Общие задачи логопедической практики

В задачи логопедической практики входит следующее:

1. познакомить с необходимыми условиями работы, с предметно-пространственной средой, стимулирующей речевое развитие ребенка, со спецификой оборудования логопедического кабинета и речевых уголков по возрастным группам учреждения;

2. овладеть навыками общения и коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, коллегами, администрацией, родителями;

3. адаптироваться к рабочему месту, коррекционно-развивающей деятельности логопеда, овладеть практическими навыками дифференциальной диагностики и коррекции нарушений речи (дислалии, фонетико-фонематического недоразвития речи, дизартрии, ринолалии, общего недоразвития речи разных уровней);

4. овладеть навыками планирования логопедической работы с учетом интегрированных связей и компенсаторных возможностей детей, ведения документации.

Практика в системе профессиональной подготовки логопеда является чрезвычайно важным элементом, потому что помимо теоретической подготовки студенту необходимо ближе познакомиться с рабочим местом, а также овладеть практическими умениями и навыками. Неудивительно, что профессию логопеда сравнивают с профессий артиста.

Логопед должен обладать интуицией, выразительной речью, уметь импровизировать. В его профессии много от искусства, аэтому можно научить только в процессе непосредственного общения с детьми, что возможно только на непрерывной практике в условиях детского сада.

Безусловно, когда студенты впервые сталкиваются с практикой, возникают сложности, появляется масса вопросов как организационного, так и содержательного плана, на которые помогут ответить руководители практики.

5.1.1. Что дает логопедическая практика в профессиональном становлении будущего логопеда?

Логопедическая практика дает возможность овладеть необходимыми умениями и навыками диагностики, коррекции, профилактики речевых нарушений, умениями общения с детьми, коллегами, администрацией, родителями; входить с ними в контакт, преодолевая психологический барьер страха, изучая категорию детей, имеющих речевую патологию.

Учатся обследовать их, знакомятся со сбором и анализом медицинской документации, составляют психолого-педагогические характеристики, учатся проводить микроисследования в своих группах, овладевают навыками планирования, ведения документации, индивидуальных детских тетрадей и многое другое.

Естественно, логопедическая практика теснейшим образом связана с комплексом психолого-педагогических, диагностических и специальных коррекционных дисциплин. Вышеназванными умениями невозможно овладеть только в системе теоретической подготовки даже при использовании таких популярных методов обучения, как деловые и ролевые игры. Только непосредственная работа студентов с детьми, имеющими речевые нарушения, дает возможность правильно квалифицировать дефект, уточнить его структуру, этиологию (причины), патогенез (возникновение и развитие патологических процессов, лежащих в основе дефекта) и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику сучетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.

5.1.2. Как организуется непрерывная практика?

Вначале лучше организовать и провести установочную конференцию, на которой студенты получат необходимую информацию о требованиях к практике, еесодержании, задачах, о необходимой отчетной документации. Неплохо организовать встречу с логопедами-практиками базовых детских садов, которые помогут студентам наладить деловые контакты, установить преемственность между вузом ибазовыми для практики учреждениями, ввести практикантов в курс дела.

Для прохождения непрерывной логопедической практики студентам предоставляется трехнедельный учебный отпуск без содержания. При необходимости дополнительно включаются дни для проезда к месту прохождения практики и обратно. Направление на практику студент получает на руки и предъявляет непосредственно администратору учреждения.

Практика проводится по месту жительства студентов. Об условиях прохождении практики, ее сроках студенты договариваются с администрацией самостоятельно.

К квалификации руководителя практики предъявляются следующие требования. Учитель-логопед должен иметь специальное дефектологическое образование, стаж работы не менее десяти лет и квалификацию высшей категории. Группа должна быть укомплектована с учетом основных требований: по возрасту и ведущему речевому дефекту. При отборе детей обязателен нормальный слух и интеллект. В дошкольном учреждении обязательно наличие логопедического кабинета, оборудованного согласно нормативам. Количество детей не должно превышать двенадцать человек.

5.1.3. В какой период лучше пройти практику?

Наиболее оптимальные сроки для прохождения практики в детском саду октябрь, ноябрь, потому что в этот период проводится постановка звуков и студенты смогут окунуться в будни логопедической работы. В зимние месяцы высок процент простудных заболеваний, да и праздники отнимают много времени. С февраля идет автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь.

Результатом их кропотливого труда является отчетная студенческая конференция по итогам логопедической практики. На конференцию в качестве гостей приглашаются сотрудники базовых детских садов и студенты других курсов. Она проводится в виде праздника-конкурса «Что? Где? Когда?». На конференции организуется выставка пособий, методических разработок, интересных планов занятий, разработанных студентами самостоятельно. Может быть организован концерт, где звучит «Гимн логопеду», частушки о детях с речевой патологией, о преподавателях и наиболее запомнившихся моментах, разыгрываются сценки.

