Воображение в вокальной педагогике
В вокально-педагогической деятельности воображение столь же необходимо, как и в любой другой. Для педагога важно уметь вообразить себе, что будет, если он даст' ученику тот или другой прием, каково будет звучание голоса в том или ином произведении, представить себе, что делается в голосовом аппарате ученика, когда он им неверно пользуется, — где происходит зажим, как работает дыхание и т. д. Как и в другой деятельности, педагог производит в воображении эксперименты, представляет себе будущий тембр голоса ученика, прослеживает в воображении дальнейший путь его развития и т. п.
Критерием правильности работы нашего воображения является практика. Для того чтобы воображение вело нас по правильному пути, надо иметь прежде всего хороший запас материала для его работы, а затем — проверять его на практике.
В соответствии с той деятельностью, которой занимается че-
312 ! ! .
ловек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмоциональное воображение. Однако во всех случаях сильным воображением можно обладать только тогда, когда накоплен для этого воображения достаточный материал. Для развития воображения важно не только накопление этого материала, но и активное его использование. Постоянно воображая, представляя, т. е. активно оперируя им, мы тем самым способствуем его развитию.
В педагогическом процессе развития вокально-технических навыков очень важно заставлять ученика все время активно пользоваться своим воображением. Это дает возможность связать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звукообразования («звуко-дуйства»). Певец обязательно должен ясно представить себе тот образ, который ему предстоит воплотить, о чем мы подробно говорили в разделе связи техники и исполнительства.
Воображение необходимо и при работе над вокальной техникой. Слуховое, двигательное, вокальное и другие виды воображения зависят от накопленного материала. Надо сначала вообразить себе, как будет осуществляться тот или иной вид звуковедения, атаки, опоры при том или ином вокальном задании. Надо уметь в воображении переноситься с одного типа упражнений на другой, по рассказу или показу воображать, кгковы будут ощущения и действия при той или иной задаче. На способности вообразить ощущение или звучание основаны многие педагогические приемы. По рассказу и показу педагога ученик воображает «подъем купола», «направление звука», в ту или иную часть нёба, «раскрытие глотки», пресловутое ощущение «горячей картошки во рту» и т. п., а потом воспроизводит их голосом.
Эту способность воображать и представлять себе тот или иной характер звука, в зависимости от исполнительской задачи или педагогических требований, необходимо развивать в каждом ученике. В равной мере это относится и к двигательным, вибрационным и другим представлениям, участвующим в осуществлении певческого звучания.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Мы уже писали, что музыка — это особая форма сообщения, что надо научиться понимать этот язык раньше, чем начинать учиться пению. Вырабатывать технику пения необходимо в связи с теми образами, которые она вызывает.
Музыку называют языком чувств. Действительно, музыка очень удобная форма для выражения этого психического процесса. Под чувством, или эмоцией, понимается переживание человекомсвоего отношения к окру-
жающей действительности. Слушая хорошее исполнение, человек чувствует удовольствие, получает радость. В зависимости от отношения к человеку, мы чувствуем при встрече с ним радость или чувство неприязни. Исполнитель-певец переживает различные чувства в своей деятельности; чувство напряжения, иногда страха перед выступлением, которое сменяется чувством разрешения, удовлетворения, радости, подъема после удачного исполнения и т. п.
Описать словами чувства бывает не так просто. Это не получается так полно, как о них говорит язык музыки. Чувства возникают, нарастают, доходят до какой-то кульминационной фазы, разрешаются, меняются, текут во времени. Все это хорошо передает музыкальная форма сообщения, где каждый, звук, пауза, смена гармонии — говорит об эмоциональных переживаниях. Музыкальное сообщение — это обмен эмоциями, и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. Естественно, что исполиитель-певец должен хорошо понимать этот язык и уметь передавать это эмоциональное сообщение.
Иногда в быту слово «чувство» употребляется неверно в применении к ощущениям. Говорят: «вы чувствуете запах?» — между тем запах мы можем только ощущать, но переживаем при этом чувство удовольствия или неудовольствия. Другим»: словами, ощущения говорят нам о реальных свойствах предметов, а чувство — это наше переживание этих свойств.
Характер наших переживаний может иметь положительный или отрицательный характер, что определяется соответствием или несоответствием переживаемых явлений с потребностями. Если наш голос сегодня хорошо звучит и нам удается выполнить те вокально-исполнительские задачи, которые были намечены (это было нашей потребностью), то нас охватывает положительная эмоция радости, удовольствия, счастья. Если эта потребность не была удовлетворена, то мы огорчены, нас охватывает отрицательная эмоция, вплоть до глубокого отчаяния.
Мы всегда стремимся к тому, что доставляет нам удовлетворение, удовольствие. Мы стараемся общаться с людьми, которые нам приятны, работать в той области, которая приносит нам удовлетворение, радость, видеть то, что нам нравится. Эмоции побуждают нас к активной деятельности. Пение для большинства занимающихся связано с огромным удовольствием и удовлетворением. Певцы, как правило, влюблены в свою специальность, не представляют себе жизни вне искусства.
Если явления доставляют нам отрицательные эмоции, мы стараемся их избегать, т. f\ эмоции, опять-таки заставляют действовать, только в ином направлении. Эмоции обладают побудительной силой, и в этом их большое значение для человека.
В педагогической практике, когда в результате урока ученик уходит окрыленный, радостный, уверенный в успешном овла-
дении поставленной задачей, а педагог видит нормальное продвижение ученика и испытывает удовлетворение от затраченного труда, — образуется хороший творческий контакт. Если и у ученика, и у учителя в результате занятий постоянно возникают отрицательные эмоции: ученик чувствует неудобство в пении, не понимает, чего хочет педагог, нервничает, огорчается, злится или замыкается, а педагог раздражается, чувствует глубокое неудовлетворение и т. д., то, как правило, контакт не образуется и педагог должен совсем расстаться с таким учеником.
Важно так вести занятия, чтобы у ученика всегда возникали положительные эмоции. Даже тогда, когда занятия связаны со многими трудностями, неудачами, всегда следует подбадривать ученика, не давать ему огорчаться, увлекать его музыкой, никогда не показывать своего огорчения, неудовольствия и раздражения.
Эмоции ученика, возникая в результате переживания им певческого процесса, сами влияют на пение. Как и во всякой деятельности, в пении, возникающие эмоции могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на певческий процесс. Эмоции могут носить активизирующий (стенический) характер, повышать жизненный тонус организма, увеличивать его энергию и силу, а могут иметь депрессивный (астенический) — снижающий его жизнедеятельность.
Так например, чувство радости, удовольствия, возникающее от пения, повышает тонус организма, вместе с которым пение начинает удаваться лучше. Это связано с увеличением возбуждения, с изменением в результате радостной эмоции, протекания всех нервных процессов в коре мозга. Однако чрезмерное волнение, чрезмерное возбуждение отрицательно сказывается на певческой функции. Точные координации, — а пение требут таковых,— как мы помним, связаны с развитием дифференциро-вочного торможения. При чрезмерном возбуждении, в силу иррадиации, мозг в известной мере растормаживается и движения могут потерять свою точность, как это и наблюдается на практике.
Именно поэтому в первое время занятий пением следует, как правило, избегать сильно эмоциональных произведений, чрезмерного возбуждения ученика. Их можно давать на более позднем этапе, когда связи очень прочны, навыки выработаны, и в этом случае уже не будет происходить растормаживания. Наоборот, возбуждение скажется лишь положительно на пении. Пение требует большой активности от организма, поэтому эмоциональный подъем необходим при пении, будь то урок или выступление. Однако допустимая степень этого подъема должна зависеть и от подвинутое™ ученика и от его индивидуальных качеств в смысле эмоциональности.
Если у ученика на уроке преобладают астенические чувстваг подавленность, неуверенность, страх, благодушие, заторможенность, то пение всегда удается хуже, так как тонус нервной системы при этих состояниях понижен. Педагог должен быть психологом и учитывать состояние ученика, уметь привести его в хорошее расположение духа любым путем. Он должен уметь «находить ключ» не только к голосу ученика, но и к его психологии, к его характеру. Необходимо уметь путем ли отвлечения от беспокоящих или тормозящих моментов, путем ли увлекательного рассказа, яркого исполнения прекратить отрицательные эмоции, астенические чувства, заставить его перестроиться внутренне. Если это не удается, то лучше в такой день не проводить занятия, так как вокальные неудачи только усугубят это состояние.
