Реферирование научного текста
Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Его назначением является знакомить читателя с содержанием оригинала и таким образом замещать его. Это дает возможность экономить время и делает реферат одним из самых информативных документов.
Подготовка рефератов – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.
Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты бывают двух видов – реферат-конспект и реферат-резюме.
● Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
● Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.
● Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
● Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.
Поскольку мы имеем дело с научной и учебной деятельностью, а в центре внимания находятся научные тексты, большее внимание целесообразно уделить продуктивным рефератам. Именно данные два вида рефератов учащимся необходимо выполнить в ходе подготовки и сдачи кандидатского экзамена по английскому языку.
Научный текст, как и любой другой текст, представляет собой единство внутренней и внешней структур. Текст строится таким образом, чтобы способствовать успешному восприятию передаваемой информации посредством логики и формы выражения мысли. На основе понимания текста формируется готовность к осуществлению интерпретационной деятельности, продуктом которой становится новый текст (в данном случае реферат), имеющий в своей структуре некоторые компоненты предыдущего, но облеченный в другую форму.
Таким образом, крайне важной становится работа над смысловой компрессией текста, т.е. над теми принципами, которые обусловливают понимание текста при чтении. Компрессия основана не просто на сокращении текста за счет исключения отдельных абзацев источника, а на создании «текста в тексте» путем логического раскрытия смысловой структуры текста-первоисточника и выделения в нем основной информации.
Составлению реферата предшествует внимательное чтение текста и выделение в нем основной информации - это главное в любом виде компрессии текста. Для понимания общей логико-смысловой структуры текста следует исходить из положения об иерархической природе текстовых смыслообразований. Структура текста может быть наглядно выражена в виде схемы или графа. Следует рассматривать текст как сложное суждение. Его тема, то есть предмет, выражена в заглавии или в одном из первых предложений абзаца, открывающего текст. Новая информация, раскрывающая тему, составит все содержание текста и именуется ремой текста. Главный смысл всего текста, извлеченный читателем при прочтении, может быть выражен в суждении, состоящем из кратких формулировок темы и ремы текста.
Любая другая часть текста – связка абзацев (субтекст) или отдельный абзац имеет сходную структуру. Ее тема может быть сформулирована в виде ключевого предложения, входящего в состав субтекста (абзаца), новая информация (рема), передаваемая этим абзацем, представлена всем его содержанием. Главный смысл такой части текста может быть сформулирован в виде предложения, состоящего из двух частей: темы и ремы. Последняя в сжатой форме обобщает всю новую информацию абзаца.
Структурные текстовые подразделения – текст и его части (субтексты и абзацы) связаны между собой в рамках единой смысловой иерархической структуры, которая может быть показана в виде следующей схемы:
Тема (1)
Подтема 1 + подтема 2 + подтема 3 = Рема(1)
(тема 2) (тема 3) (тема 4)
субтекст 1 (рема 2) + субтекст 2 (рема3)
Иерархический принцип построения текста реализуется в двух основных типах зависимости между семантическими комплексами разного объема (связками абзацев, абзацами, отдельными предложениями):
1. Последовательная модификация смысла в иерархической цепочке, основанная на принципе включения. Это например зависимость по линии: тема 1+подтема 1+субтекст 2. Здесь каждая предыдущая формулировка включает последующую, а в целом вся цепочка представляет собой микротему, понимание смысла которой достигается путем последовательного раскрытия семантических единиц, как бы вложенных друг в друга.
2. Смысловой комплекс, который состоит из ряда параллельных субъектов (последовательность: подтема 1+подтема 2+подтема 3). Члены подобного ряда образуют цепочку одноранговых субъектов. Они с разных сторон раскрывают обобщающие их высказывания предшествующего ранга, но относительно независимы друг от друга, и их набор зависит от того, каким образом сформулируют обобщающее высказывание (на схеме – тема).
Продолжая работу над составлением реферата, следует переходить к выделение ключевых слов и фрагментов в каждом абзаце текста.
В роли ключевых слов выступают основные, стержневые слова и словосочетания, составляющие основу любой информации, любого научного или научно-технического документа. Характерными чертами ключевых слов является их номинативность (это существительные или словосочетания, группирующиеся вокруг существительного), воспроизводимость (эти слова не создаются автором текста, но используются как готовые компоненты текста), постоянство значения и непроницаемость (ключевые сочетания не допускают расширения за счет введения в них новых элементов).
Под ключевыми фрагментами понимаются ключевые (тематические) предложения и словосочетания, а также отдельные ключевые слова. Ключевые фрагменты подчеркиваются или выписываются из текста оригинала. При этом номера абзацев обозначаются арабскими цифрами. При регистрации ключевых фрагментов следует руководствоваться следующими правилами: фрагменты не связаны друг с другом; форма может не совпадать с оригиналом; порядок следования фрагментов произволен; ключевые фрагменты могут быть получены в результате перефразирования отрезков оригинала; ключевые фрагменты могут быть получены в результате извлечения имплицитного смысла соответствующих абзацев.
Следующим этапом является организация и перегруппировка выделенных фрагментов в соответствии с их тематической направленностью. Выделенные ключевые фрагменты группируются по тематическому принципу вокруг нескольких больших подтем, развивающих главную тему текста. Этот материал служит основой для составления реферата.
При написании реферата предложение может формироваться из лексических единиц, заимствованных из разных частей текста. Работа с фрагментами на уровне предложения требует обязательного введения в текст реферативной работы связующих элементов. Реферат представляет собой новый текст, текст в тексте, который строится по всем законам логического развития мысли. Таким образом, для выявления позиций автора, создавшего новый текст по отношению к первоисточнику, используются специальные стандартные выражения (клише) и слова-связки, вводящие логический контекст самого реферата и раскрывающие структуру текста.
Помимо всего прочего, важным фактором при написании реферата, является сохранение извлеченной информации в памяти, что является особенно важным при написании реферата-обзора, в основе которого лежит целый ряд первоисточников.
Оптимальной формой фиксации понятого главного содержания текста является составление плана-опорной схемы, которая способствует не только написанию реферата-обзора, но и восстановлению в памяти содержания прочитанного для развития четкого формулирования мыслей.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема. Все они фиксируют информативные центры текста: вопросный – в форме вопросов, а тезисный – в форме тезисов.
При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова.
Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца. По составу тезисы делятся на тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений преимущественно с отглагольными существительными, и тезисы глагольного строя, состоящие из предложений со сказуемыми. Тезисы глагольного строя встречаются чаще.
План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основную информацию текста. План помогает также определить избыточную или опущенную информацию. Он может стать основой для перераспределения информации нескольких текстов.
Итак, составление реферата строится на глубоком смысловом анализе текста, а целью обучения реферированию становится формирование сложного интеллектуального аналитико-синтетического умения по извлечению актуальной информации для читающего как специалиста в определенной области знаний.