Система взаимодействия образовательного учреждения и социальных институтов. сотрудничество образовательного учреждения с организациями, занимающимися проблемами образования.
Помимо семьи, ОУ взаимодействует с другими учреждениями. В первую очередь это учреждения дополнительного образования детей (центры детского творчества, станции юных натуралистов и техников, спортивные клубы и секции, художественные и музыкальные школы). Такое взаимодействие необходимо для того, чтобы обеспечить детям возможности для пополнения знаний, полученных в ОУ, в соответствии с их интересами и способностями, для развития их творческих способностей, физического и эстетического совершенствования, а также чтобы исключить дублирование ОУ некоторых аспектов содержания воспитания (например, в ОУ вряд ли целесообразно организовывать кружки, которые имеются в находящемся неподалеку центре детского творчества и полностью удовлетворяют запросы и потребности детей в данном виде деятельности).
Взаимодействие с детскими домами, детскими садами и другими детскими учреждениями имеет ярко выраженные воспитательные цели. Помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, шефская помощь малышам (акции милосердия, организация концертов, помощь в благоустройстве, совместное проведение праздников и пр.) способствует пробуждению у обучающихся чувства сострадания, воспитанию милосердия, альтруизма. Такие ситуации оказания деятельной помощи, в которые включены вместе педагоги, обучающиеся и администрация ОУ, сплачивают коллектив, позволяют сделать ОУ по-настоящему открытой системой.
Взаимодействие ОУ с детскими и молодежными общественными объединениями направлено на создание единого социального воспитательного пространства для детей, подростков и молодежи. Деятельность таких объединений должна быть направлена на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни с учетом формирования тех ценностей, которые являются приоритетными в современном обществе. В детских общественных объединениях реализуются следующие цели: развитие и саморазвитие детей и подростков с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и интересов; раскрытие творческого потенциала; социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, развитие общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности; социализация подростков во взаимодействии с социумом на основе признания таких ценностей, как человек, культура, Отечество. Взаимодействие ОУ с детскими общественными объединениями позволяет сформировать у обучающихся позитивный социальный опыт, создает условия для применения в реальной общественной жизни и деятельности результатов обучения и воспитания, для расширения опыта гуманитарных отношений.
Традиционным является взаимодействие ОУ с учреждениями культуры - театрами, музеями, библиотеками, домами культуры. Тесное систематическое сотрудничество с такими учреждениями позволяет включить ребенка в жизнь общества на уровне современной культуры, способствует осознанию им собственной культурной идентичности, формированию у него любви к Отечеству, чувства гордости за него, обеспечивает его эстетическое развитие, расширяет кругозор. Такое сотрудничество зачастую позволяет наладить культурную жизнь в ОУ (создание театра, оркестра, музея, художественной студии). Посильная помощь со стороны обучающихся учреждениям культуры способствует становлению их субъектами собственной жизни и деятельности.
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения придает деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся систематический характер, позволяет грамотно, на уровне современной науки осуществлять профилактические мероприятия и просветительскую работу (в том числе по профилактике наркомании и алкоголизма), организовывать работу по формированию у обучающихся здорового образа жизни, внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
ОУ тесно сотрудничает с правоохранительными органами, без чего невозможна серьезная работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков, работа с «трудными» детьми, ликвидация правовой безграмотности обучающихсяв, защита прав детей (в том числе пострадавших от насилия в семье).
С целью воспитания веротерпимости целесообразна организация взаимодействия ОУ с религиозными организациями. Взаимодействие с ними возможно по нескольким направлением: религиозное просвещение обучающихся (например, в рамках учебных курсов «Основы мировых религиозных культур»); совместная организация акций милосердия; обеспечение религиозной безопасности обучающихсяв (традиционные конфессии проводят серьезную работу по нейтрализации влияния в обществе деструктивных культов); педагогизация кадров религиозных организаций, так или иначе влияющих на социализацию детей.
Таким образом, взаимодействие ОУ с различными социальными институтами, координация их воспитательных усилий позволяет существенно уменьшить роль негативных стихийных влияний в развитии ребенка, реализовать общую педагогически целесообразную стратегию в его воспитании, создать единое воспитательное пространство. Такое взаимодействие значительно расширяет поле формирования жизненного опыта обучающегося, позволяет ему увидеть многообразие окружающего мира и организовать собственное взаимодействие с миром и другими людьми на основе принципов гуманитарности.
В последние годы в связи с быстрыми изменениями в сфере образования все более серьезную роль играет взаимодействие ОУ с вузами, научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами образования. Сотрудничество осуществляется в рамках совместно разрабатываемых программ, которые позволяют разработать концепцию ОУ, содержание образования, внедрить эффективные технологии обучения, воспитания и управления образовательным учреждением, организовать научно-исследовательскую деятельность педагогических работников. В школах с углубленным изучением отдельных предметов уроки в старших классах нередко ведут вузовские преподаватели. Многие школы наряду с вузами входят в состав учебно-научно-педагогических комплексов. Такое сотрудничество позволяет повысить качество образовательного процесса в школе. С другой стороны, школы осуществляют целенаправленную подготовку абитуриентов для определенных вузов.
Одно из основных требований к взаимодействию ОУ с другими социальными институтами - систематичность как в значении логики организации совместной деятельности (цель - средства - процесс - результат), так и в значении постоянства такой деятельности.
Взаимодействие ОУ с другими социальными институтами должно развиваться как в направлении его углубления (постановка новых, более сложных и актуальных целей, совершенствование содержания совместной работы, поиск и внедрение новых эффективных форм сотрудничества), так и в направлении расширения сферы взаимодействия, вовлечения в нее новых социальных институтов и общественных организаций.