Охарактеризуйте интеграционный подход в инклюзивном образовании.
ЗАДАНИЯ ПО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ АПРОБАЦИИ МОДУЛЕЙ
Бояркина Ю.А., к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ, Институт педагогики и психологии
Модуль 9.2 «Теоретические и нормативные основы образования.
Концептуальные, организационные и нормативные основы образования»
Апробируемая дисциплина:
Правовые основы и государственная политика в области специального и инклюзивного образования
Дисциплина, в рамках которых осуществляется апробация:
Управление качеством образования.
Преподаватель: Бояркина Ю.А.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что такое инклюзия в образовании?
Охарактеризуйте интеграционный подход в инклюзивном образовании.
3. Перечислите нормативные документы, согласно которых инклюзивное образование можно рассматривать как реализацию права. (Какие нормативно правовые акты Российской Федерации закрепляют и регулируют реализацию права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья?)
4. Проанализируйте специфику подхода к проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании» (1995 г) и законе «Об образовании в РФ»(2013г.)
5. Подготовьте обзор региональных правовых документов в сфере специального и инклюзивного образования.
6. Перечислите международные правовые акты, закрепляющие право лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование.
7. Охарактеризуйте деятельность международных организаций, вносящих вклад в обеспечение прав лиц с ограниченными возможностями на образование
8. Охарактеризуйте структуру образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. В чем заключается специфика интегрированного и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации?
10. Приведите примеры, иллюстрирующие опыт реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России? В городе Тюмени и Тюменской области?
Возможные темы для кейса:
№ 1. Задача.
Родители отказались от посещения основной школы ребенком-инвалидом, ссылаясь на определенные трудности и отсутствие необходимости получения ребенком образования. Администрация школы настаивала на организации обучения на дому на платной основе.
Вопросы:
1. Правомерны ли действия родителей?
2. Какими документами руководствовалась администрация, делая такие предложения родителям?
3. Каковы пути решения данной проблемы?
№ 2. Охарактеризовать рисунок, приведя доводы, отражающие специфику подходов к организации образовательного процесса в разных случаях. Приведите примеры, иллюстрирующие положительные и отрицательные стороны каждого из подходов с позиции реализации инклюзии в образовании.
Рис. Различная организация системы образования: общее/специальное — интегрированное — инклюзивное
№ 3. Заполните таблицу.
№ | Наименование документа | Дата принятия | Где и кем принята | Основное содержание |
Всеобщая декларация прав человека | ||||
Конвенция о правах ребенка | ||||
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития ребенка | ||||
Декларация ООН о правах инвалидов | ||||
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц | ||||
Всемирная программа действий в отношении инвалидов | ||||
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями | ||||
Конвенция о правах инвалидов |