Подготовка к проверке знаний учащихся
Проверка знаний может иметь место в любой структурной части урока. Не зная качества знаний всех учащихся, взятых вместе, и каждого в отдельности, учитель лишён возможности регулировать учебный процесс, останавливаться более подробно на плохо усвоенном, быстрее проходить темы, подготовительный материал к которым хорошо усвоен детьми. В процессе проверки знаний последние повторяются, закрепляются, расширяются и углубляются.
Педагогический опыт и педагогическая теория выработали следующие основные правила для эффективной проверки знаний, умений и навыков учащихся:
1. Учитель в ходе подготовки к уроку обязан продумать, кого спросить, как спросить и о чём спросить. Это особенно важно в аспекте дифференцированного обучения, так как требует предварительного составления заданий с учётом индивидуальных особенностей и степени подготовленности каждого ученика.
2. Вопрос должен быть изложен не только в доступной и понятной всем учащимся форме, но и быть исчерпывающе определённым.
3. Вопросы должны быть рассчитаны не на механическое воспроизведение изложенного материала учителем, или текста учебника, а на мыслительную активность ученика.
4. Полезно задавать вопросы, требующие сравнения только что пройденного с ранее изученным материалом или вопросы, опирающиеся на ранее пройденный материал.
5. Если проверка знаний будет производится индивидуального устного опроса, то следует взвесить, какой длительности могут и должны быть ответы учащихся, и строить вопросы так, чтобы можно было спросить несколько учащихся за короткий промежуток времени.
6. Нередко новый материал, подлежащий объяснению на уроке, опирается на предыдущий, в этих случаях следует вопросы ставить так, чтобы ответы на них служили фундаментом для дальнейшего изучения темы.
7 Следует иметь «на вооружении» средства для активизации всего класса во время проверки знаний. Такими средствами являются:
- требование дополнить ответ, обращённое не к тем ученикам, которые поднимают руки, а к любому ученику;
- требование к невнимательному ученику продолжить ответ учащегося;
- предупреждение учащихся, что всякий ответ и «не ответ», всякое дополнение и замечание по существу и по форме ответа опрашиваемого ученика учитывается и оценивается.
Учителю необходимо организовывать проверку так, чтобы она углубляла и расширяла знания учащихся. В ходе подготовки к проверке знаний учащихся учителю надо поставить перед собой следующие вопросы:
Каким количеством времени он может располагать на данном уроке для проверки знаний при данном объёме нового учебного материала, его трудности и требующихся для его закрепления приёмах?
В какой мере тот или иной приём проверки знаний отвечает содержанию и характеру проверяемого материала и как интенсивно он способствует наилучшей подготовке к восприятию нового материала?
Проверка знаний всегда зависит от всех остальных структурных элементов урока.
Продумывание подготовки учащихся к восприятию нового
Материала.
При переходе на уроке к новому материалу от предыдущего, задача учителя заключается прежде всего в том, что путём опоры на ранее приобретённые знания, новый материал был бы наиболее эффективно усвоен учащимися. Эту задачу можно свести к некоторым общим положениям, а именно:
1. Обобщение учителем выявленных в ходе опроса учащихся знаний, содержащих в себе те важные элементы знаний, которые будут основой для дальнейшего и перейти к новому материалу;
2. Учителю требуется выяснить наличие нужных для дальнейшего изучения материала знаний учащихся, а зачастую и тех представлений, которые дети приобретают в своём житейском опыте. Здесь учителю необходимо провести краткую беседу с учащимися. Например, речь пойдёт о наблюдательной перспективе. Учителю важно выяснить наличие у учащихся представлений о горизонте, точке схода, луче зрения и др.
3. При изложении нового материала учитель собирается оперировать, в качестве рабочих словами, нужными для формирования понятий, относящихся к теме урока, специальными терминами (точка схода, луч зрения, точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость и др.). Здесь требуется предварительно провести словарную работу, т.е. работу разъясняющую смысл, а иногда и происхождение слова. Ученики должны вести тетрадь в которой записывать новые понятия и термины.
Как показывают наши наблюдения, нередко студенты-практиканты применяют термины совершенно не подозревая, что они могут быть не понятны для учащихся, а иногда бывает и так, что сам студент-практикант применяет те или иные общенаучные или специальные термины без достаточного понимания их.
Поэтому учителю при подготовке к уроку необходимо провести предварительную словарную работу. Хорошими пособиями в этом являются толковые словари русского языка, иностранных слов, словарь юного художника, краткая художественная энциклопедия и другие энциклопедические словари.