ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВ 2 страница. Существенный реабилитационный смысл приобретает общественное признание значимых для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья результатов их
Существенный реабилитационный смысл приобретает общественное признание значимых для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья результатов их творчества, в том числе и социального, незаменимость арттерапевтических технологий и методов при объединении их во взаимодействие со здоровыми людьми. Уникальная практика организации целенаправленного общения данных категорий подрастающего поколения в условиях ежегодных всероссийских интеграционных лагерей присутствует в деятельности Межрегиональной общественной организации «Детский Орден Милосердия», о чем свидетельствуют исследования ряд исследований (Н.С.Морова, М.Н.Фейзопуло, Н.Н.Чалдышкина), Детского реабилитационно-оздоровительного комплекса «Кратово» (Московская обл.) - исследование Е.Ю.Шпанко. В данных работах доказана эффективность влияния совместного участия в творческой деятельности детей с различными профилями инвалидности и здоровых детей на процесс социализации и интеграции первых, формирование гуманных установок и адекватного поведения - у вторых.
Это становится возможным и в рамках арттерапии. Впервые термин «арттерапия» предложил А.Хилл в 1938 г. при описании работы с больным туберкулезом и вскоре термин получил широкое распространение. Необычайно популярным в настоящее время это направление стало в среде педагогов-реабилитологов. Арттерапия определяется как «один из методов реабилитации, использующий в качестве терапевтических средств различные формы искусства, творчества (музыку, танец, изобразительную деятельность)».
Благоприятное воздействие разнообразных технологий арттерапии на личность ребенка или молодого человека ограниченными возможностями здоровья отмечается во многих исследованиях. Условно это можно представить следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Влияние технологий арттерапии на развитие детей и молодежи с различными профилями инвалидности
Профиль инвалидности | Арттерапевтичес-кая технология | Ожидаемые результаты арттерапевтического воздействия |
Детский церебральный паралич | Музыкотерапия, вокалотерапия, имаготерапия | Формирование правильного речевого дыхания, совершенствование дикции и артикуляции, развитие силы и чистоты голоса, снятие напряжения и заторможенности мышц лица, голосового аппарата. |
Изотерапия | Сенсорное развитие, формирование мотивационно-потребностной стороны продуктивной деятельности, дифференциация восприятия, мелких движений руки, развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. | |
Нарушения слуха | Изотерапия | Формирование и совершенствование речи, слухо-зрительного восприятия |
Музыкотерапия, имаготерапия, кинезитерапия | Развитие речевой функции, слухового восприятия, моторики, корректировка координации движений, развитие статического и динамического равновесия | |
Нарушения зрения | Вокалотерапия | Коррекция психоэмоционального состояния, развитие слухового внимания и восприятия |
Кинезитерапия, имаготерапия | Корректировка пространственно-ориентировочной деятельности, развитие пластических умений и навыков, развитие статического и динамического равновесия, формирование взаимоотношений с окружающими | |
Музыкотерапия | Развитие глазодвигательных мышц и прослеживающей функции глаза, коррекция координации движений, развитие тактильной чувствительности |
Т.В.Лобанова выдвинула критерии эффективности коррекционно-воспитательной и развивающей работы с подростками средствами музыкальной терапии. В аспекте интересующей нас проблемы данные критерии возможно использовать и при оценке эффективности воздействия технологий арттерапии (отдельно либо в комплексе) на развитие детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья: симптоматическое улучшение состояния; достижение осознания и понимания ребенком или молодым человеком психологических механизмов эмоционального расстройства, ограничений жизнедеятельности и отклонения в поведении; реконструкция нарушенной системы взаимоотношений, проявляющаяся в позитивном изменении эмоциональной сферы, отношения к своему здоровью, отклонений поведения, контактов с людьми, жизненных планов; восстановление полноценности социального функционирования.
Таким образом, реабилитационные возможности арттерапии по отношению к детям и молодежи с различными профилями инвалидности связаны, прежде всего с тем, что они являются источником новых позитивных переживаний ребенка или молодого человека, рождают новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. Посредством социально-педагогической реабилитации происходит повышение эстетических потребностей детей и молодежи с различной недостаточностью, активизируются их потенциальные возможности, налаживаются взаимоотношения со здоровыми сверстниками, что является показателем эффективности выбранных технологий.
Литература
1. Зрелова, Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей инвалидов: Дис. …канд. пед. наук / Т.А. Зрелова. - СПб., 2000. - 164с.
