Организация обучения и присваиваемые квалификации. В США среднее образование включает элементарную начальную школу, младшую и старшую средние школы
В США среднее образование включает элементарную начальную школу, младшую и старшую средние школы. Продолжительность обучения в целом 12 лет.
Обучение в элементарной школе, как правило, длится 6 лет, в младшей средней школе – 3 года, в старшей – 3 года. Однако, в некоторых штатах принята 2-ступенчатая система общего среднего образования. В нее включается 8-летняя начальная школа и 4-летняя средняя школа.
Обучение в элементарной и неполной средней школах ведется по общей программе. В старшей средней школе с самого начала обучения ученики распределяются по трем направлениям: академическому, профессиональному и комбинированному.
По завершении курса обучения любого направления выдается диплом об окончании старшей средней школы (High School Graduation Diploma). Чтобы его получить, ученик в течение последних четырех лет обучения должен накопить от 14 до 16 так называемых кредитов. Для приобретения одного кредита требуется изучать какой-то предмет в течение года, сдать соответствующий экзамен и выполнить письменные задания. Наряду с начислением кредитов учащимся выставляются оценки, свидетельствующие об уровне усвоения предмета, при этом условием засчитывания того или иного предмета и соответствующего числа кредитов является получение оценки не ниже «D». В средней школе выставляются следующие оценки: «А» - отлично; «В» - хорошо, «С» - средняя; «D» - проходная; «Е» - неудовлетворительно.
Для поступления в американские вузы требуется иметь диплом об окончании старшей средней школы с оценками «С» и выше.
Часть американских вузов принимают абитуриентов по дипломам об окончании старшей средней школы. Другие вузы, в том числе многие университеты, требуют прохождения ряда тестов и экзаменов.
В частности, проводится тест на способность к обучению (Scholastic Aptitude Тest). Этот тест длится два с половиной часа, имея своей задачей проверки на вербальные и математические способности. Результат каждой из них оценивается от 200 до 800 баллов. При каждой из проверок выставляются оценки: 700 и выше – «отлично»; 600 и выше – «очень хорошо»; 450-550 – «посредственно»; 200-400 – «неудовлетворительно».Для поступления в престижный университет требуется обычно набрать не менее 1300 баллов.
Проводятся также тесты с целью выявления знаний (Achievement Tests). Большинство вузов проводят эти тестовые испытания по трем предметам (обычно математика, английский язык и одна программная дисциплина).
Некоторые вузы требуют от абитуриента кроме диплома об окончании старшей средней школы и документ о сдаче стандартного теста для поступления в американский колледж (American College Test). Такой тест состоит из четырех проверок: по английскому языку, математике, общественным наукам и естественным наукам. За сдачу экзаменов выставляются баллы: английский язык – от 1 до 33; математика – от 1 до 36; общественные науки – от 1 до 34; естественные науки – от 1 до 35. Средний показатель из этих четырех составляет так называемый общий балл.
По стандартам, принятым в Великобритании американский документ о полном среднем образовании приравнивается к английскому сертификату общего образования обычного уровня, не дающему в Великобритании права поступления в университеты. Для этого в британских средних школах надо заниматься еще 2 года и получить сертификат общего образования повышенного уровня. Поэтому обладатель американского диплома об окончании средней школы должен проучиться еще 1-2 года в колледже, прежде чем поступить в британские университеты. Этим, очевидно, объясняется то, что в Великобритании собственный выпускник средней школы обучается на первую академическую степень (обычно бакалавра) по естественным и гуманитарным наукам 3 года, а в США собственный выпускник средней школы получает такую же степень через 4 года.
В США порядок приема в вуз устанавливается самим учебным заведением. Поэтому существуют самые различные условия и процедуры приема студентов.
В основном существуют три типа приема в вузы: селективный, конкурсный и открытый. Селективный прием чаще всего практикуют профессиональные колледжи и школы. Они осуществляют отбор абитуриентов с учетом полученных ими оценок в общеобразовательной школе по предметам, имеющим отношение к профилю обучения в вузе. Тем самым им удается набрать контингент студентов, способных успешно заниматься по учебным программам вуза и получать соответствующую специализированную подготовку.
Конкурсный прием практикуют наиболее престижные частные и государственные университеты и отдельные привилегированные частные колледжи, традиционно пользующиеся высокой репутацией. Эти вузы отбирают самых способных абитуриентов из большого числа выпускников средних школ с высокими оценками. Поступить в эти вузы желающих оказывается значительно больше, чем вакантных мест для приема в них студентов.
Открытый прием практикуют государственные учебные заведения, которые получают ассигнования от органов власти разных ступеней в зависимости от числа обучающихся в них студентов. Свободный доступ бывает в местные колледжи, 4-годичные колледжи и отдельные университеты. В ряде случаев администрация штатов регулирует открытый прием по категориям вузов. Абитуриенты с высокими оценками в дипломе об окончании старшей средней школы зачисляются в более престижные вузы, в том числе в ведущие университеты, а менее успевающие в общеобразовательной школе имеют право свободного доступа только в местные колледжи.
