Авторы: г.в. чиркина, е.н. российская

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Раздел Рекомендуемые лексические темы, их краткое содержание Рекомендованный объем часов
1. Наш класс, наша школа Здравствуй, школа! (школа, класс, урок). Учебные принадлежности названия и назначения предметов, находящихся в классе, личные учебные вещи), их отличительные признаки, описание учебных принадлежностей (назначение, форма, цвет, величина).. Расположение школы и ее оформление (двор школы и его оборудование, основы безопасного поведения, экскурсия на пришкольный участок, расположение классов, учебных кабинетов и различных помещений, название и назначение помещений (класс, спальня, игровая, учительской, спортивный зал, актовый зал, компьютерный класс и т.д.). Умение объяснять дорогу в тот или иной кабинет (как пройти?). План класса, этажа. Оборудование школы (мебель, учебники, их название и назначение). Профессии работников школы (учитель, воспитатель, врач, медсестра, повар, уборщица, директор и др.). Самообслуживание (поддержание чистоты и порядка, обязанность детей и взрослых). Общение (понятие общения, речевой этикет (основные формы обращения), правила поведения в классе и в школе, способы разрешения споров и конфликтов (практика решения споров, выражение несогласие; выяснение непонятного и пр.). Режим дня в школе (школе-интернате). Расписание уроков (названия предметов, основные виды учебной деятельности школьников). Дни недели. Личная гигиена. Столовая (посуда и приборы, продукты питания, их хранение названия блюд. правила поведения за столом). Спальня (мебель, спальные принадлежности, их назначение). Одежда и обувь (название частей, уход за одеждой и обувью). Библиотека (книги, бережное отношение к ним).Компьютерный класс (компьютер и его составляющие). Игровая комната (игрушки, их названия, отличительные признаки.Описание предметов (цвет, размер, форма, функции, состояние). Комнатные растения (названия, их части, правила ухода). Животные живого уголка (названия, характеристика, правила ухода за ними).
2. Осень Наблюдение за сезонными изменениями в природе (погода, ее описание, фиксация наблюдений в календаре природы. Осенние месяцы. Наблюдения за явлениями природы (осень ранняя, золотая, поздняя (изменение окраски листьев, начало и конец листопада), ведение календаря природы/дневника погоды. Деревья и кустарники (различение и называние видов деревьев и кустарников, называние их частей, деревья, кустарники и цветковые растения (на пришкольном участке, в парке, лесу), охрана окружающей природы). Осенние работы (в саду, огороде, на пришкольном участке). Овощи и фрукты (названия, описание по вкусу, запаху, форме, размеру, способы их приготовления). Садовые и лесные ягоды. Сбор урожая в саду и на огороде. Продуктовый рынок и магазине «Овощи-фрукты» (что продается, покупаем продукты, общение с продавцом). Домашних животные и птицы (названия, особенности внешнего вида, части тела, отличительные признаки (величина, окраска), образ жизни (места обитания, питание, польза), уход за домашними животными, детеныши домашних животных). Экскурсия для наблюдения за осенними изменениями в природе (в парк, лес и т.д.).
3. Наш город (село) Наш город (село) (главная улица (площадь) города (села), культурно-просветительные учреждения и их назначение (памятники, парки, спортивные сооружения, театры, кинотеатры, клубы, церковь и пр.), правила поведения в общественном месте, отличительные признаки города и села). День города. Магазины (виды магазинов, товары, профессии и труд людей, работающих в магазине, речевой этикет). Улица (название улицы, на которой находится школа, домашний адрес, название участков улицы (дороги): тротуар, проезжая часть, обочина, перекресток). Дорожные знаки (правила перехода улицы, основы безопасного поведения (правила дорожного движения, обход транспорта), правила поведения на улице, ориентировка на улице (умение найти дорогу по словесному описанию, самостоятельно описать дорогу до дома, элементарный план улицы, макете города). Транспорт (названия и назначение основных видов транспорта, части машин, машины, облегчающие труд людей, профессии людей, занятых на транспорте, правила поведения в транспорте, речевой этикет.