2. Лобанова, Т.В. Особенности коррекционно-воспитательной работы с подростками средствами музыкальной терапии / Т.В. Лобанова // Арттерапия и артпедагогика средствами музыки: учеб.пособие. - В 2-х ч. - Ч.2. - Музыка и ребенок с проблемами в развитии / сост. Р.Р. Лоскутова. - Й-Ола: ООО «Стринг», 2003. - 100с. - С.28-29.
3. Морова, Н.С. «Детский Орден Милосердия»: вопросы теории и практики: методическое пособие для организаторов детского движения / Н.С. Морова. - М., 1997. - 144 с.
4. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно-практической конференции. 30 ноября - 1 декабря 2000 г. - СПб: ГАООРДИ, 2001. - 220 с
Галкина Н.С.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
Научный руководитель: Лоскутова Р. Р.
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
В современном обществе остро встала проблема роста количества подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Многие исследователи считают, что в основе отклонений в процессе формирования личности лежат, прежде всего, неудовлетворённые потребности общения, слабость социальных связей.
С возрастом все негативные факторы накапливаются и создаются все условия для формирования не просто агрессии, а агрессивно-разрушительных действий, которые могут перерасти в стойкое девиантное поведение - систему поступков, противоречащих принятым общественным нормам. Поэтому агрессивность является «неизменным спутником» подростков с девиантным поведением. Асоциальное, в том числе и агрессивное, поведение в подростковом возрасте связано с нарушением общения в семье, в результате чего у подростков искажаются эстетические понятия и моральные чувства.
Вопросы агрессии и девиантного поведения интересовали таких исследователей и теоретиков как К.Лоренц, А.Адлер, Т.Парсонс, Г.Тард, У.Бельсон. В настоящее время данными вопросами занимаются Спиваковская И.А., Фурманов И.А., Л.Берковец, Р.Кэмпбелл и другие.
Исходя из огромного числа исследований по данной проблеме, учёные предлагают разнообразные методы коррекции агрессивности : игротерапию (Спиваковская А., Захаров А.И.), арттерапию, сказкотерапию (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, И.А. Бачков), психогимнастику (М.И. Чистякова), музыкальную психотерапию (В.И.Петрушин, С.В.Шушарджан).
По нашему мнению музыкальная психотерапия является одним из самых эффективных методов коррекции агрессивного поведения, так как она направлена на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы подростка.
Музыкальная психотерапия - это метод, который решает задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивает психокоррекционное воздействие в трех направлениях: коммуникативном (установка контакта психолога, психотерапевта с пациентом); реактивном (достижение катарсиса, очищения от наслоившихся болезненных отрицательных состояний в процессе музыкального восприятия); регулятивном (снятие нервно-психического напряжения, релаксация).
Опираясь на исследования в области применения музыкальной психотерапии в коррекции агрессивного поведения, мы задались целью - выявить возможности музыкальной психотерапии как средства коррекции агрессивности подростков с девиантным поведением.
Объектом нашего исследования является проявление агрессивности подростков с девиантным поведением.
Мы считаем, что музыкальная психотерапия является эффективным средством коррекции агрессивности подростков с девиантным поведением, если:
- занятия по музыкальной психотерапии проводятся систематически и дифференцированно с учетом эмоционального состояния подростков, их музыкальных предпочтений:
- в процессе коррекции учитываются как индивидуальные особенности детей, так и степень проявления агрессии.
Также следует выделить методы, используемые нами в коррекции негативного психоэмоционального состояния подростков (агрессия и т.п.). Их можно разделить на 2 группы:
- основанные на пассивном восприятии произведения музыкального искусства (здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание слушателя направленно на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли): медитативные игры;психокоррекционные игры;
- содержащие техники, основанные на активной работе ребёнка с образами музыки, звучащей извне. Терапевтический эффект достигается путём активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: рисование, движение под музыку: метод моделирования эмоций; психотерапевтические игры.
Таким образом, с помощью музыкальной психотерапии можно уменьшить уровень проявления агрессивности, снизить выражение признаков девиаций и отклонений в поведении, стабилизировать эмоциональное состояние подростка и научить его выражать свои чувства более адекватными и мирными способами.
Кожевникова Н.Н.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
Научный руководитель: Лоскутова Р. Р.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
В жизни современного общества наблюдается потребность обращения к общечеловеческим ценностям. Многие отечественные концепции гуманизации дошкольного образования строятся на приоритетах использования возможностей искусства, в том числе музыкального, в развитии личности ребенка. Актуальной задачей сегодняшней образовательной политики и практики является выбор путей усвоения гуманистических идеалов для воспитания человека, способного сохранить и приумножить ценности родной и мировой культуры.
Введение в мир прекрасного - один из таких путей, связанный с формированием у детей ценностного отношения к окружающему миру - людям, природе, произведениям искусства. Условием реального влияния эстетического идеала на личностное развитие ребенка является чувственно-эмоциональный (а не информативный) характер его восприятия. Механизм развития ценностного отношения к художественной культуре, в частности музыкальной, основанный на сочетании чувственного восприятия, эмоциональной оценки, суждений, эмоциональной памяти и включения ребенка в исполнительскую художественную деятельность, был предметом анализа в ряде исследований (В.Г.Асеев, Л.А.Блохина, А.Н.Леонтьев, ВН.Мясищев, А.Н.Пиянзин, С.Л.Рубинштейн и др. изучали вопросы ценностных отношений в деятельности и поведении). Б.В.Астафьев, О.А.Апраксина, Ю.Б.Алиев, Д.Б.Кабалевский и др. занимались вопросами эстетического отношения к музыкальному искусству. Теоретические основы отношения к искусству разработаны А.Н. Малюковым. Создана система эстетического воспитания музыкального развития детей дошкольного возраста (Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова). Уровень развития культуры на современном этапе жизни нашего общества отразился в разработанной О.П.Радыновой системе формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, которая обеспечивает динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке - от чисто эмоционального - к отношению, приобретающему постепенно эмоционально-интеллектуальный, познавательно-оценочный характер. В то же время вопросы формирования ценностного отношения к музыке у дошкольников средствами музыкально-ритмических движений изучены недостаточно.
Значимость двигательной природы музыкального искусства, обуславливающей приобщение к ценностям музыкальной культуры средствами различных видов двигательной активности в том числе музыкально-ритмической, подчеркивали Э.Ж.Далькроз, Н.Г.Александрова и др. На основе их идей Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман, а также МЛ.Палавандашвили, А.Н.Зиминой, Е.Н.Соковниной были созданы программы музыкального воспитания дошкольников, отражающие содержание музыкально-ритмической деятельности, в которой ведущая роль отводится музыкальному искусству, соотношению музыки и движений, их реальному синтезу как основополагающему условию успешности музыкального развития, более полного переживания выразительности музыкального образа. Глубоко и всесторонне исследуя проблему развития музыкальных способностей, А.Б.Теплов доказывает факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями, выделяя способность воспринимать музыку двигательно, как мощное средство приобщения ребенка к художественной культуре.
Методы, приемы и методика формирования основ музыкальной культуры, разработанные О.П.Радыновой, также предполагает использование движения для активизации восприятия музыки, формы музыкального произведения, средств музыкальной выразительности. По мнению автора, каждый момент развития образа в музыкальном произведении может быть прожит ребенком двигательно, отражен в движении, поэтому предлагается применять для передачи характера музыки в момент ее звучания метод моторно-двигательного уподобления эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения). Это наиболее универсальное и действенное именно для дошкольного возраста средство развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, воображения ребенка. Автор убежден, что двигательное проживание ребенком музыкального произведения развивает музыкальное восприятие и одновременно способствует развитию положительного отношения к музыке, поскольку музыкально-ритмические движения - это один из самых любимых дошкольниками видов деятельности. Немаловажную роль при этом играет положительное отношение к музыке взрослого. Признание важности, значимости, красоты происходящего явления формирует представления о красоте, идеале. Эмоционально заряжаясь от взрослого, с помощью двигательного проживания, ребенок начинает постепенно постигать красоту и выразительность музыки. Прислушиваясь к оценкам, суждениям взрослого, он пытается свою оценку сделать осознанной, более глубокой и полной. После того, как музыка пережита в движении, оценка закрепляется. Таким образом, опыт восприятия способствует формированию у ребенка эталона красоты, идеала, с которым ребенок сличает то, что звучит; постоянно пополняется «копилка» его художественных впечатлений.
Резюмируя изложенное выше, выдвинем предположение, что именно такое осознание проблемы формирования ценностного отношения к музыке средствами музыкально-ритмических движений необходимо для музыкального развития ребенка, раскрытия его творческих способностей, приобщения его к мировой художественной культуре.
Михайлова Л.Ю.
ГОУ ДПО РМЭ
«Учебно-методический центр «Камертон»
г. Йошкар-Ола
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЦЕНТРЕ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ)
Реалии сегодняшнего дня - продукт новых социально-экономических условий, в которых мы вынуждены существовать, с трудом укладываются в обыденном сознании. Как пишет Д.И.Фельдштейн, в потоке повседневных забот, под информационно-развлекательной лавиной программ ТВ и газетно-журнального глянца произошла ценностная переориентация, которую некоторые исследователи определяют как « цивилизационный слом» [1, стр.3].