В американские вузы возможно поступление лиц, не имеющих диплома об окончании старшей средней школы. Взрослый человек, в свое время не получивший такого диплома, может сдавать экзамен на диплом, эквивалентный диплому об окончании старшей средней школы (High School Equivalency Diploma), выдаваемый департаментом образования соответствующего штата. Экзаменационные центры имеются в каждом штате. Диплом выдается при условии набора испытуемым 45 баллов. Однако многие американские университеты признают такой диплом равным диплому об окончании средней школы, если набрано не менее 50 баллов.
Высшее образование в США осуществляется в соответствии со ступенчатой схемой, основу которой составляют квалификационные уровни бакалавра, магистра и доктора.
Степень бакалавра (Bachelor`s Degree или Degree of Bachelor) представляет собой первую университетскую степень и является самой массовой квалификацией высшего образования в США (около 52% выпускников всех уровней высшего и послесреднего образования ). Для её получения требуется выполнение образовательной программы с нормативным сроком 4 года, обозначаемой в американской справочной литературе и в образовательных документах терминами Undegraduate Degree Programs (дословный перевод: «предвыпускная программа на степень»). Обучение на степень бакалавра проводится в 4-летних колледжах (College), функционирующих как самостоятельные вузы или входящих в состав университетов, которые могут включить в себя наряду с колледжами разного профиля также учебные подразделения более высокого уровня – высшие университетские школы и институты, а также исследовательские центры и другие подразделения.
Отдельные колледжи могут иметь обширный набор направлений подготовки или наоборот, специализироваться по определенному направлению. В первом случае это чаще всего широкопрофильные колледжи искусств и наук (College of Arts and Science), готовящие по традиционным университетским направлениям. При этом образовательные программы для гуманитарных направлений или программы, включающие в себя значительный объем базовых общеобразовательных курсов обычно завершаются получением степени «бакалавра искусств» (Bachelor of Arts), а программы более специализированные, особенно для естественнонаучных направлений, ведут к получению степени «бакалавра наук» (Bachelor of Sciences). Обе квалификации имеют одинаковый статус, а использование того или другого наименования степени часто определяется исключительно традицией, установившейся в конкретном вузе.
В колледжах, специализирующихся по одному направлению (как правило, такие колледжи входят в состав университетов), присваиваемая степень содержит указание направления подготовки или специальности, например «бакалавр инженерного дела» (Bachelor of Engineering) или «бакалавр права» (Bachelor of Law).
В отличие от высших учебных заведений РФ учебные планы вузов США формируются в виде перечня обязательных и выборных учебных курсов, в последовательности изучения которых допускаются известные вариации. Учебный курс представляет собой цикл лекций, семинарских и лабораторных занятий, рассчитанный на один учебный период — семестр или триместр, в зависимости от принятого в данном вузе деления учебного года. В конце учебного периода по каждому курсу проводится экзамен. В случае его успешной сдачи студент не только получает оценку, но и определенное количество так называемых кредитов – зачетных единиц, заранее установленное для данного курса. Таким образом, задача обучения формально заключается в необходимости набрать суммарное количество зачетных единиц не ниже установленного для каждого конкретного вуза числа. При делении учебного года на два семестра этот показатель для большинства американских вузов составляет 120-130 зач. ед. за весь срок обучения на степень бакалавра и около 180 в случае деления учебного года на триместры.
Для того, чтобы сделать возможным сопоставление учебных планов вузов США и РФ следует иметь в виду следующие соотношения:
– одна зачетная единица лекционного курса и семинарских занятий (один лекционный час в неделю в течение семестра) соответствует 15 уч. ч, так как в США в семестре обычно содержится 15 нед. учебного времени;
– одна зачетная единица лабораторных занятий (одно лабораторное занятие в неделю) соответствует 30 или 45 уч. ч в зависимости от длительности лабораторной работы (2 или 3 ч).
При делении учебного года на триместры (по 10 нед. каждый) соотношение для пересчета соответственно уменьшается в 1,5 раза. Вследствие этого различные курсы, оцениваемые одинаковым числом зачетных единиц, могут иметь различный эквивалент в учебных часах. Так, например, при семестровой системе теоретический курс в 4 зач. ед. (4 лекционных часа в неделю) соответствует 60 уч.. ч, в то время как курс в 4 зач. ед., содержащий 3 ч лекций (3 зач. ед.) и одно 3-часовое лабораторное занятие (1 зач. ед.), соответствует 90 уч. ч.
Необходимо также иметь в виду, что в учебных планах вузов США отсутствуют практические занятия, на которые в вузах РФ отводится значительное количество времени. Следовательно, зачетные единицы засчитываются только за лекционные, лабораторные и семинарские занятия, а объем и форма практических занятий, проводимых как бы вне учебного плана, различны для разных вузов.
