Совершенствование восприятия От рождения до 2,5-3 месяцев


Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой (10-15 дней).

Формировать умение фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням).

Вызывать у ребенка первую улыбку (к 1 месяцу).

Способствовать развитию плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц).

Ласково разговаривать с ребенком, держа его в вертикальном положении (2 месяца). Побуждать следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к 3 месяцам), прислушиваться к его голосу, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения. Вызывать у ребенка «комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т.п.).

Стимулировать развитие восприятия ребенка с помощью мобилей.

От 2,5-3 до 5-6 месяцев

Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей.

Поощрять попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука (разговаривающий взрослый, звучащая игрушка и т. п.).

Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами и сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лежа на спине, животе; на руках у взрослого).

Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам).

Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого (ласковая, веселая, строгая).

Способствовать тому, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее (к 3 месяцам).

Развивать зрительно-моторную координацию рук в ситуациях, когда ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает ее, манипулирует ею (к 4 месяцам).

От 5-6 до 9-10 месяцев

Обогащать восприятие ребенка посредством стимулирующего зрения, слуха, осязания. Предлагать его вниманию предметы разной формы (круглые, овальные, прямоугольные), из разного материала (мягкие, упругие ). Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т.п. Развивать координацию рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе).

От 9-10 до 12 месяцев

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Совершенствовать зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Предлагать послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять предметы из разных материалов. Формировать умение понимать, что шарик чтится, проваливается в круглую лунку, что на кубик можно поставить другой кубик и т.п.

Игры занятия с подгруппой детей.Предлагать озвученные взрослым али «говорящие» игрушки («Чудесный мешочек»), проводить игры-развлечения («Ладушки», «Прятки» и т. п).

Развитие речи

От рождения до 2,5-3 месяцев

Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого, вызывать первые гортанные звуки.

От 2,5-3 до 5-6 месяцев

Способствовать формированию слуховых и зрительных связей как основы понимания речи.

Побуждать ребенка прислушиваться к разным интонациям разговаривающего с ним взрослого.

Побуждать находить взглядом привлекательные для ребенка предмет («Где часики?», «А где неваляшка?»).

Формировать предпосылки активной речи. В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: в 4-5 месяцев - певучие гласные (гуление), в 5-6 месяцев — отдельные слоги (ба, ма, па). Произносить звуки, отдельные слоги вслед за ребенком, побуждать к повторному их произнесению. Способствовать развитию артикуляционного аппарата.

От 5-6 до 9-10 месяцев

Развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова. Помогать устанавливать связь между предметом и словом, его обозначающим. Поощрять попытки ребенка по слову взрослого взглядом отыскивать близкого человека («Где мама?»), предметы, постоянно находящиеся в определенном месте («Где часы?»). С 8-9 месяцев побуждать детей к поиску предметов, находящихся в разных местах помещения.

Продолжать развивать предпосылки активной речи.

Формировать умение подражать новым звукосочетаниям: да да и др. (к 8 месяцам), разным интонациям взрослого (к 8-9 месяцам).

Развивать и поддерживать стремление детей взаимодействовать со взрослыми в играх-развлечениях: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Прятки» и др.; поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.

Игры занятия с подгруппой детей.Побуждать детей выполнять ряд действий со знакомыми игрушками: кукла Ляля идет — топ топ, пляшет — ля ля ля., уходит — до свидания.

Поддерживать желание детей подражать отдельным звукосочетаниям при показе действий со знакомой сюжетной игрушкой: ав ав — собачка лает, ом ом — собачка ест.

Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет) при показе заводной игрушки, в играх-развлечениях («Поехали-поехали» и др.). Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отношению к сверстникам.

От 9-10 до 12 месяцев

Расширять ориентировку в окружающем. Формировать способность понимать речь взрослого. Закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты; определенную игрушку среди других игрушек (с 9 месяцев); выполнять простые поручения («Найди куколку», «Покорми собачку»); понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам: куклы в разных платьях, собачки разного размера и т.п. (к 11-12 месяцам).

Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т.д.).

Формировать умение узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом. Вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок.

Формировать умение понимать смысл слов «можно» — «нельзя», «хорошо» — «плохо».

Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам (10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка — ав ав, спит — бай бай) и первыми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т.д.).

Игры занятия с подгруппой детей.Организовывать показы сюжетных игрушек, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок), давать детям поручения («Возьмите мячики!» и т.д.).

Способствовать укреплению дружелюбного отношения ко взрослым и детям, вызывать радость от восприятия живого объекта.

Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам и предметам.

Развитие движений

Наши рекомендации