Степень эмоциональной отзывчивости, или. можно сказать эмоциональной одаренности, бывает весьма различной. Бывают студенты малоэмоциональные, и в задачу педагога входит разбудить недостающую эмоциональность путем подбора соответствующего репертуара, эмоционального показа голосом, выразительным аккомпанементом. В других случаях у весьма эмоциональных и отзывчивых на музыку студентов приходится ограничивать репертуар, давая произведения спокойные, не позволяющие проявлять яркие эмоции.
Богатство чувств — необходимое условие для развития насыщенной, полноценной внутренней жизйи человека. Творческая деятельность требует внутреннего горения, большой эмоциональности. Трудно себе представить, чтобы равнодушный, сухой человек мог бы быть творцом.
Любая исполнительская деятельность всегда требует яркой эмоциональности, только тогда она будет иметь силу воздействия на публику.
Эмоции тесно связаны с деятельностью подкорковых центров, где находятся центры, управляющие деятельностью вегетативной нервной системы. Возникнув в результате деятельности коры, возбуждение иррадиирует в подкорку, которая меняет деятельность ряда внутренних органов и систем, в том числе сообщает иной тонус и нервной системе. Именно* поэтому эмоции всегда выражаются в ряде вегетативных реакций: меняется дыхание, сердцебиение, люди бледнеют или краснеют, потеют или покрываются «мурашками», дрожат, ощущают пересохшее горло и т. п.
Сильнейшим образом под влиянием эмоций меняется двигательная сфера. Эмоции всегда выражаются в мимике, в характере движений, в речи. Под влиянием эмоций в голосе меняются тембр и высота, на которой-человек говорит, манера формирования слов и быстрота речи и т. п. Например, часто на экзамене речь ученика под влиянием отрицательных эмоций становится слабой, плохо слышной, го-
лос прерывается. Наоборот, в состоянии возбуждения человек говорит громко, повышенным тоном, быстро.
Голос певца—замечательный инструмент, который можег выразить удивительно полно разнообразные состояния человека.. Меняя тембр, динамику, манеру произнесения слова, можно» одними голосовыми средствами глубоко раскрывать содержание произведения, создавая вокальный образ.
Артист-певец должен использовать все средства, которыми, эмоциональные переживания героя могут быть переданы слушателю. Голос, мимика и жест должны принимать в этом участие и всегда определяться внутренним состоянием исполнителя.
Человек способен запоминать свои эмоциональные состояния, а исполнитель при помощи фантазии должен оживлять нужные эмоциональные воспоминания, включать их в творческий процесс.
Нужно тренировать ученика на оживление эмоциональных состояний не только предлагая ему при исполнении произведения вспоминать то или иное настроение, переживание, но и в упражнениях. Каждое упражнение можно исполнять с определенной эмоциональной окраской. Так,, например, профессор М. Э. Донец-Тессейр (Киев) на определенном этапе развития вокальных навыков предлагает ученику петь упражнения то весело, то томно, то гневно, то презрительно, то насмешливо и т. д. Такая тренировка вызывает требуемые эмоциональные состояния и соответствующие им изменения в вокально-техническом воплощении, в тембре, в динамике, в звуковедении.
При исполнении произведений степень эмоционального захвата не должна переходить определенных границ. Она не должна мешать правильному звукообразованию и звуковедению, нарушать основы вокальной техники с одной стороны, и нарушать общее творческое состояние, требующее хорошего контроля своих действий, правдивости переживаний— с другой. Она не должна приводить к действительному натуральному переживанию.
Как пишет, например, А. В. Нежданова, когда она на сцене плакала настоящими слезами, реально переживая состояние Виолетты, это не производило на публику впечатления. Отмечали это также и другие большие певцы. Искусство заключается в том, чтобы художественными средствами, в художественной форме творчески воплощать чувства, эмоции, но не в натуралистическом их переживании на сцене.