Как правило, в конце второго года учащиеся определяют основное направление дальнейшего обучения (major). Предоставляемый выбор чаще всего сводится к двум направлениям: исследовательское (The research degree program) или общее (The general degree program). В первом случае предполагается более углубленное изучение общетеоретических дисциплин с целью подготовки к продолжению обучения на уровне магистра и доктора наук или по специальным программам для последующей работы в промышленности, а также в исследовательских учреждениях. Второе направление предназначено, в основном для будущих преподавателей данной дисциплины в средней школе, а также для лиц, намеревающихся в дальнейшем специализироваться в смежных областях науки.
Весь процесс подготовки на степень бакалавра состоит фактически из изучения двух больших комплексов дисциплин. Первый комплекс является общим для всех учащихся (независимо от специальности) и включает в себя следующие компоненты:
- совершенствование в английском языке;
- естественно-научные дисциплины;
- социальные и психологические науки;
- искусства и гуманитарные науки;
- физическое воспитание.
Студентам рекомендуется изучить вышеуказанные курсы дисциплин и получить требуемое количество зачетных единиц по возможности на первом году обучения, а для английского языка это является обязательным.
Второй комплекс дисциплин определяется для каждой специальности соответствующим департаментом, например, для департамента физики он включает различные курсы по физике, математике и химии. Распределение этих курсов по семестрам регламентировано согласно типовым учебным планам.
Минимальное количество зачетных единиц для дисциплин первого комплекса обычно составляет около 30, для второго – около 60, что в сумме дает примерно 90 зач.ед. Однако, для получения степени бакалавра наук требуется набрать не менее 120 зач.ед. Разница покрывается, во-первых, за счет изучения 2-3 дисциплин по выбору из перечня, установленного профильным департаментом, и, во-вторых, за счет дополнительных дисциплин, в частности военной подготовки в государственных университетах.
Лица, имеющие степень бакалавра, могут продолжить образование с целью получения более высокой академической квалификации – степени магистра или доктора или получения диплома о профессиональной специализации. Особенность второй и третьей ступеней американского высшего образования заключается в том, что наличие степени магистра не является обязательным условием для получения степени доктора, а магистратура не является обязательным этапом к докторантуре после получения степени бакалавра. Вступительные требования для приема в магистратуру или докторантуру практически одинаковы:
- иметь среднюю итоговую оценку за бакалавриат не ниже «В»;
- успешно сдать вступительный экзамен (Graduate Record Examination – GRE);
- рекомендации ведущих преподавателей колледжа, подтверждающие, что кандидат обладает данными для обучения на более высоком уровне.
Нормативные сроки обучения на магистра и доктора для бакалавров составляют соответственно 1-2 года и 3-5 лет, варьируя в зависимости от специальности и конкретного вуза. Квалификационные требования для получения степени доктора включают в себя изучение на начальном этапе спецкурсов и иностранного языка с обязательной сдачей экзаменов, а в дальнейшем – написание диссертации по результатам выполненной научно-исследовательской работы и её защита перед специализированным советом (жюри). Эти требования по формальным признакам во многом соответствуют требованиям, предъявляемым в аспирантуре с целью получения российской степени кандидата наук.
Что касается магистерской программы, то в ней основной упор делается на изучение спецкурсов, а требования к диссертационной работе часто сводятся к необходимости представления реферативного обзора по избранной теме. Хотя прохождение магистратуры необязательно для получения степени доктора в США, она, тем не менее, может рассматриваться как составная часть докторской программы в том, что касается изучения спецкурсов, за которые не только выставляются оценки, но и начисляются кредиты. Таким образом, при выполнении магистерской программы может быть получена основная часть кредитов, предусмотренных в соответствующей докторской программе, вследствие чего для магистров срок обучения в докторантуре сокращается по сравнению с бакалавром на 1-2 года.
Дальнейшее образование на базе бакалавриата может осуществляться также с целью получения диплома о специализации. Соответствующие образовательные программы сроком от 1 до 3 лет, реализуемые в высших специализированных институтах или школах, ведут к профессиональным медицинским дипломам и по некоторым другим специальностям.
При изучении того, или иного курса студент получает соответствующую оценку, свидетельствующую о степени усвоения им данного курса. Эти оценки следующие «А» - отлично (4 единицы); «В» - хорошо (3 единицы); «С» - средняя (2 единицы); «D» - проходная (1 единица); «Е» - неудовлетворительно (0 единиц).
Академическая успеваемость оценивается с помощью комбинирования полученных кредитов и единиц. В результате 1 кредит с оценкой «отлично» оценивается в 4 балла, с оценкой «хорошо» - в 3 балла и т.д. Таким образом, можно получить число кредитов, помноженных на число присвоенных им единиц, в результате получается общее число баллов каждого студента за один год и за весь период обучения.
Успеваемость студента по семестрам и годам обучения определяется показателем среднего балла (Grade-point average), который рассчитывается путем деления общего числа баллов на число кредитов. Обычно студент считается успевающим, если у него средний балл не менее 2.
Канада
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 1 млн. 212 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | 2% |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | . . . |