Этап – презентация и обсуждение работ

3.1. Демонстрация и обсуждение изготовленных микрогруппами коллажей.

Коллажи оформляются в виде небольшой выставки. Каждая микрогруппа по очереди рассказывает о тех чувствах, настроениях, мыслях, которые вызывает первый коллаж. Выступают все микрогруппы, кроме той, которая изготовила коллаж. В каждой микрогруппе обязательно должен выступить каждый из участников. В высказываниях школьников не должно быть оценочных суждений, сравнения выполненных микрогруппами работ, их противопоставления.

3.2. Рефлексия.

Представители микрогруппы, коллаж которой обсуждали, высказываются о том, что каждый из них чувствовал во время обсуждения своего плаката. Выступить должен каждый участник микрогруппы («разговор по кругу»).

3.2. Презентация коллажа.

Микрогруппа представляет свой плакат, рассказывает о содержании коллажа. Педагог должен обратить внимание ребят на то, что желательно раскрывать ход решения проблемы с ценностных позиций.

Такой алгоритм обсуждения соблюдается по каждому коллажу.

3.3. Совместное обсуждение коллажей и хода работ над ними.

Примерные вопросы для обсуждения:

– Почему вы выбрали именно такую проблему для своего коллажа?

– Какова основная мысль вашего коллажа?

– Какие чувства, настроения вы пытались выразить в своем коллаже?

– Какие новые мысли, чувства появились у вас в процессе работы над коллажом?

– Удовлетворяет ли вас окончательный вариант вашего коллажа? Какие идеи вы не смогли воплотить? Что вам помешало?

– Чтобы вы хотели изменить? В ценностном наполнении коллажа? В его содержании? В художественном оформлении?

– Какие идеи, стилистические решения в коллажах других групп вам показались наиболее интересными?

Вопросы и задания:

1. В чем заключаются сущность и специфика ценностного самоопределения личности?

2. Что является основным средством и условием включения школьников в процесс ценностного самоопределения? Каковы психологические механизмы лежат в его основе?

3. Что собой представляет ситуация ценностного самоопределения?

4. В чем заключается специфика педагогической поддержки по сравнению с традиционной практикой воспитания?

5. Чем отличаются технологии поддержки ценностного самоопределения от других технологий воспитания?

6. Что буквально означает слово «дилемма» и что называют ценностной дилеммой?

7. Назовите основания для классификации ценностных дилемм.

8. Перечислите виды ценностных дилемм по контексту социального содержания, по сфере их проявления.

9. Что представляет собой технология решения ценностной дилеммы?

10. Назовите методы и приемы решения ценностной дилеммы.

11. Какие качества и умения необходимы учителю для овладения технологиями поддержки ценностного самоопределения?

12. Использую предложенные технологии и приемы, разработайте проект классного часа, направленного на поддержку ценностного самоопределения школьников.

Рекомендуемая литература:

1. Борытко Н.М. Этическое воспитание. – Волгоград, 2006.

2. Лопатина А., Скребцова – М. Книга для занятий по духовному воспи­танию. Книга IV. – М., 1997.

3. Маленкова Л. И. Человековедение: программы и методические мате­риалы.– М., 1993.

4. Никитина Н.Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности? Приемы активизации нравственного развития личности // Классный руководитель. – 2004. – №4. – С.13-18; 49-70.

5. Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие. – Ульяновск, 2006.

6. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии социально-психологических тренингов. – М., 1995.

7. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. – М., 2003.

8. Цырлина Т.В. Встречное движение. – М., 1991.

9. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.

10. Щуркова Н.Е. «Философия жизни» в школе: Методические материалы к учебному курсу человековедения.– М., 1994.

11. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.

12. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков. – М., 2008.

Наши рекомендации