За последние 100 лет Россия переживает третью волну беспризорности. Дети в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и отсутствия жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и в социальной защите. По последним данным, более 600 тысяч российских детей - сироты. Из них 90 % - социальные сироты, т.е. дети, лишенные родительского попечения при живых родителях.
В соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года назрела насущная необходимость поиска новых способов решения проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому одна из базовых задач демографической политики состоит в сокращении числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах и интернатах.
Дети дошкольного возраста, и особенно дети оставшиеся без попечения родителей - самая незащищённая категория населения, которая оказалась под влиянием бесконтрольного энергоинформационного воздействия. В связи с этим, вопросы психофизической безопасности и изучения возможности использования музыкального воздействия с целью социальной коррекции ребёнка дошкольного возраста особенно актуальны.
Республика Марий Эл на сегодняшний день - «пилотный» регион в реализации на практике системы патронатного воспитания, в которой эксперимент по патронатному воспитанию начался в ноябре 2002 года. Правительство РМЭ дало добро на новую в республике, но давно применяемую в России форму воспитания детей, потерявших родителей. В патронатных семьях воспитывается дети дошкольного возраста, которые имеют возможность посещать детские сады. Из вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня контингент ДОУ значительно изменился и реализуемые образовательные программы требуют коррекции, основанной на принципах максимальной целесообразности.
В системе социальной поддержки на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке детей, оставшихся без попечения родителей. К большому сожалению, приходиться констатировать, что большой процент этих детей имеет серьёзные отклонения в развитии.
В связи с этим фактом, назрела необходимость корректировки образовательных программ ДОУ в сторону повышения эффективности применения инновационных технологий и переносе акцентов на занятия, связанные с искусством, прежде всего с музыкой.
Современный человек уже не представляет себя без привычно звучащей из самых разнообразных источников музыки. Но так ли безобидно, как кажется на первый взгляд бесконтрольное погружение индивидуума в музыкально-звучащую среду современного социума.
Эффекты музыкального воздействия известны давно. Ещё в Библии описывается, как царь Израиля Саул, одержимый злым духом, позвал Давида и попросил сыграть на арфе. «Давид взял арфу, играл, и лучше становилось Саулу» [1].
Как свидетельствует история, во времена Пифагора существовала «Музыкальная медицина», и пифагорейцы пользовались мелодиями специально «выдуманными» против ярости и гнева, Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, приёмами воздействия музыки пользовался египетский жрец Шебут-м-мут, ветхозаветный музыкант Имхотеп и др.
Представляет интерес региональный опыт Республики Марий Эл в вопросе практического использования музыки, как эффективного средства энергоинформационного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях ритмики.
В качестве примера, который нашёл практическое применение в опыте работы детской школы искусств при факультете академической музыки ГОУ СПО РМЭ «Колледж культуры и искусств имени И.С.Палантая» и в Центре патологии речи и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений Министерства здравоохранения РМЭ, где проводится лечение пациентов в возрасте от 1 месяца до 80 лет с тяжелыми речевыми нарушениями, параличами и слепотой, атрофией головного и спинного мозга по высоким медицинским технологиям главный врач - Заслуженный врач Российской Федерации и Республики Марий Эл, профессор В.В. Севастьянов.
В ДШИ при ГОУ СПО РМЭ «Колледж культуры и искусств имени И.С.Палантая» ритмика ведется уже 4 года на подготовительном отделении школы-практики «Нотка». Основной контингент дети 4-6 лет.
"Ритмика" это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по "Ритмике" построены на сочетании музыки, движения, речи. Занятие проводит специально обученный педагог [2].
В 2006 году аналогичные занятия начали проводиться и в Центре патологии речи. Здесь был начат необычный эксперимент - проведение музыкальных занятий для детей дошкольного возраста находящихся на лечении.
В ходе музыкальных занятия применяются различные формы упражнений:
- музыкально-ритмические;
- игра на инструменте (фортепиано);
- творческие упражнения из серии «Рисуем музыку», «Танцуем музыку»
- прослушивание музыкальных произведений, как в записи, так и в живом исполнении.
Основная цель музыкальных занятий - социальная реабилитация ребенка. Через упражнения, построенные на музыкальном материале, осуществляется:
- воздействие на эмоциональную сферу;
- развитие чувства ритма - коррекция двигательной реакции;
- развитие мелкой моторики;
- развитие коммуникативных навыков - игра в ансамбле, групповые занятия;
- развитие личностного потенциала - развитие воображения, мышления интеллекта.
В ходе эксперимента удалось зафиксировать положительную динамику в психоэмоциональном состоянии детей, развить мотивацию к новому виду деятельности и в целом повысить коммуникативные навыки. Важно отметить, что в группе детей занимается Алёна И., которая воспитывается в приёмной семье. На первоначальном этапе занятий, после беседы с приёмными родителями, были выявлены основные проблемы, связанные с последствиями пребывания девочки в детском доме. За первый год занятий наметились заметные сдвиги в поведении ребёнка: постепенно исчезла замкнутость, агрессия, неадекватные реакции на замечания педагога и детей. На втором году - навыки, приобретённые на занятиях закрепились и это дало возможность Алёне почувствовать уверенность в собственных силах. В связи с этим, резко возрос интерес к занятиям и результативность их проявилась наглядно.
Занятия по ритмике проводятся под музыкальное сопровождение (концертмейстер и фонограмма), которое требует тщательного отбора. В качестве музыкального сопровождения используются лучшие образцы народной и классической музыки, с учетом возраста детей. Если не уделять достаточно внимания этому вопросу результат от занятий заметно снижается.
Зарубежные исследователи (Джудит Бертон, Роберт Хоровиц, Халь Абелес) занимающиеся влиянием систематических музыкальных занятий на поведение и психологию детей сделали следующее заключение
«Узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание…оказывают негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а так же на развитие личности и её отношения к жизни в целом» [3].
В связи с вышесказанным, именно сегодня необходимо привлекать внимание общества к проблеме энергоинформационного музыкального воздействия и принимать срочно меры по повышению культуры музыкального восприятия и воспитания музыкальной культуры. Первой надежной ступенью в решении этой проблемы могут и должны стать образовательные учреждения для детей дошкольного возраста, которые уже сегодня имеют для этого много возможностей.
Литература
1. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.- 16 с.
2. http://www.m-w-m.ru/index.php.
3. Ж/л «Музыкальная психология и психотерапия» № 2(5)/2008г., с.37.
Попова Т.В., Никульшина С.В.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эмоции в узком значении слова представляют собой кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
На протяжении всего дошкольного детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверж-дающего поведения. Из психологических и физиологических исследований известно, что положительные эмоции снимают объективные признаки утомления, стимулируют мышечную и психическую деятельность.
В использовании музыки заложено очень эффективное средство развития эмоционального мира личности. Лечебные свойства музыки были замечены давно. Еще в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки. Одна музыка может вызвать тошноту, другая ввергнуть в коматозное состояние, третья заставить паниковать. Музыка активизирует гораздо больше зон головного мозга, чем речь. Эмоции, вызванные песней или симфонией, приводят к гормональным и биохимическим изменениям, влияют на обменные процессы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга.
Дети дошкольного возраста, эмоционально отзывчивы на музыку, она повышает их эмоциональный тонус, создает у них бодрое, радостное настроение. Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются даже инертные, замкнутые дети. Это естественное стремление к движению под музыку следует поддерживать и использовать в процессе работы на занятиях по психогимнастике как системе специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, обучаются азбуке выражения эмоций и возможностью управлять ими.
Цель нашего исследования - теоретически выявить и экспериментально обосновать положительное влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей в процессе психогимнастики.
Исследование проводилось на базе Некоммерческого дошкольного образовательного учреждения № 70 «Ягодка» (Йошкар-Ола). В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста был разработан перспективный план проведения занятий по психогимнастике, направленных как на развитие у детей различных психических функций, так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Курс психогимнастики состоял из 20 занятий. Длительность занятий в старшей дошкольной группе 12-15 минут. Занятия были построены по определенной схеме и состояли из четырех составных частей: игровые упражнения, этюды, хоровод, релаксация.
Ценность таких занятий заключается в следующем:
- создание возможности для самовыражения;
-снятие психического напряжения, изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность);
- у детей расширяется круг понимаемых эмоций;
- они начинают глубже понимать себя и других;
- у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим
Обучение начинается с самых простых эмоций и состояний, которые ребенок может наблюдать в реальной жизни, например, «собачка принюхивается», «собачка прислушивается», «спящий котенок», «любопытная лисичка» и др., и которые можно выразить с помощью мышц лица. Дошкольника важно научить ощущать себя, свои мышцы, свое тело, а затем и управлять каждой группой мышц (рук, туловища, ног, кисти, шеи и лица) отдельно и согласованно. Кроме того, для лучшего распознавания эмоций иногда применялись иллюстрации из различных журналов, картины, рисунки, показ игрушки и др. Они применялись для того, чтобы показать эмоциональные состояния людей, животных и как пример для подражания, сопереживания и т.д.