Нормативно-правовой ресурс

РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие ресурсной базы

В организационно-технологическом контексте социально-куль­турная деятельность предстает в виде способа организации ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения определенных результатов. Ресурсная база предстает здесь как совокупность ос­новных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Уже сам факт на­личия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов социально-культурной деятельности, реальную возможность реализа­ции социально-культурных проектов и инициатив.

Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ре­сурсов.

Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подго­товки и проведения социально-культурной деятельности.

К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится но­менклатура специалистов, а также технического и вспомогатель­ного персонала, по своим характеристикам, прежде всего, профес­сиональному и интеллектуальному уровню, соответствующих на­значению (набору функций) организации и обеспечивающих каче­ство производимого культурного продукта (благ и услуг).

Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противо­речит действующему в Российской Федерации законодательству.

Материально-технический ресурс включает в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью материально-технического ресурса является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социокультурного на­значения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними.

Социально-демографический ресурс обозначает совокуп­ность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и дру­гим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного харак­тера) не участвующих в социокультурных мероприятиях (потен­циальную аудиторию).

В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, пере­подготовки и повышения квалификации кадров в области соци­ально-культурной деятельности.

Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса. Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, опреде­ляющих согласованность профессионально-нравственных пози­ций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли.

Существует определенная классификация социально-куль­турных институтов по признаку самодостаточности их ресурсного обеспечения. Социально-экономический статус каждого из них является достаточно сложной по своей структуре сущностной ка­тегорией.

Широко используется матрица, позволяющая сопоставить социально-экономические позиции объектов культуры в условиях современного рынка досуговых услуг и поиска адекватных меха­низмов развертывания как основной (профильной), так и неоснов­ной, коммерческой деятельности. Матрица дает возможность осуществить следующую типологию различных объектов социально-культурной сферы в зависимости от их экономического статуса:

1. Объекты социально-культурной сферы государственного, федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники, творческие коллективы и др.), являющиеся общенациональ­ным культурным достоянием. Эти объекты пользуются фи­нансовой поддержкой не только государства, но и негосу­дарственных - коммерческих и общественных - организа­ций и имеют потенциальную и реальную возможность пре­доставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте.

2. Объекты социально-культурной сферы регионального (му­ниципального) подчинения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Для них харак-

. терны слабая материально-техническая база, неустойчивое хозяйственно-экономическое положение, формальное суще­ствование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутст­вие. Инертность и консерватизм современной кадровой по­литики ведут к нестабильности и текучести кадров.

3. Учреждения и организации, требующие больших инвести­ций в свои проекты и программы со стороны различных ре-сур содержателей (муниципальных органов, спонсоров, до­норов, меценатов и др.), ориентированных на внедрение ин­новационных технологий в социально-культурной сфере. Для этих учреждений характерна свобода выбора видов со­циально-культурной деятельности, финансирования, исполь­зования различных форм собственности, которая обеспечи­вает возможности безболезненного вхождения в рынок.

4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Для них харак­терна абсолютная самостоятельность в выборе видов дея­тельности и досугового обслуживания посетителей, активная хозяйственная позиция и инвестирование своего дальней­шего развития, а также внешних проектов и программ, Социально-экономический статус каждого из отраслевых объек­тов культуры, образования, искусства, спорта, досуга является, по суще­ству, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения нескольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши представления о данном объекте как о специфическом социально-культурном институте современного региона - поселка или города.

В зависимости от назначения и характера использования ресурсной базы все социально-культурные институты подразделяются на: многопрофильные, обеспечивающие одновременное развитие различных направлений социокультурной, просветительской и досуговой деятельности, однопрофильные, обеспечивающие разнообразие деятельности на основе какого-либо одного конкретного направления, вида, жанра или формы культуры, до­суга, искусства, спорта и т.д., прокатные (посреднические), пре­доставляющие свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно-политического назначения, подготов­ленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности.

Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предпо­лагает целевое использование ресурсной базы социально-культур­ных институтов.

Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение куль­турного продукта, образовательных, досуговых и других услуг ли­бо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью при­влечения дополнительных ресурсов. В содержание основной дея­тельности входят:

а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на фиксированное производство конечного продукта (услуг); финан­сируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уровней,

б) создание условий для развития самодеятельной и инициа­тивной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досу­говой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях предоставляются необходимое время и средства обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и отдельными физическими лицами, а также осуществляется кон­сультационная и методическая помощь;

в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенклатурой деятельность. Она направлена на производство на платной основе культурного продукта, сервисных (информационных, посреднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с по­требностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных ор­ганизаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых дру­гих имеющих юридический статус организаций.