4. Зима Сезонные изменения и явления природы (морозы, снегопад, снежный покров, замерзание водоемов, преобладание пасмурной погоды, продолжительность дня и ночи), название зимних месяцев, ведение календаря природы/дневника погоды. Зимний лес (хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой, дикие животные, их жизнь зимой, подготовка к зиме. Зимой на реке (озере) (дикие птицы, их жизнь зимой). Зимняя одежда и обувь (материал, из которого изготовлены, сравнение, обобщающие понятия: одежда, обувь). Зимние развлечения детей (названия зимних игр и развлечений, видов спорта, спортивный инвентарь, правила игры). Птицы зимой (названия зимующих птиц, их отличительные признаки, названия частей тела птицы, наблюдение за жизнью птиц зимой, изготовление кормушек, подкормка птиц). Труд по поддержанию порядка на улицах города. Зимой в селе. Экскурсия для наблюдения за состоянием природы зимой (в парк, в лес). Праздник елки (Новый год, елочные украшения (название и описание елочных игрушек (форма, цвет, размер, материал, из которого они сделаны), новогодние подарки).
5. Моя семья. Наш дом Знания ребенка о себе (имя, полное имя, уменьшительно-ласкательные формы, отчество, фамилия, возраст, день рождения, домашний адрес, телефон). Состав семьи (родственники (близкие и дальние), родственные отношения в семье, взаимоотношения в семье, имена, увлечения членов семьи, их профессии.). Поход в гости (приглашение в гости, речевой этикет, правила поведения в гостях и дома. Семья дома (домашний труд взрослых, выполнения поручений детьми, уважение домашнего труда, бытовая техника, ее назначение, основы безопасного поведения (электрические приборы и газовое оборудование)). День рождения (поздравление с днем рождения, открытки, подарки, как отмечают день рождения).
6. Весна Сезонные изменения и явления природы (потепление, появление проталин, таяние снега и льда, половодье, ледоход, набухание почек, распускание почек на деревьях, появление травы, цветение растений), названия весенних месяцев, ведение календаря природы/дневника погоды, наблюдение за ветками деревьев, поставленных в воду ранней весной, проращивание лука, бобовых). Весна в лесу (лесные растения, дикие животные весной, дикие животные, их описание, сходство и различие диких и домашних животных. Птицы весной (перелетные птицы, их отличительные признаки, внешний вид, образ жизни, гнездование птиц, польза, приносимая ими, охрана птиц и гнездовий). Труд людей весной (в саду, на огороде, начало полевых работ, сельскохозяйственные машины, профессии людей, связанных с полеводством. Работа на пришкольном участке весной (растения пришкольного участка, их названия, выявление внешних отличительных признаков на основе сравнения нескольких видов деревьев и кустарников, названия и условия произрастания травянистых растений, уборка участка, посадка растений, оформление клумб и цветников, участие детей в работе на пришкольном участке). Весна в городе (весенняя уборка улиц городов). Основы безопасного поведение (половодье, таяние льда на реке, ледоход, сосульки)
7. Родная страна Моя родная страна — Россия (родина, родной язык, родная страна, государство, карта, глобус, российские города, реки, озера (название наиболее известных и расположенных в данной местности)). Мы – россияне (жители разных стран и городов, граждане России - россияне). Столица России — Москва (столица – главный город страны, достопримечательности Москвы (экскурсия по Москве), ориентировка по карте). Государственная символика России (флаг, его цветовое оформление, значение цветов, герб, его внешний вид (золотой двуглавый орел на красном щите), значение изображения, гимн, правила поведения при исполнении гимна). Герб родного города. Некоторые сведения об истории города (села). День победы (подвиг русского народа в войне, поздравление ветеранов, экскурсия в местный краеведческий музей)
8. Лето Сезонные изменения и явления природы (наступление жарких дней (летний зной), прогревание водоемов, полное распускание листьев, увеличение светового дня, разнотравье), названия летних месяцев. Лес летом (летние цветы (названия цветов, их описание (форма, размер, цвет), места произрастания, составные части цветка), насекомые (бабочка, пчела, гусеница, комар и др.), польза и вред, приносимые насекомыми). Летом на водоеме (названия рыб, части тела рыб, рыбалка, купание в водоеме, пляжные принадлежности, основы безопасного поведения).Развлечения детей летом.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Работа над словом: словоизменение, словообразование, активный и пассивный словарь Работа над словосочетанием, предложением Развитие связной речи
