Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд – Старт».
Характеристика вариативных программ по физическому воспитанию детей
Задание:коротко законспектировать содержание 2 программ на выбор из предложенных или что-то свое.
Программа «Физическая культура – дошкольникам».
Автор: Л. Д. Глазырина) .
Цель программы – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения.
Для каждой возрастной группы (с первой по старшую) в программе представлены подробные методические рекомендации.
Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система методов и приемов: широкое использование естественных факторов природы; хороший гигиенический уход; четко организованный режим дня; массаж в игровых формах («погладим наши ручки», «разомнем наши пальчики») ; купание в бассейне и пребывание детей в сауне; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации, психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени) .
Для реализации воспитательного направления в процессе занятий педагогу рекомендуется подбирать физические упражнения, способствующие проявлению у детей терпения, выносливости, уверенности, разумной смелости, а также создавать условия для проявления положительных эмоций, развития инициативности и самостоятельности.
Использование средств физической культуры в образовательных целях позволяет ребенку познавать окружающий мир и способствует формированию двигательных умений.
Содержание занятий образовательного направления приближено к природным явлениям, которые окружают ребенка. Например, для детей среднего возраста предлагаются занятия «Здравствуй, февраль! », «Встреча с осенью» и т. д. Чтобы дети легче усваивали строевые упражнения, рекомендуется использовать разноцветные линии. Например, для построения в шеренгу – чертить зеленую линию, в колонну – белую, в круг – красную. Повышению интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют сюрпризные моменты. Помимо традиционного инвентаря рекомендуется нетрадиционный – различные предметы (стулья, веревочки, детские зонтики, бумажные листики и т. д., природный материал, овощи и фрукты.
Занятия проводятся не только на спортивной площадке детского сада и в спортивном зале, но и в парке, в бассейне, в музыкальном зале.
В программе большое внимание уделяется общению педагога с детьми во время занятия. Педагог использует не команды, а обращения к детям: «Ребята, подойдите ко мне», «Повернитесь направо». Чтобы формировать у дошкольников осознанное отношение к основным движениям, педагог использует объяснение: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжковые упражнения»,
Для каждой возрастной группы определены анатомо – физиологические особенности детей.
В программе представлено годовое планирование физических упражнений для каждой возрастной группы и даны методические рекомендации для их выполнения.
К программе «Физическая культура – дошкольникам» прилагаются учебно – методические пособия для педагогов, работающих с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на воспитателей и на руководителей физического воспитания.
Программа развития двигательной активностии оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет. (Автор: В. Т. Кудрявцев) .
Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд – Старт».
В программе представлены: краткая характеристика физического и психического развития воспитанников, перечень упражнений, способствующих приобщению к физической культуре, и формы оздоровительной работы.
Приобщение к физической культуре происходит посредством использования в работе с детьми:
1. упражнений и заданий на развитие основных движений, на принятие и сохранение позы;
2. упражнений и заданий на развитие мелких мышц руки, мимики лица;
3. спортивных и музыкально – ритмических упражнений;
4. подвижных игр, игр – аттракционов.
Развивающими формами оздоровительной работы являются:
1. закаливание;
2. дыхательная и звуковая гимнастика;
3. упражнения для формирования и коррекции осанки;
4. упражнения для профилактики плоскостопия;
5. психогимнастика.
Формами организации оздоровительной работы являются: физкультурные занятии (фронтальные и индивидуальные, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная и нетрадиционная – дыхательная, звуковая, двигательно – оздоровительные «физкультминутки», физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион, спортивные праздники, дни здоровья, оздоровительные процедуры в бассейне.
В помощь педагогам ДОУ вышло программно – методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления», в котором дана общая характеристика программы, предложены варианты заданий, упражнений, игр, формы оздоровительно – развивающей работы с ослабленными детьми.