Богатый внутренний мир художника-исполнителя, развитая эмоциональная память и выработанные навыки помогут средствами голоса выразить эти переживания. Они должны составлять тот материал, из которого исполнитель творчески отбирает все необходимое для отображения в художественной форме раз-
3171
личных психологических состояний и переживаний персонажа вокального сочинения.
Как в певческой деятельности, так и в процессе овладения техническими навыками различные певцы по-разному переживают свое пение. Для одних экзамен, ответственный спектакль является активным стимулом и связан с большим подъемом эмоционального состояния. Есть ученики, которые на экзамене поют лучше, чем в классе. Другие перевозбуждаются, или, наоборот, испытывают эмоции страха, подавленности и поют значительно хуже.
На активность эмоциональных переживаний влияют: индивидуальные особенности нервной системы певца, а также степень подготовленности к выступлению, знание репертуара, здоровье голоса, величина и квалифицированность слушательской аудитории, чувство ответственности, партнеры по спектаклю, срепетированность с дирижером, концертмейстером и многие другие моменты.
Однако основное значение имеют, конечно, индивидуал ь^ ■ные особенности нервной системы певца, связанные как с типом нервной деятельности, так и с волевыми качествами, с характером. Даже в сложных ситуациях ответственных выступлений при ряде неблагоприятных моментов (болезнь голоса, ответственность, несрепетированность и др.) певцы с сильной, уравновешенной нервной системой и волевым характером не испытывают отрицательных эмоций. Наоборот, чувство уверенности в благополучном исходе выступления, бодрость не покидают артиста. Другие певцы, с слабой или неуравновешенной нервной системой, легко робеют, огорчаются при неудаче, впадают в состояние уныния, их быстро покидает вера в успех.
Характер певца, его морально-волевые качества, его мировоззрение, направленность личности определяют характер и активность его эмоциональных переживаний.
Настроение
Одним из эмоциональных состояний человека является н а-•строение. Мы всегда находимся в каком-либо настроении — хорошем, т. е. когда наша жизнедеятельность повышена, или дурном, когда она понижена. Настроение характеризуется не- | большой силой эмоционального переживания и, обычно, достаточно большой длительностью его. Часто мы не знаем причины, вызвавшей то или иное настроение, в других случаях она нам | точно известна. Когда человек в хорошем настроении, чувствует -бодрость, энергию, все удается хорошо; вялость, упадок энергии ведет к неудаче. Поэтому каждый человек, а тем более певец, должен всегда стремиться так организовать свою жизнь,
.318
чтобы, по возможности, быть в жизнерадостном, бодром настроении.
Одним из важнейших моментов, способствующих этому, является верный режим дня, физическая культура, наличие глубокого, устойчивого интереса к своей деятельности и успешность ее выполнения.
Каждый человек должен знать причины плохого настроения и научиться быть хозяином его. Основным моментом здесь является успешность или неуспешность в осуществлении наших, основных линий жизни, наших наиболее существенных потребностей. Например, для певца — это главным образом певческая деятельность. Если с этой стороны все идет успешно, — настроение певца обычно хорошее и вывести его из этого состояния разными неприятностями не так легко. Среди причин, вызывающих то или иное настроение^ надо отметить наши мысли, переживания, отношение к нам людей, общую окружающую обстановку, и, наконец, состояние здоровья, сон и многое другое.
В воле человека поставить свою жизнь в такие условия, создать себе такой режим жизни, работы, окружить себя теми людьми, той обстановкой, которая будет создавать у него постоянно бодрое, жизнерадостное настроение. Умение удовлетворить свои основные потребности, свои главные устойчивые и глубокие жизненные интересы — основное условие для; радости.
ВОЛЕВАЯ СФЕРА Воля и успех
Под волей понимается способность сознательно, планомерно и неотступно действовать. для достижения поставленных перед собою целей. Волевой человек тот, кто умеет добиться поставленной цели, несмотря ни на какие препятствия, стоящие на пути к ее-достижению. Успех в любом виде деятельности связан с волей человека. Только тот достигает успеха, кто волей умеет преодолеть препятствия, стоящие на пути к заветной цели.
