Задачи профессиональной деятельности
В соответствии с ФГОС ВО магистр по направлению подготовки 45.04.01 Филология должен решать следующие профессиональные задачи:
научно-исследовательская деятельность: самостоятельное проведение научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации; квалифицированный анализ, оценка, реферирование, оформление и продвижение результатов собственной научной деятельности; подготовка и редактирование научных публикаций; участие в работе научных коллективов, проводящих филологические исследования;
педагогическая деятельность: планирование, организация и реализация образовательного процесса по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования; разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию; рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам (модулям); участие в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), в профориентационных мероприятиях со школьниками; педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО;
проектная и организационно-управленческая деятельность: разработка, реализация и распространение результатов: научных проектов в области филологии и гуманитарного знания; образовательных проектов, в том числе связанных с организацией креативной деятельности обучающихся; проектов в области пропаганды филологических знаний, межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения; книгоиздательских проектов; научных семинаров, дискуссий и конференций; деловых контактов и протокольных мероприятий; переводческого обеспечения различных форм совещаний, консультаций, переговоров; процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов; работы профильного подразделения в учреждениях государственного управления, культуры, издательствах, СМИ.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью самостоятельно приобретать, в том числе с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-4).
общепрофессиональными:
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации (ОПК-2);
способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ОПК-3);
способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ОПК-4).
профессиональнымикомпетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
научно-исследовательская деятельность:
владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации (ПК-1);
владением навыками квалифицированного анализа, оценки, реферирования, оформления и продвижения результатов собственной научной деятельности (ПК-2);
подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-3);
владением навыками участия в работе научных коллективов, проводящих филологические исследования (ПК-4);
педагогическая деятельность:
владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования (ПК-5);
владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию (ПК-6);
рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам (модулям) (ПК-7);
готовностью участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориентационных мероприятиях со школьниками (ПК-8);
педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО (ПК-9);
проектная и организационно-управленческая деятельность:
способностью рационально использовать материальные, нематериальные и финансовые ресурсы для образовательной деятельности, выполнения научных исследований и проектных разработок в соответствии с направленностью (профилем) магистерской программы (ПК-13);
способностью соблюдать требования экологической и информационной безопасности при выполнении задач профессиональной деятельности в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-14);
способностью организовывать работу профессионального коллектива, поддерживать эффективные взаимоотношения в профессиональном коллективе, обеспечивать безопасные условия труда (ПК-15).
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы
В соответствии с п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности ФГОС ВО по направлению подготовки 45.04.01 Филологиясодержание и организация образовательного процесса при реализации данной ОП регламентируется: учебным планом с учетом профиля; календарным учебным графиком; рабочими программами дисциплин; программами практик и НИР (в соответствии с учебным планом), а также оценочными средствами.
Учебный план
Учебный план разработан с учетом требований ФГОС ВО, внешней экспертизы и внутренними требованиями СФУ, не противоречащими ФГОС ВО по направлению 45.04.01 - Филология, и утвержден Ученым советом СФУ.
Учебный план представлен в Приложении А2. В нем указан перечень дисциплин, практик, аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделен объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) по видам учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины и практики указана форма промежуточной аттестации.