Наш класс, наша школа
Предметный словарь:класс, школа, этаж, двор, план, расписание, урок, пенал, ручка, рюкзак, парта, карандаш, бумага, тетрадь, фломастер, линейка учебник, дневник, доска, мел, компьютер, шкаф, стол, стул, растение, зал, библиотека, спальня, столовая, учитель, воспитатель, врач, медсестра, повар, уборщица, директор, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, математика, чтение, письмо, произношение, щетка, полотенце, расческа, мыло, шампунь, мочалка, кровать, подушка, одеяло матрац, пододеяльник, наволочка, покрывало, простыня, чашка, тарелка, ложка, вилка, хлеб, масло, сахар, чай, компот, котлеты, борщ, суп, каша, холодильник, книга, игра, игрушка, мяч, кукла, машинка, мишка, кубики, квадрат, прямоугольник, ромб, круг, кактус, герань, лиана, крыса, хомяк, уж, еж. Действия: писать, читать, говорить, рисовать, играть, слушать, слышать, смотреть, видеть, открывать, закрывать, листать, убирать, собирать, клеить, отвечать, спрашивать, входить, выходить, чистить, стирать, учить, лечить, варить, готовить, руководить, протирать, мыть, чистить, общаться, разговаривать, ссориться, спорить, разбивать, умыть, хранить, положить, класть брать, работать, ухаживать, стричь, кормить, поливать, включить, выключить Признаки предмета: светлый, чистый; красный, синий,белый, черный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый.; квадратный, прямоугольный, круглый, треугольный, спортивный; Имена собственные:имена детей; имя и отчество учителя, воспитателя Время действия: утром, вечером, сегодня Признаки действия: хорошо, плохо Части целого:рубашка (рукав, воротник, манжета); компьютер (клавиатура, монитор, системный блок, мышка); машина (кабина, кузов, колесо, фары); части растения (листья, корни, цветки, стебель) Значение слова:экскурсия, план, гигиена, холодильник, библиотека, Многозначные слова:класс, щетка, предмет, блюдо, складывать (цифры, одежду, учебные вещи). Антонимы: большой/ маленький; громкий/ тихий; длинны/ короткий; старый/ новый.; высокий/низкий; твердый — мягкий Синонимы:баловаться-шалить; бегать-носиться-летать Слова-обобщения, распределение слов по группам:мебель, учебные принадлежности, игрушки, посуда (чайная, столовая, кухонная), продукты, столовые приборы, постельное белье, одежда, обувь, Словообразование (понимание и употребление)существительных + суффикс «-ик», «-ек», «-к», «-чек»,«-очк», «-ечк», «-ищ» - уменьшительно-ласкательное и увеличительное значение; множественное число существитель­ных (с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголов настояще­го и прошедшего времени Понимание значения слов, выражающих по­ручения, приказания Составление словосочетаний, · обозначающих переходность действия на предмет (моет чашку, пол), · с существительными в винительном падеже в зависимости от рода и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту), · с сочетанием глагола с существитель­ным в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД (поста­вил на стол, в стол; положил в книгу, на книгу, под книгу); · обозначающих пространственные отношения в значении направления и места действия; · местоимение + существительное. · с существительными единственного числа и глаголами настояще­го времени; · согласование прилагательного с существительным в име­нительном падеже · с сочетанием местоимения 1-го лица с глаголами. Составление простого предложение с глаголами настоящего времени. Составление связного учебного высказывания:сравнение предметов ( цвет, форма, величина, состояние, назначение; конструкции типа: Этот учебник новый, а этот ...) Диалоги(типа): — Здравствуйте, ___. — До свидания, ___. — ___, дай, пожалуйста. —Возьми. —Спасибо! Отгадывание загадок; ответ:Это ___. Выделение из предложенияслов, обозначающих предмет. Вопросно-ответная форма:
  • понимание конструкций, выражающих поручения,приветствие, благодарность,
  • понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них.
Различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном.
Тексты для аудирования и построения собственного высказывания (по картине (сюжетная, серия), по вопросам учителя): Правила поведения в школе, классе. Правила поведения за столом. Правила личной гигиены. Условия хранения продуктов питания. Комнатные растения и правила ухода за ними. Мои любимые игрушки. В библиотеке. Бережное отношение к книгам. Заучивание трех загадок / потешек по лексической теме.  
