· Обязательное цитирование и ссылки на использованную литературу;
· Смысловая законченность, целостность и связность;
· Объективность изложения;
· Конкретные факты и их четкая аргументация;
· Оперирование научными терминами и понятиями;
· Безличный монолог – основной стиль речи;
· Отсутствие эмоций и экспрессий в языке;
· Не рекомендуется часто использовать личные местоимения;
Существует устоявшееся мнение о том, что оформление научной работы необходимо лишь на конечном этапе, после того как закончена рукопись. Эта мысль вполне привычна, но неправильна. Качественное оформление должно сопутствовать работе с самого начала, что самым существенным образом облегчает научный процесс. На завершающем этапе работы, когда объем материалов, представляется хаотической, стремительно растущей массой и появляется множество различных вопросов и проблем, грамотная организация вызывает большие трудности у диссертанта. Поэтому имеет смысл учиться соблюдать порядок оформления всей работы сразу, с самого начала.
Требования к объему теоретической работы и количеству
используемых источников
Курсовая работа – 25-39 страниц (не менее 7-10 литературных источников)
Пояснительная записка – 40-50 страниц без учета приложений и списка литературы (не менее 20 литературных источников)
Дипломная работа – 50-60 страниц без учета приложений и списка литературы (не менее 20-30 литературных источников)
Текст дипломной работы должен быть набран на компьютере и переплетен. Гарнитура Times New Roman, кегль 14 пт, межстрочный интервал – 1,5. Левое поле – 3 см (с учётом переплёта), верхнее и нижнее поле – 2 см, правое поле – 1см. Абзацный отступ – 1,27 см.
Текст выравнивается по ширине. Номера страниц располагаются внизу по центру. Нумерация страниц начинается с цифры 3 (со страницы «Введение»). Не забудьте расставить знаки переносов («Сервис» – «Язык» – «Расстановка переносов» – «Автоматическая расстановка переносов»).
Каждая новая глава печатается с новой страницы. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно составлять два интервала. Красная строка составляет 1,27 абзацного отступа. Важные положения и слова, имеющие ключевое значение можно выделить жирным шрифтом или курсивом. Выделение цветными маркерами запрещается. Готовая диссертация должна быть оформлена в твердый переплет приглушенных тонов.
Особое значение имеет грамотное оформление ссылок и цитат. Это является показателем академической и личной культуры автора и его твердой позиции неприятия плагиата, как кражи интеллектуальной собственности другого человека. Существуют общие правила ввода цитат в авторский текст:
· текст цитаты заключается в кавычки и воспроизводится в той грамматической форме, в которой существует в первоисточнике;
· при цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
· при непрямом цитировании, что существенно упрощает работу над текстом, надо быть предельно точным в изложении мыслей автора и сопроводить непременно ссылкой на источник;
Запись количественных числительных: однозначные количественные числительные пишутся словами. Например: пять лет, а не 5 лет.
Числа с сокращенным значением единиц измерения пишутся цифрами. Например: вес статуи достигал 30 кг. После сокращения «кг» не ставится точка.
Количественные числительные, представленные арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например: ...текст располагался на 10 страницах, а не на 10-ти страницах.
Порядковые числительные в научных текстах пишутся цифрами. Например: 10-тонный мегалит.
Если автор оперирует римскими цифрами, например, для обозначения веков, то он обязан поступать подобным образом на протяжении всей работы.
Сокращения, используемые в текстах, должны правильно оформляться, заканчиваясь на согласную букву.
Для иллюстративных материалов тоже существуют специальные правила оформления. Иллюстрировать диссертацию необходимо, следуя определенного общего плана, чтобы исключить случайные иллюстрации и не пропустить действительно важные. Все иллюстрации должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. В тексте на иллюстрации делаются соответствующие ссылки с указанием порядковых номеров, под которыми они расположены в «приложении».
Каждую иллюстрацию необходимо сопроводить поясняющей надписью, для облегчения связи между текстом и рисунком.
Обычно подпись под иллюстрацией содержит некоторые основные аспекты:
· наименование изобразительного сюжета, обозначаемого термином «Рис.»;
· порядковый номер иллюстрации арабской цифрой, исключая знак №;
· тематический заголовок иллюстрации, представляющий собой необходимый поясняющий текста в краткой форме;
Графики и схемы, необходимые для диссертации и включаемые в «Приложения» также грамотно оформляются на бумаге стандартного размера А4 и дополняются подробными указаниями. Каждый график, карта и т.п. имеют обязательное упоминание в основном тексте.
Оформление списка использованной литературы, являющегося своеобразным ключом к материалам, используемым в работе, очень важный момент в процессе правильной организации дипломной работы (пояснительной записки, курсовой работы). Так как список отражает самостоятельную творческую работу автора и способен продемонстрировать глубину и масштабность исследования, он предусматривает правильное оформление. Существуют общие требования:
· в список включаются только те источники, которые действительно использовались и на них есть конкретные ссылки;
· справочники, энциклопедии, газеты и т.д. не являются главными литературными источниками и их использование в работе минимально;
· источники располагаются не по алфавитному порядку фамилий авторов, а по степени использования этих источников в тексте;
· иностранные источники помещают в списке после всех остальных;
При включении в общий список определенного источника, данные об этом издании оформляются специальным образом.
Книги одного, двух и более авторов. Например:
Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. – М., 1980.-200 с.
Толенбаев С., Омирбекова М. Способы создания казахского орнамента. – Алматы: Каганат ЛТД, 1993. - 48 с.
Сборник коллектива авторов. Например:
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч.тр./ НИИ высшего образования/ отв. Ред. Н.Н.Нечаев. – М.: МИСИ, 1988. – 156 с.
Автореферат диссертации. Например:
Ахметова А.С. Формообразование в искусстве. Казахстанская живопись 1960-1970: Автореф.дис.канд.фил.наук. – А., 2001. – 25 с.
Статья из энциклопедии и словаря. Например:
Иванов В.В. Антропогонические мифы//Энциклопедия. Мифы народов мира. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – Т. 1. – с. 87-89.
В состав библиографических ссылок на электронные ресурсы включают сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу, записывают после электронного адреса в круглых скобках: приводят слова «дата обращения», указывают число, месяц и год, например:
Жизнь прекрасна, жизнь трагична… [Электронный ресурс]: 1917 год
в письмах А. В. Луначарского А.А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова; Ин-т «Открытое общество». М., 2001. URL: http://www.auditorium/ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2010).
При наборе в Word Интернет-адрес зачастую становится ссылкой (синий шрифт и подчеркивание). Чтобы избежать этого, наведите курсор на адрес, нажмите правую кнопку мышки, щелкните «Удалить гиперссылку».
Одним из рекомендуемых моментов к оформлению работы является разработка глоссария, который будет представлять собой толкование специальных терминов, характерных именно для данной диссертации.
ЧАСТЬ 4.