Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Петр. 1;4)
Мы видим, что самое причастие Божественной природе уже задает определенный вектор нравственной жизни: удаление от господствующего в мире растления похотью.
Боговоплощение открывает дверь причастию Божественной природе, и является фундаментальным основанием жизни христиан. И все же это ступень в общем плане домостроительства спасения совершенного Христом. Для спасения разумной природы, имеющей способность произволения, необходим подвиг, и Христос его совершил.
IV. Крестная жертва Христа.
Все евангелия с первых страниц до последних наполнены историями служения Иисуса Христа, начиная от исцеления болящих и до умовения ног Своим ученикам (см. напр. Мф.8;2,6,15,16; Мф.9;6; Мф.26;6; Ин.2;11; Ин.13;5). Но если бы только в этом и подобном доброделании было спасение мира, наверное, евангелие на этом бы и закончилось, однако евангелие заканчивается совсем другим. Однажды Христос сказал:
Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20;28).
Итак, служение было поступью жизни Иисуса Христа. Но спасение мира было совершено крестным подвигом. Крестная жертва Христа в Новом Завете осмысливается как действо величайшей любви Бога к человекам:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3;16).
Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римл.5;8) .
По причине грехопадения, некогда прекрасно созданный мир теперь поврежден и несовершенен (Быт.1;31;3;17–19). Держится этот мир милостью Божией и служением людей подобных Корнилию сотнику, но спасение в этот мир пришло через крестный подвиг Господа Иисуса Христа. По христианскому мировоззрению, очень хорошо, что мы совершаем те или иные добродетели (добрые дела), но мы и должны их совершать, человек для того и был создан. Но это все-таки некий фон бытия, смысл и главное в том, что в жизни всякого общества и всякого человека всегда будут какие-то крестные обстоятельства, и именно преодоление их в мужественном подвиге христовой любви и определяет истинную цену наших добродетелей, и созидает спасение каждому человеку и всякому обществу. В этом смысл новой заповеди Иисуса Христа:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13;34).
В крестном Христовом подвиге любви видели нравственное совершенство Сам Христос (Ин.15;13), свв. Апостолы (1Кор.1;18, 23–24; 1Кор. 2;2; 1Петр.2;21; и др.), все свв. Отцы и потому свт. Игнатий вдохновенно закончил упомянутую нами ранее его мысль:
«Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в кресте Христовом» [9. С. 355; см. также: 10, гл.31. С.12].
V. Воскресение.
Крестный подвиг Христа, кроме нравственного содержания, несомненно, имел и онтологическое (сущностное). Об этом свидетельствовали природные явления сопутствовавшие крестному страданию Богочеловека (Мф.27;45,51; Мрк.15;33; Лк.23;44–45). Величайшим онтологическим плодом крестного подвига явилось воскресение Господа Иисуса Христа. Однажды Ап. Павел сказал:
«Любовь созидает»(ἀγάπη οἰκοδομεῖ - букв. любовь домостроительствует)(1Кор. 8;1).
Христова любовь воссоздала этот мир. Прежде всего Христос воссоздал человеческое естество в Себе самом, в Своей богочеловеческой Ипостаси. На Воскресной утрене 3-го гласа мы читаем: «…истлевшее естество рода нашего в Себе самом обнови…» [13, с.181 обр.]. Человеческое естество во Христе обожено и воскрешено, и исполнено Божественных энергий: благодати и света. А по всесвязанности и органичности единства всего мироздания Христово воскресение есть начало воссоздания всего человечества и всего мироздания [14. С. 236; 15. С. 803]. Воскресший воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос – начаток воссозданного нового мира, источник новой для земли объективной духовной реальности – Царствия Божия, которое существуют и действуют уже сейчас здесь на земле, в этом земном тварном мире, являясь источником новой жизни, нового бытия, где побеждена смерть, где все залито Божественным светом, где все исполнено благодати и радости, ибо все пронизано всепобеждающей Божественной любовью. Это существенный плод победы Христовой, который является объективным основанием духовного подвига для всякого подвижника Христова. Именно в этой новой реальности Ап. Павел пережил освобождение от открытого им «закона греха и смерти» – проклятия человечества:
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим… нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Римл. 7; 25–8;2).
Теперь всякий подвижник Христов, вставший на путь служения ближнему во Христе, в заповедях Христовых, по закону духа жизни во Христе Иисусе, имеет несомненную возможность встретиться на опыте с этой духовной реальностью, которую даровал нам и приблизил к нам воскресший Христос: реальностью Божественной благодати и Божественного света – энергий Царства воскресшего Христа. Соединение с этими Божественными энергиями одновременно приближает человека и к нравственно совершенному действию, но теперь это переживается человеком не как плод его усилий, но Божий дар.
Вот как вдохновенно писал об этом св. Ап. Павел:
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес.2;8–9).
То есть всякий подвижник Христов, конечно, совершает «добрые дела», но смысл этой деятельности совсем иной. Мы и должны их делать, мы на это созданы Господом, так же как дышать чистым воздухом и пить родниковую воду и проч. Это нам органически необходимо по созданию нашему и здесь нет никакого повода к какому-либо возношению. Смысл совсем в другом. Смысл в том, что истинно совершить их («добрые дела») мы можем только благодатью Божией: