Пилить, строгать и строить
Как и в городе, на даче у нас есть множество палок. Посох в руке путника – нечто вполне естественное. Особенно в лесу. А если взять две достаточно большие палки в обе руки, то можно опираться о них одновременно и передвигаться прыжками.
Мы приносим с собой подходящие заготовки с прогулок. Аккуратно отпиливаем лишнее. Состругиваем кору и сучки. Не всегда хочется заниматься этим на улице. На веранде тоже удобно. Не беда, что получается груда коры и стружек – потом подметем.
В плохую погоду, бывает, возникает настроение позаниматься строительством. Идет дождик, но мы не скучаем, а делаем перила к лестнице на чердак или настилаем там пол, или обколачиваем там потолок кусками фанеры… Работаем вместе – так и веселее, и многому можно научиться. Я уступаю сыновьям всю работу, которую они могут сделать сами, постепенно переходя только к общему руководству.
Но стройка – не самоцель. Надоело – мы находим и другие дела. У нас нет задачи потратить все время на приколачивание досок. Тем более что на чердаке и так очень уютно. Кое-чему научились – уже хорошо.
Но если мы затеялись сделать что-то конкретное, то подход другой. Например, стала протекать крыша туалета. Мы с парнями несем лестницу, рейки, молотки, гвозди, пилу, рулон толя. И работаем, пока не сделаем все до конца как надо. То же – и в любой другой работе, которую не оставишь на полдороге (перила для лестницы, например). Я каждый раз ищу оптимальный баланс между последовательно-целенаправленным взрослым подходом и свободно-вдохновенным детским стилем. Дети постепенно приучаются работать организованно, до необходимого конечного результата. А я от них учусь быть спонтаннее и радостнее в любом деле.
Несмотря на очень маленькие масштабы нашего дачного строительства, каждое такое мероприятие я рассматриваю как весьма важное. Это урок. Плюс к тому, это эксперимент с пространством – крошечный эксперимент, но в чем-то значимый.
Под треугольной крышей на чердаке хорошо посидеть и помечтать о глобальных архитектурных проектах, за которые я возьмусь когда-нибудь. Ну, или хотя бы о конструкции дома, который мы когда-нибудь построим.
Все созревает в свое время. А пока, вспоминая, как мы с детишками приколачивали куски фанеры и отпиливали длинные бруски, я вижу простые и естественные шаги, которые делали мои дети в осознании того, что же такое строительство. Мы следовали нити интереса, логике исследования, импульсу творчества.
Тима и Коля выросли. Им сейчас неинтересно сидеть на даче. Есть масса других мест, куда можно поехать. А Маша не склонна строить. Чердак так и остался недоделанным. Ничего страшного. Главное, что определенный этап в развитии был прожит полноценно.