Осень
Предметный словарь:календарь, природа, погода, небо, солнце, дождь, тучи, облака, ветер, трава, цветы, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, дерево, куст, ветка, семена, овощи, помидор, огурец, перец, морковь, картофель, свекла, лук, фрукты, яблоко, груша, слива, абрикос, персик, варенье, животные, птицы, лопата, грабли, метла, клен, береза, дуб, липа, ель, сосна, ива, астра, роза, шиповник, парк, лес, сад, огород, малина, клубника, смородина, земляника, черника, брусника, клюква, магазин, рынок, курица, петух, утка, гусь, индюк, кошка, собака, коза, корова, овца, кролик , лошадь, земля, салат, капуста, горох, урожай Действия: дуть, светить, идти, желтеть, опадать, поспевать, копать, собирать, сажать, расти, продавать, тушить, варить, жарить, наблюдать, созревать, ехать идти, бежать, летать, плыть, дуть, ухаживать, ходить, прыгать, собирать, солить, охранять Признаки: ясная,пасмурная, сухой, спелый, свежий, красивый, тяжелый, разноцветный, кислый, дождливый Признаки действия: тепло, холодно, пасмурно, солнечно, сухо, дождливо, облачно Имена собственные:клички животных Время действия: осенью Слова-обобщения, распределение слов по группам:овощи, фрукты, осенние месяцы ,деревья, кустарники, домашние животные, домашние птицы, . Значение слова:кустарник, пришкольный, календарь, продавец Словообразованиелист, листья, листопад, лиственные; слова, обозначающие детенышей животных (существительные с суффиксами «-онок», «-енок»);туризм-турист-туристический. Фрукт-фруктовый-сухофрукты. Яблоко-яблочко-яблочный. Ягода-ягодка-ягодный Части целого:дерево (ветки, корень, ствол, листья, семена);части тела птицы (голова, клюв, глаза, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, перья); части тела животного (голова, глаза, нос, пасть, туловище, лапы, хвост) Многозначные слова:дерево (растение и материал); перо (покров тела птицы, писчая принадлежность); есть (существует, питается); салат (блюдо, растение)) Антонимы: ранний/поздний, рано/поздно; теплый/ холодный; тепло/холодно; сладкий/кислый; редко/часто; тонкий/толстый Синонимы:багровый-красный; желтый-золотой, золотистый; базар-рынок Употребление в речи слов, выражающих по­ручения, приказания. Составление словосочетаний: · обозначающих переходность действия на предмет (варит овощи, кормит птиц), · с существительными в винительном падеже в зависимости от рода и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит ребенка, школьников, детей, цветок, деревья), · с существительными (орудийного значения) и глаголами настоящего времени (подме­тает метлой) · глагола + существитель­ное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД (пошел на огород, в сад, в лес, прыгнул под куст) · с существительными множественного числа с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголами настояще­го времени; · числительное+существительное. · существительным в родительном падеже с предлогом У и без предлога в значении принадлежности предмета или его отрицания (у козы; нет козы). · в предложном падеже с предлогами В, НА (лежит в ящике, на ящике) · существительными в винительном и творительном падежах единствен­ного числа. · с местоимением 2-го лица с глаголами · Обозначающих количест­венные отношения и признаки предмета по счету. Составление простого предложения вопросам, по схемам, моделям, отгадывание загадок (ответ: Это__, потому что__.), распределение по группам (Овощи — это…). Распространение предложений: солнце светит (как?) ярко Понимание предложения:побудительных, повествовательных, нераспространенных и распространен­ных, состоящих из 3 членов предложений. Сравнение предметов по вкусу, весу, конструкция типа: лимон кислый, а апельсин сладкий. Выделение из предложения слов, обозначающих действия предмета. одушевленный и неодушевленный предмет Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обо­значающими временные отношения (глаголы в настоящем, времени). Диалоги: «В магазине», «На рынке» (сколько стоит?, сколько взвесить?, дайте, пожалуйста, спасибо) Различение вопросов · кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном; · вопросов что делает? и что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоя­щем или прошедшем времени. Тексты для аудирования Наступила осень. Ранняя осень. Поздняя осень, золотая осень. Листопад. Домашние животные. Домашние птицы. Сельскохозяйственные работы. На рынке. В магазине. Уход за домашними животными. В парке (в лесу) Составление рассказа-описания (по картине (сюжетная, серия), по вопросам учителя, с опорой на план, модель):Русская береза. Астра. Яблоко. Огурец. Курица. Корова. Аудирование стихов по лексической теме. Заучивание одного стихотворения доступной сложности по лексической теме.  
Наш город (село)
Предметный словарь: город, село, улица, парк, площадь, театр,кинотеатр, клуб стадион, библиотека, церковь, автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, мотоцикл, водитель, строитель, трактор, кран, бульдозер, адрес, тротуар, перекресток, поворот, переход, светофор, знак, дом, универмаг, улица, мост, движение, кондуктор, тракторист, товар, труд, покупатель, остановка, цирк, фонарь, фонтан, вокзал, Действия: жить, гулять, учиться, ехать, водить, продавать, строить, переходить, бежать, управлять, ориентироваться, описать, работать, отдыхать, обгонять, выходить, заходить, платить, Признаки:городской, сельский, дорожный, уличный, транспортный, автобусный, строительный, прямой, кирпичный, светлый, грузовой, легковой, пассажирский, удобный, родной, главная, городской, сельский, новый, жилой, дорожный, школьный, детский, овощной, мебельный, хлебный, проезжая. Признаки действия:правильно, самостоятельно, резко, плавно, стремительно, легко, трудно Время действия:вчера, днем, ночью Имена собственные:названия городов, сел, улиц Части целого:машина (кузов, колеса, кабина). Слова-обобщения, распределение слов по группам:транспорт, города, улицы, машины, профессии Многозначные слова:кран (водопроводный, подъемный). Значение слова:перекресток, переход, безопасность, фонтан Словообразование:водопровод, пешеход, кинотеатр, многоэтажный. Багаж-багажник-багажный Антонимы. Большой/ маленький высокий/низкий, широкий/ узкий, далекий /близкий, далеко/близко, много/мало, дорогой/дешевый, дорого/дешево,широкая/узкая Синонимы:водитель-шофер; быстро-стремительно, знаменитый-известный Понимание и употребление слов, выражающих по­ручения, приказания. Составление словосочетаний: · с существительными с суффик­сами «-ист», «-щик», «-чик», «-циц (а)», «-тель», «-аръ») · обозначающих переходность действия на предмет (строит дом), · с существительными в творительном падеже с предлогами ПОД, НАД, ЗА (за поворотом, за автобусом, под мостом, над городом); · прилагательное + существительное в творительном падежах единствен­ного и множительного числа · числительное + существительное; существительными множественного числа с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголами настояще­го времени; · с переходными глаголами (моет чашку), с орудиями или средствами действий (водит (что?) автобус; подметает (чем?) метлой). · с существительным в родительном падеже без предлога (нет продавца, нет машины, нет автобуса, нет светофора; водитель (чего?) троллейбуса, автобуса, трамвая) Понимание предложений:побудительных, повествовательных, нераспространенных и распространен­ных, состоящих из 4 членов предложений. Составление предложений.Кто? Что делает? Сокращение (компрессия) предложений. Домашний адрес(с опорой на образец, модель). Диалоги: в транспорте, магазине. Понимание предложений, выражающих по­ручения, приказания. Тексты для аудирования: Наш город. Правила поведе­ния в транспорте. Дорожные знаки. Правила уличного движения. Профессия – водитель автобуса. Составление рассказа-описания · машины по плану-модели; · пути по схеме-плану (нахождение дороги по описанию; описание дороги домой; Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание двух стихотворений доступной сложности по лексической теме.  
Зима
Предметный словарь:мороз, лед, снег, снегопад, вьюга, метель, пурга, заносы, гололед, хлопья, декабрь, январь, февраль, лыжи, сани,, коньки, воробей, галка, ворона, синица, снегирь, голубь, ель, река, озеро, мех, шерсть, кормушка, шар, шарик, подарок стекло, фольга, мишура, конфетти, хлопушка, гирлянда, холод, снежки, снежинка,. заморозки Действия: замерзать, кормить, подкармливать, сделать, играть, одеваться, посыпать, веселиться, петь, танцевать, разбить, праздновать, дарить, замерзать, блестеть . чистить, снеговик, строить, лепить кататься, заботиться. Признаки: зимний, дикие, снежный, ледяной, пасмурная, хрупкий, холодный, елочный, хвойный, лиственный, речной, меховой, шерстяной, зимующие, новогодний, стеклянный, бумажный, холодный, заснеженный, блестящий, морозный, добрый. ласковый Признаки действия: быстро, весело, холодно, морозно. Время действия: зимой. Словообразование:корм -> кормить-> кормушка -> подкормка. Новый год – новогодний.