Певческая деятельность — труднейший вид искусства, и поэтому биография любого выдающегося певца пестрит фактами, свидетельствующими о воле, которая помогала ему преодолевать огромное число препятствий, стоявших на пути к овладению искусством пения. Достаточно вспомнить, например, биографии Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой и Л. В. Собинова, прочесть книги о певцах В. П. Шкафера и С. Ю. Левика, чтобы' понять, сколько препятствий даже к простому профессионализ-
тму, не говоря уже о высотах искусства, лежит на пути молодого певца.
Повседневная практика и история вокального искусства показывает, что настоящего профессионализма в пении чаще всего достигают не столько отличные голоса, сколько люди с средними вокальными данными, но с отличными музыкальными способностями, а главное, с ярко выраженными волевыми качествами, с «актерским характером», как иногда говорят. Именно неполноценность психологического комплекса, и в основном воли, мешает большинству обучающихся пению достигнуть выдающихся результатов.
Молодые певцы, которые плохо развиваются, обычно винят все окружающие обстоятельства, ссылаются на всевозможные •объективные причины и никак не могут понять, что, как правило, причина заключена в них самих, в слабости их воли, в малом развитии интеллекта, недостаточной работоспособности и т. д.
Волевой человек, поставив себе целью сделаться певцом, умеет понять, на каком этапе развития что нужно делать, умеет найти недостающее, умеет побороть все жизненные невзгоды, так называемые «объективные причины», перед которыми другие пасуют. В том и сила волевого человека, что он может заставить себя развить все необходимые для профессионализма качества, будь то вокал, музыкальность, сценическое поведение и т. д. Волевой человек умеет подчинить всю свою жизнь задаче достижения поставленной цели. Когда говорят о жертвенном отношении к искусству, а этим качеством и характеризовались все крупнейшие певцы, то подразумевают волевые действия, направленные к единой цели и связанные с многими лишениями, жертвами в других сферах жизни.
Естественно, для того чтобы жертвовать многим ради искусства, надо испытывать горячее желание достичь намеченной цели. Для тех, кто способен к жертвенному отношению в искусстве, оно является самой важной духовной потребностью. Именно потребности, духовные или материальные, заставляют нас действовать, напрягать нашу волю, внимание, мышление. Любовь к искусству заставляет певца искать путей к овладению им, заставляет его действовать.
В основе волевой деятельности лежат действенные желания. Ведь желать можно и хорошей погоды. Но это будет не действенное, пассивное желание. Активное, .действенное желание побуждает нас добиваться поставленной цели. Само собой понятно, что если цель неясна, если она не так уж желанна, не является нашей насущной потребностью, то не из-за чего напрягать нашу волю и преодолевать препятствия. Только сильные мотивы заставляют напрягаться волю.
Таким образом, волевой акт всегда сознателен и протекает в форме ряда психических процессов: потребность заставляет
•320
нас искать способ ее удовлетворения. Это приводит к осознанию цели, которую надо достигнуть, и представить себе способы, нужные для ее достижения. Для этого мы совершаем ряд мысленных операций и рассуждений, которые приводят к определенному решению. Вслед за этим уже идет осуществление решения, т. е. само волевое действие, и связанное с ним преодоление препятствий. Фактическое действие, протекающее всегда в форме мышечной деятельности, является конечным и важнейшим звеном этой цепи.
Действительно, если посмотреть, например, как совершается волевой акт при выступлении студента на концерте, то можно легко обнаружить все эти характерные моменты.
Ведущим в этом действии является осуществление дели — стать артистом-певцом, что связано с удовлетворением важнейшей духовной потребности молодого человека, с его страстной мечтой — постигнуть певческое искусство. Конкретное выступление, потребующее от него много энергии, воли и связанное с рядом отрицательных эмоций страха, волнения и т. д., является одним из моментов на пути к достижению этой цели. Оно воспринимается как одна из необходимых ступенек, приближающих к цели, и потому певец активно готовится к нему, что также требует немалых волевых усилий.
В день выступления, и особенно с приближением выхода на сцену, молодой певец находится во власти различных желаний. Понимая необходимость выступления, он, с другой стороны, неуверен в своих ,'силах, боится за голос, за степень подготовленности репертуара и т. п. Отсюда желание отказаться от сегодняшнего выступления, отсрочить его, сослаться на нездоровье. Мысль ищет лазейку для отказа. Происходит борьба желания не выступать со стремлением к цели. Эта внутренняя борьба, требующая энергии и часто ярко эмоционально окра-, шенная, приводит, при наличии твердой воли к решению, выступить во что бы то ни стало. Внутреннее препятствие побеждено волей, певец начинает выполнять волевое действие — идет на эстраду ,и осуществляет принятое решение — поет, т. е. проявляет свою волю посредством мышечной деятельности. Выйти на эстраду и выполнить поставленную цель — исполнить программу в соответствии с задуманным исполнительским планом— это волевой поступок.
Воля проявляется именно в реализации принятого решения. Мало хотеть, желать и понимать, что это нужно,, рассуждать и принимать решения. Важно выполнять поставленные задачи, принятые решения. Реализуя принятое решение, человек, имеющий волю, подчиняет себя целиком выполнению этой задачи. Его мысли, слова, действия — все направлено на осуществление поставленной цели. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Простейшим проявлением воли является мышечное движение.
11 Основы вокальной методики
Одновременно с внутренней борьбой, которая сопровождает всякое проявление воли, певцу на пути к своей цели с первых же шагов приходится преодолевать много внешних препятствий, совершать много волевых действий и поступков. Надо побороть многое, чтобы сделаться певцом: поступить учиться, держать экзамены, много лет напрягать свою волю в постижении вокального искусства и всех полагающихся в консерватории дисциплин, приучать себя петь на публике, на экзаменах и т. д.
Волевые усилия, которые необходимы для достижения цели могут иметь различный характер, но они всегда сознательны и всегда связаны с преодолением трудностей. Работая в классе, ученик должен проявлять свою волю и в сосредоточении своего внимания, и в борьбе с отвлекающими обстоятельствами, и в активизации работы мышления, в напряжении памяти, обострении своих ощущений, сопровождающих пение. Наконец, певец мышечно работает, а всякая работа мышц совершается при наличии волевого усилия.
Как мы помним, мышечное движение, мышечное напряжение всегда является следствием возбуждения соответствующих нервных центров и представляет собой конечное звено сложных рефлексов. Ведь наши произвольные движения, в строгом смысле, всегда отраженные, то есть являющиеся ответом на определенные раздражения. И. П. Павлов писал: «...механизм волевого движения есть условный ассоциативный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности» 1.
Всякое внешнее проявление воли всегда связано с мышечной работой. Желая что-либо сделать, мы обязательно достигаем этого посредством мышечных движений. Во всяком произвольном движении выражается воля
человека.
В пении, когда приводится в действие большой и сложный комплекс мышц голосового, дыхательного и артикуляционного апппаратов, требуется определенное волевое напряжение на согласованную их работу, на выполнение стереотипов. Еще большее волевое усилие приходится употреблять тогда, когда мы занимаемся совершенствованием навыков, выработкой новых, более удовлетворяющих нас по акустическому результату координации.
Физиологически волевое усилие связано с преодолением тормозных процессов, с преодолением инертности нервной системы,' с заменой или ломкой стереотипов. Например, перевод нервных! центров из тормозного в деятельное состояние требует усили»^ воли, поэтому начало движения требует проявления воли. мы меняем установившиеся движения, их характер,
И. П. П а в л о в, т. III, кн. 2-я, стр. 229.
требуется волевое усилие, чтобы заменить один стереотип движения на другой. При прекращении установившегося движения надо преодолеть инертность нервной системы и проявить волевое усилие для торможения движения.
«Власть ее (воли.—Л. 'Д.) во всех случаях касается только начала или импульса к акту и конца его, равно как усиления и ослабления движения...» — пишет И. М. Сеченов. В остальном же произвольное, т. е. выученное, движение совершается автоматически. Однако в свое время выработка каждого произвольного действия требовала воли, которая затем по автоматизации навыка уже играет роль пускового механизма этого движения.
В пении таким моментом, где воля проявляется наиболее отчетливо, является его начало. Известно, что труднее всего — начать петь. Однако и выполнение поставленных художественных исполнительских целей, осуществление замысла требует непрерывного волевого усилия.
Если в занятиях воля распущена, внимание не сконцентрировано на достижении поставленной цели совершенствования вокала, — пение не будет улучшаться.