Неосновная, непрофильная для социально-культурных инсти­тутов коммерческая деятельность выходит за рамки сферы куль­туры, образования, досуга. Это торгово-закупочная деятельность, производство товаров народного потребления, предоставление транспортных услуг, а также иные виды коммерческой деятельно­сти, не противоречащие законодательству Российской Федерации. К неосновной, непрофильной деятельности предъявляется ряд требований. В первую очередь она должна быть технологически совместима с основной деятельностью. Она не должна наносить материального ущерба социально-культурному институту и про­тиворечить морально-этическим нормам и правилам, принятым в обществе.

Определенный спад бюджетного финансирования отрасли не устраивал и не устраивает работников культуры и искусства, кото­рые продолжают требовать увеличения объемов финансирования, обвиняя государственные власти в недооценке роли культуры в общественном развитии. Между тем, чем громче раздаются голоса «о необходимости возрождения культуры России», тем больше понимания того, что «уровень культуры» является определяющей компонентой социально-экономической системы всей страны.

Известно, что многие учреждения в большей или меньшей степени имеют возможность зарабатывать средства, продавая свой творческий продукт населению. Это подтверждает и статистика.

Однако экономическая система в стране постепенно приобретает новый облик, оставляя без работы всех, кто не сумел адапти­роваться к требованиям рынка (включая работников культуры). В отрасли культуры преобразования происходят наиболее сложно. Во-первых, не все учреждения культуры получили продекларированную экономическую и юридическую свободу от опеки органов культуры. Во-вторых, хозяйственный механизм этой сферы пришел в очевидное противоречие с Гражданским кодексом России и финансовым устройством государства. В-третьих, далеко не все руководители оказались психологически готовы к использованию в полной мере своих потенциальных возможностей для реализа­ции собственных финансовых проектов на легальной основе. Это значит, что еще длительное время сфера культуры будет жить в условиях жесткого финансового цейтнота, а потому необходимо искать другие способы решения проблемы ресурсного обеспече­ния учреждений социально-культурной сферы.

Возможны два принципиально разных направления такого поиска.

Первое - увеличить бюджетные возможности за счет прироста валюты баланса. Как достичь? - Поднять ставки налогов или вве­сти новые налоги на хозяйствующих субъектах. Повысить дело­вую активность учреждений и их вклад в общую массу прибыли.

Второе - предполагает развитие и использование коммерче­ского потенциала культуры для решения собственных экономиче­ских проблем сферы культуры как подсистемы общественного разделения труда и частичного участия в решении экономических проблем государства.

Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурс­ным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное со­четание различных способов финансирования - начиная с бюд­жетной модели и кончая моделью, основанной на рыночных принципах,

Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили уже сегодня многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансиро­вания культуры, государственное стимулирование бюджетной са­мостоятельности территориальных властей и собственно самих учреждений и организаций культуры, а также привлечения средств частных спонсоров и меценатов.

Существует ряд резервов, которые могут быть с успехом ис­пользованы: федеральный и региональные бюдлсеты, которые поддер­живают сферу культуры и искусства и реализуются по нескольким кана­лам: в форме прямого финансирования; при помощи системы низовых бюджетов; на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; через независимые посреднические структуры; с использованием смешанного государственно-частного финансирования.

В США и ряде стран Запада широко используется опыт фи­нансирования учреждений и организаций культуры с помощью специальных целевых трансферов («бюджетной линии»), обеспе­чивающих национальные программы развития и модернизации сферы культуры и искусства, а также грантов, предоставляемых как организациям, так и отдельным работникам культуры (инди­видуальные гранты), обеспечивающих «экономическую безопас­ность» духовного творчества. При этом такая система индивидуальных грантов включает в себя: бессрочные почетные гранты выдающимся деятелям искусства и культуры; гранты в форме гарантированного дохода выдающимся деятелям культуры и искусства; гранты молодым ученым и молодым писателям, артистам и т.д.

Система грантов, содержащая условия встречного финанси­рования, способна существенно улучшить финансовое положение учреждений и организаций социально-культурной сферы. Из­вестна практика выделения целевых грантов учреждениям и орга­низациям на содействие в адаптации к инновационной деятельно­сти (Великобритания), целевых грантов на финансирование сферы образования и культуры (Дания); специальных грантов из центральных и территориальных бюджетов на реализацию программ регионального развития, профессионального обучения, переподго­товки кадров, реконструкции культурной инфраструктуры, на финансирование инвестиционных проектов ( Франция, Нидер­ланды), а также заключения в ряде европейских стран ежегодных трехсторонних контрактов между центром, регионом и террито­рией в целях улучшения финансирования отрасли культуры.

Нередко финансирование развития различных видов народ­ного творчества и фольклора, национальных библиотек, парков и музеев производится на основе межведомственного соглашения, в котором участвуют бюджеты министерств юстиции, обороны, сельского хозяйства, образования и других отраслей. В государст­венном финансировании объектов культуры активно использу­ются внебюджетные фонды, формирование которых оправдыва­ется «особыми потребностями» и «национальными интересами» из средств поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов (страны Европы, США).

На принципах совместного партнерства государство и корпо­ративные спонсоры участвуют в субсидировании различных по масштабам социально-культурных акций - фестивалей, выставок, ярмарок, юбилейных праздников и других мероприятий при усло­вии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Подобная практика получила широкое распространение среди областей и республик - субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовой ресурс

Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих норма­тивных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регу­лирующих права граждан на участие в процессах социально-культур­ной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федера-тивном) и муниципальном, местном уровнях.

При создании федеральных и региональных программ и по­ложений, направленных на эффективное применение полномочий субъектов Российской Федерации в последовательном решении социально-культурных проблем, необходимо использовать сле­дующие нормативно-правовые документы: Конституцию Россий­ской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, за­коны РФ «Об образовании» (1991), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), «Об общественных объединениях)) (1995), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О неком­мерческих организациях» (1995), «О национально-культурной ав­тономии» (1996)и др.

Основополагающими документами, регулирующими в рос­сийском законодательстве социальные права человека, являются Федеральные законы от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2.08.1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, националь­ности, отношения к религии и тд.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста статьей 44 Конституции - каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предусматривается создание льготных условий для занятий физкультурой инвалидов, среди которых немало лиц пожилого возраста.

Вовлечению в активную досуговую деятельность многих со­циально незащищенных категорий населения, в частности пожи­лых людей, способствуют «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).

Основами законодательства Российской Федерации о куль­туре (№ 3612 -1 от 9 октября 1992 года, в ред. Федерального за­кона от 23. 06. 99 № 115 - ФЗ) провозглашена неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность (ст. 8), при­оритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстети­ческих и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельно­сти, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации об образовании (ст., ст. 10, 11, 12,13,14).

В соответствии со статьей 8 данного законодательного акта, культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального проис­хождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др. обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.

Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст.35 Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристической деятельно­сти в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Рос­сийской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передви­жения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, про­фессиональных, спортивных, религиозных или иных целях.

Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О биб­лиотечном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приоб­щаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для социальной поддержки пожилых людей ст.8. Она установила существенную привилегию для пожилых людей: «Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».

На разрешение первоочередных проблем социальной под­держки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс Рос­сийской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объе­динениях»,» «О благотворительной деятельности и благотвори­тельных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и др.).

В перечисленных нормативно-правовых документах законо­дательно закреплены богатство и многообразие форм обществен­ных связей, явлений и социальных функций, которые характери­зуют современную социально-культурную деятельность.

Принципиальным является вопрос и о правовой, законода­тельной базе социально-культурных движений и инициатив. Зако­нодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру, и в частности социально-культурную сферу, от политического мани­пулирования ею, от экономических потрясений в условиях пере­хода к рынку, от национальной замкнутости.

Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культур­ной деятельности приоритетное место принадлежит таким катего­риям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общест­венно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому граж­данину, социальная защита деятелей культуры всех категорий -как профессионалов, так и любителей.

В законодательном закреплении постоянно нуждаются многие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы - основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессиональ­ного творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, коррупцию, криминал - барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.

В качестве примера правовой защиты детей и детских обще­ственных объединений можно привести Конвенцию о правах ре­бенка (принята ООН в 1989 г.).

Имеет большое значение реализация статей Конвенции в про­цессе осуществления гражданских функций детско-юношеских социокультурных объединений. Факт создания объединения (реа­лизация статьи 15 Конвенции), реализация гражданских прав и свобод, записанных в Конвенции о правах ребенка и включающих право на имя и гражданство (ст. 7), право на сохранение индивиду­альности (ст. 8), на свободу выражения своего мнения (ст. 13), доступа к соответствующей информации (ст. 17), на свободу мыс­ли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных соб­раний (ст. 15), защиты личной жизни (ст. 16), право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или уни­жающим достоинство видам обращения или наказания (ст.37а), -серьезное достижение ООН.

Знание законодательных и других видов нормативно-право­вой документации (договоров, технических заданий на выполне­ние заказа, актов и др.) в своей профессиональной деятельности, умение использовать их в процессе осуществления культурной политики, социально-культурных проектов и программ в регионе - важное требование к специалистам современной социально-культурной сферы.

Наши рекомендации