Белый-бело-белок-белоснежный. Лед-ледок-льдина-льдинка-ледник-ледовый-ледяной-гололед. Лижи-лыжня-лыжник-лыжный. Мороз-морозный-(за-,об-,от-)морозить Слова-обобщения, распределение слов по группам:водоемы, дикие животные; зимующие птицы; зимняя одежда, зимняя обувь, одежда, обувь; хвойные деревья, лиственные деревья, зимние виды спорта, зимние игры, зимние месяцы . Значение слова:снегопад, покров Синонимы:дорого-недешево Антонимы:тепло/холодно, теплый/холодный, долго/ быстро, долгий/быстрый Понимание и употребление в речи слов, выражающих по­ручения, приказания. Составление словосочетаний: · с существительными множественного числа с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголами прошедшего времени; · с существительными, обозначающих детенышей животных (с суффиксами «-онок», «-енок») · с формами множественного числа существитель­ных (с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголов настояще­го и прошедшего времени. · с существительными (ж., м., с. р.) с глаголами прошедшего времени · с существительными в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из леса; сошел с поезда; отъехали от озера; живет около села); · с существительными в дательном па­деже с предлогом К в значении лица или места, к которому направлено действие (подошел к дому); · с существительными в творительном падеже с предлогом С в значении совместимости или сопро­вождения (идет с воспитателем); · обозначающих переходность. Понимание предложения:побудительных, повествовательных, нераспространенных и распространен­ных, состоящих из 5 членов предложений. Ответы на вопросы, с использованием глаголов прошедшего времени Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в настоящем и прошедшем времени, состоящих из 3 членов предложения, с использованием словосочетаний: Новый год; новогодняя елка; елочные игрушки, зимние игры, зимняя одежда, хвойные деревья, дикие животные. Выделение из предложений слов, обозначающих предмет и признаки предмета, распространение предложений по вопросам: какой? какая? какое? какие? Понимание предложений, выражающих по­ручения, приказания.   Тексты для аудирования: Зимой в лесу. Пришла зима в город (в село).. Зимние олимпийские игры. В зоопарке. Как дикие животные к зиме готовятся. Зимой на реке («Серая шейка») Составление рассказа: · рассказ-описаниеелочной игрушки по плану-модели;изготовление кормушки с опорой на технологическую карту (этапы изготовления); · рассказ-рассуждение: Почему надо подкармливать птиц. Воспроизведение содержания текста, сказки по иллюстрации Самостоятельное придумывание событий, изображенных на рисунке: предшествующих, последующих. Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание трех стихотворений доступной сложности по лексической теме
Моя семья. Наш дом
Предметный словарь: имя, отчество, фамилия, мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя, племянник, племянница,жена, муж, возраст, адрес, телефон, семья, гость, чайник, холодильник, духовка, фен, плита,, открытки, подарки, поздравления, пожелания, ,пирог, торт Действия: позвонить, помогать, убирать, cmupamь, мыть, подметать, работать, любить, уважать, заботиться, гостить, кипятить, печь, желать, поздравлять, принимать, угощать . Признаки:домашний, родной, близкий, любимый, вежливый; мамин, папин, бабушкин, дедушкин, семейный; заботливый. Признаки действия:вежливо, заботливо, бережно, аккуратно, искренне, неловко. Имена собственные:названия городов, сел, улиц, клички домашних животных, имена, отчества фамилии Части целого:чайник (носик, дно, крышка, ручка) Слова-обобщения, распределение слов по группам: родственники. Многозначные слова:печь (что?; что делать?); дорогой (недешевый; любимый) Значение слова:электричество Словообразование:кофеварка, кофемолка, пылесос, соковыжималка, пароварка, Антонимы. Близкий- далекий, грустный- веселый, грустно-весело. Синонимы:папа-отец; знакомый – известный, дорогой-любимый   Составление словосочетаний: · с существительными с суффик­сами «-ист», «-щик», «-чик», «-циц (а)», «-тель», «-аръ», обозначающих лиц по роду их деятельности; · с существительными с суффиксами «-ик», «-ек», «-к», «-чек»,«очк», «-ечк», «-ищ» (уменыпительность-ласкательность-увеличительность; · с существительном в дательном падеже в значенииадресата. Понимание и употребление простых предложений с существительными и глаголами в настоящем и прошедшем времени, состоящих из 3-5 членов предложения, с использованием словосочетаний: день рождения; домашний адрес; домашние дела; член семьи; вытирать пыль, печь пирог. Диалоги: За столом в гостях. Пониманиеконструкций типа: Я старше брата. Кто младше? Составление и употребление в речи предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность. Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительного: любить сына, собаку, дочь, маму... Понимание и употребление предложений, выражающих по­ручения, приказания. Тексты для аудирования:Семья. Родственные отношения. Семья дома. Правила поведения в гостях и дома. Техника безопасности при использовании бытовых приборов. День рождения Составление рассказа о себе, о своей семье. Составление рассказа-описаниявнешности («Моя мама»). Устное высказывание с помощью учителя о простых случаях и событиях из собственной жизни. Чтение коротких текстов по изучаемой лексической теме. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией. Пересказ знакомой сказки или рассказа без пропусков, по­вторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Устные высказывания (с помощью учителя): о простых слу­чаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание трех стихотворений доступной сложности по лексической теме