Итоговая конференция покажет умение студентов практически использовать те знания, которые они получили на лекциях. Активное участие младших курсов в отчетной конференции поможет студентам быстрее войти в курс, легче адаптироваться.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Первая неделя — знакомство с учреждением, с коллективом педагогов и детей, наблюдение коррекционной работы логопеда и совместный аналитический разбор всех видов занятий, консультативный разбор наиболее интересных случаев речевой патологии, знакомство с анамнезом детей и другой медицинской документацией. Обследование детей: совместно с логопедом и самостоятельно, заполнение речевых карт, знакомство с разновидностью речевых карт в зависимости от структуры речевого дефекта. Подготовка студентов к самостоятельной двухнедельной практике: отбор речевого и наглядно-иллюстративного материала, консультация логопеда-руководителя практики по планированию, распределению детей на подгруппки с учетом речевого дефекта и их компенсаторных возможностей. Совместное обсуждение плана с руководителем практики, утверждение его администрацией дошкольного учреждения. План заверяется подписью руководителя практики.

Задачи первого периода

В них входят:

1. адаптация студентов к дошкольному учреждению, установление контактов с детьми, родителями, педагогами;

2. актуализация знаний, полученных в колледже, университете, путем самообразования по коррекционной педагогике, патопсихологии, анатомии, физиологии и патологии органов речи, неврологическим основам логопедии, логопедии, основам дефектологии;

3. овладение навыками пролонгированного наблюдения, методами сбора и анализа материала, умениями выделять и анализировать, правильно оценивать педагогические явления, развитие умения самоанализа и самооценки, преодоление психологического барьера — страха от вступления в контакт с детьми и взрослыми.

Вторая и третья недели характеризуются пробой сил в обследовании ребенка, в самостоятельном проведении фрагментов и полных занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, фронтальных; проведение индивидуальной коррекционной работы в повседневной жизни, используя режимные моменты; сбор и накопление практического и методического материала по коррекции речи и личности ребенка-логопата, учет компенсаторных возможностей каждого индивидуально; пропаганда дефектологических знаний среди коллег, родителей: оформление стендов, стенгазет, логопедических уголков, проведение родительских собраний и т. д.

Задачи второго периода

Задачи второго периода включают:

1. овладение навыками отбора речевого материала, выбор оптимальных форм его реализации, овладение навыками планирования, ведения документации логопеда, составления отчета о работе;

2. овладение умениями коррекционно-образовательного процесса в логопедических группах с различной речевой патологией;

3. формирование умений подготовки, проведения и анализа занятий; совершенствование навыков самоанализа и самооценки.

Документацию студента-практиканта составляют: дневник наблюдений и анализа, конспекты наблюдаемых занятий и занятий, проводимых студентом самостоятельно на оценку (не менее десяти по разным видам).

Тексты выступлений на родительском собрании, педсовете также представляются в отчетной документации. Одной из наглядных форм пропаганды могут быть стенгазета, ширма, стенды, папки-передвижки. Сбор методической копилки: материалы для проведения самостоятельной коррекционной работы по устранению речевых нарушений; фонотека с записью занятий, речи детей, артикуляционной и пальчиковой гимнастик, релаксации тоже может быть представлена в отчете.

Завершает документацию отчет с самоанализом и самооценкой о прохождении логопедической практики с указанием места (адрес, телефон учреждения), сроков ее прохождения. К отчету прилагается характеристика студента-практиканта, где дается подробный анализ деловых, организаторских данных, уровень методической подготовки и владение практическими навыками коррекции речи, указывается, какой вклад внес студент в пропаганду дефектологических знаний, в создание предметно-развивающей и коррекционной среды. Характеристику составляет руководитель практики. Подписи руководителя учреждения и руководителя практики заверяются круглой печатью учреждения; прописью указывается оценка.

Конечно же, логопедическая практика в учреждении вызывала определенные трудности. На занятиях важно широко использовать музыку, разнообразную наглядность, викторины, конкурсы, КВН, а для развития ручного праксиса — театры: пятипальчиковые, теневые, кукол, пантомимы и жеста, проводить дыхательную, мимическую и пальчиковую гимнастики.

Логопедическая практика помогает студентам не только адаптироваться к условиям реальной коррекционной деятельности, но и наладить деловые контакты с администрацией, педагогами, родителями, с детьми, имеющими речевые нарушения.

Практика показала, что можно получить из лекций преподавателей, что из книг путем самообразования, а что только из живого общения с детьми, будущими коллегами-логопедами. Ее организация требует более серьезного отношения, налаживания тесных контактов с базовыми учреждениями, подготовку для них квалифицированных специалистов; вынос максимального количества практических занятий в стены дошкольных учреждений, имеющих логопедические группы, что должно быть предусмотрено учебным планом и внесено в смету. Игнорирование этого вопроса вызывает серьезные проблемы. Необходимо предусмотреть консультации по подготовке к непрерывной практике, установочную и итоговую конференции, отсутствие которых резко снижает результативность подготовки квалифицированных специалистов-дефектологов, педагогов-логопедов дошкольных учреждений.

Выводы, сделанные на основе удач и ошибок, не пройдут даром. Еще великий педагог-классик К.Д.Ушинский, авторитет которого не вызывает сомнения не у кого, неоднократно подчеркивал, что метод преподавания можно изучить по книге или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельной и долговременнойпрактикой. Студенты считают, что сроки практики необходимо увеличить с трех до четырех недель, и кроме логопедической практики в детском саду и в школе необходима практика в медицинских учреждениях.

Наши рекомендации