Весна
Предметный словарь: март, апрель, май, проталина, почки, рассада, грач, скворец, жаворонок, гнездо, огород, растения, подснежник. тополь, бузина, ива, ландыш, подснежник, гнездо, трактор, сеялка, борона, тракторист, агроном, цветник, сосульки, капель, космос, ракета Действия: таять, набухать, распускаться, появляться, цвести, наблюдать, проращивать, растить, прилетать, охранять пригревать, .светить, греть, радовать, лететь Признаки: ранняя, поздняя, первый, теплый, солнечный, дождливый, весенний, перелетные, зимующие, дикие, домашние, полевые, редкий, долгожданна, нежные. Многозначные слова: почки. Словообразование:ледоход сельскохозяйственный. Дарить-дар-подарить-подарок Ручей- ручеек.Скворец-скворушка-скворченок-скворечник. День-денек-дневной-днем-днями. Дождь-дождик-дожинка-дождем-дождевой-дождливый-дождить. Космос-космонавт-космический. Путь-путник-путевой-спутник. Черный-черно-чернота-чернеть-черноглазый. Голос-голосок-голосище-голосистый-безголосый-отголосок Слова-обобщения:дикие животные, домашние животные; дикие птицы, домашние птицы, перелетные птицы; зимующие птицы, травянистые растения; деревья, кустарники, весенние месяцы. Признаки действия:нежно, радостно Значение слова:проталина Антонимы:длинный/короткий ,рано/поздно, Синонимы:аромат/запах,беда-несчастье; береговой-прибрежный; бирюзовый-синий; благоухать-пахнуть   Составление словосочетаний: · с существительными с суффик­сами «-ист», «-щик», «-чик», «-циц (а)», «-тель», «-аръ», обозначающих лиц по роду их деятельности; · с существительными с суффиксами «-ик», «-ек», «-к», «-чек»,«очк», «-ечк», «-ищ» (уменыпительность-ласкательность-увеличительность; · числительное + существительное, количест­венные отношения и признаки предмета по счету; · с существительными в различных падежах.. Понимание и употребление побудительных предложений (повествовательных нераспространенных и распространен­ных)состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обо­значающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний: талый снег, первые проталины, первые подснежники, весенние месяцы, ранняя весна; дикие животные, домашние животные; перелетные птицы, зимующие птицы, птичьи гнезда, пришкольный участок, Составление вопросов. Распространение предложений по вопроса. Составление предложений с заданными предлогами. Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, по­ручения, приказания, благодарность. Тексты для аудирования:Охрана птиц; Птицы – наши друзья. Пришла весна; ледоход, оттепель; Признаки весны. Весна в лесу. Основы безопасного поведения весной в городе и в селе. День космонавтики Составление текста-описания: сравнение деревьев, кустарников, травянистых растений. Составление рассказа-повествования: Как я провелвесенние каникулы. Мой день рождения. Как я поздравил друга с днем рождения. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией. Устные высказывания (с помощью учителя): о простых слу­чаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома Пересказ текста (по вопросам учителя), воспроизведение содержания текста (пересказ текста с опорой на картинный материал, вопросы, план). Чтение коротких текстов с окнами (методика Эббингауза):использованиеграмматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения. Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание трех стихотворений доступной сложности по лексической теме
Родная страна
Предметный словарь: россияне, флаг, гимн, столица, Кремль, президент, герб, гражданин, столица, страна, язык, государство, карта, глобус, история, права, честь, щит, ветераны, подвиг, война, тюльпаны, орден, медаль, памятник, музей, Действия: жить, гордиться, уважать, соблюдать, говорить, ехать, находиться, отмечать (на карте), ориентироваться, выступать, петь, изображать, защищать, помнить. возложить Признаки:российский, русский, московский, родной, гражданский., главный, государственный, исторический Признаки действия: гордо, честно, красиво Имена собственные:названия стран, городов, фамилия, имя отчество президента Российской Федерации, Георгий-победоносец Значение слова:щит, меч, копье, дракон Слова-обобщения, распределение слов по группам: символы государства (герб, гимн, флаг) Словообразование:красивый-красиво-красота-красавец. Россия-россиянин/россиянка-российский-всероссийский Синонимы:орел-Орел, люди-народ   Составление словосочетаний: · числительное + существительное, количест­венные отношения и признаки предмета по счету; · с существительными в различных падежах; Понимание и употребление побудительных предложений (повествовательных нераспространенных и распространен­ных)состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обо­значающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний: Моя страна; Российская Федерация; День Победы; Красная площадь; Вечный огонь; права человека; родная страна, родной город, родное село. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет, его признак, действие. Составление вопросов. Распространение предложений по вопросам. Составление предложений с заданными предлогами. Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, по­ручения, приказания, благодарность, извинение, просьбу.   Введение понятия ТЕКСТ, его особенности. Тексты для аудирования по лексической теме. Чтение рассказов с послетекстовыми упражнениями и пересказом:О гербе, флаге России; Моя родная страна —Россия; Мы – россияне; Права человека; День Победы. Чтение гимна России. Составление текста-описания: флага, герба Составление рассказа-повествования: Москва- столица нашей Родины. Как мы поздравляли ветеранов; подвиг русского народа. В музее. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией. Устные высказывания (с помощью учителя): о простых слу­чаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома Пересказ текста (по вопросам учителя), воспроизведение содержания текста (пересказ текста с опорой на картинный материал, вопросы, план). Чтение текстов с окнами (методика Эббингауза):использованиеграмматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения. Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание двух стихотворений доступной сложности по лексической теме
Лето
Предметный словарь: июнь, июль, август; ягоды, поляны, лилия, горошек, мак, колокольчик, гвоздика, лепесток; муравей, муравейник, рой, бабочка, жара, зной, водоем, море, песок, ракушки, камешки, коврик, круг, очки, комар, вишня, черешня, виноград, грибы, пчела сом, щука, карась, рыбалка, велосипед, зонтик. Признаки: жаркий, цветочный, летний; муравьиный ,пчелиный; морской, речной, соловьиный, комариный, полезный, солнечный, грибной, пчелиный Действия: создавать, поспевать, распускаться; купаться, плавать, нырять, загорать, отдыхать, собирать, ездить, летать, порхать, кружиться, жужжать, цвести, . Признаки действия:жарко Слова-обобщения:насекомые, рыбы. Имена собственные:название морей Слова-обобщения, распределение слов по группам: летние месяцы (июнь. июль, август), ягоды, насекомые, грибы, цветы, рыбы Значение слова:рой (пчелиный, комариный), составные части цветка (корень, стебель, листья, лепестки, бутон), части тела рыбы (плавники, хвост, жабры. голова) Словообразование:рыба-рыбка-рыбешка-рыбак –рыбий-рыбный -рыбщлов Части целого:гриб (шляпка, ножка, грибница) Словообразование:разнотравье, путешествие. Березо-березка-березняк-березовый-подберезовик. Блубокий-глубоко-глубина Антонимыжарко-холодно, жара-холод, польза-вред, полезно-вредно, съедобные-несъедобные Синонимы:бабочка-мотылек; идти-шагать   Составление словосочетаний: · числительное + существительное, количест­венные отношения и признаки предмета по счету; · с существительными в различных падежах; · обо­значающих временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени). Понимание и употребление побудительных предложений (повествовательных нераспространенных и распространен­ных)состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обо­значающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний: жаркий день; цветочная поляна; комариный (пчелиный) рой; морской воздух; морские обитатели, речные растения; речные обитатели; воздушный змей, летние каникулы. Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, по­ручения, приказания, благодарность, извинение, просьбу.   Закрапление понятия ТЕКСТ. Аудирование текста:Лето; морские обитатели, в летнем лагере; на море. В лесу Составление сложноподчиненных предложений (потому что; поэтому). Чтение рассказов с послетекстовыми упражнениями и пересказом:О лете, рыбалке, насекомых, цветах, отдыхе на море, река Составление текста-описания:насекомого, цветка, рыбы, гриба Составление рассказа-повествования: сезонные изменения в природе. Лес летом. Польза и вред. приносимый насекомыми. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией. Устные высказывания (с помощью учителя): о простых слу­чаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома Пересказ текста (по вопросам учителя), воспроизведение содержания текста (пересказ текста с опорой на картинный материал, вопросы, план). Чтение текстов с окнами (методика Эббингауза):использованиеграмматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения. Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание одного стихотворения доступной сложности по лексической теме

Наши рекомендации