Волшебная страна внутри нас. 4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности
4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зрительный образ слуги чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисунка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности:
• слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий? тихий? громкий?);
• обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или нет, что это за запах);
• вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь, сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов);
• тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он танцует).
5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь поселился этот слуга короля).
6. Создаем архитектурный проект дома слути-чувства. Выбираем лучший на конкурсной основе.
7. Строим дом для слуги-чувства.
8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к королю. Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления короля при посещении его слугой-чувством.
9. Вводим понятия Меры (что будет с королем и королевством, если слуга-чувство забудет о своем
доме и слишком надолго задержится во дворце). Потеря Меры — потеря эмоционального баланса. Проговариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно приносит пользу, в каких — вред.
10. Проговариваем, как распознать слугу-чувство у себя и у другого.
Тренинг по сказкотерапии
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ: ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ РАДОСТЬ
Выполняется ритуал «входа» в Сказочную страну. Ведущий говорит:
— У нас есть Совет архитекторов, пусть он примется за работу и восстановит Сказочную страну, поставит дворец, поселит короля.
У короля — немало придворных. Но есть среди них слуги особенные, называемые чувствами. Пришло время познакомиться с ними поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость, Страх, Обида, Вина и Интерес.
Давайте поближе познакомимся со слугой короля по имени Радость. Сможете ли вы отличить этого слугу от прочих?
Пусть каждый из вас попробует найти среди фигурок слугу по имени Радость.
Посмотрите, какие разные фигурки вы выбрали. Как вы думаете, почему? Конечно, потому, что все мы разные и радость у каждого из нас своя.
Но для короля нам нужно выбрать только одного слугу по имени Радость. Поэтому, чтобы не ошибиться, мы познакомимся поближе с каждым выбранным вами персонажем.
Комментарий. Знакомство может происходить следующим образом:
а) ведущий просит ребят рассказать о своей фигурке: что любит есть, во что одевается, чем любит заниматься, какие любит песни, игры и танцы;
б) ведущий включает ритмичную музыку и просит ребенка показать, как танцует
Волшебная страна внутри нас
его персонаж; участники группы становятся в круг и повторяют его движения (модификация игры «Зеркало», см. ниже). Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не расскажут о выбранных персонажах и не продемонстрируют их любимые танцы.
— Мы с вами познакомились со всеми претендентами на роль слуги короля по имени Радость. Все оказались достойными, но выбрать нужно одного, кого же?
Комментарий. Фигурку слуги по имени Радость можно выбирать следующим образом:
а) создать Совет мудрейших, которые коллегиально, аргументируя свою позицию, сделают выбор;
б) фигурка выбирается ребенком, исполнявшим на прошлом занятии роль короля;
в) Совет Мудрейших делает выбор путем тайного голосования. Условие — нельзя голосовать (писать на бумажке) за свою фигурку;
г) в самом крайнем случае (если ребята не могут договориться и проявляют признаки деструктивной коммуникации) ведущий назначает фигурку сам или предлагает свою фигурку.
— А теперь Совет архитекторов приступает к своим обязанностям и предлагает проект дома для слуги по имени Радость.
Для «строительства» коллективных домов можно каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши, стен, фундамента, окон, дверей и пр.) и картонную карточку (6x6 см), на которой ребята, совещаясь, создадут дом для слуги по имени Радость.
— Где же мы поставим дом слуги короля по имени Радость?
Тренинг по сказкотерапии
Когда дом будет поставлен, ведущий спрашивает ребят:
— Как вы думаете, что происходит с королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость?
Конечно, он радуется, — но как он это делает? Танцует, хлопает в ладоши, улыбается, устраивает праздники?..
(Важно, чтобы ребята перечислили как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости.)
— Мы с вами знаем, что король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.
Здесь можно предложить ребятам начать психодинамические игры:
• танцевать;
• петь;
• подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику.
— Ребята, а какие звуки приносит с собой Радость? Какие запахи приносит с собой слуга по имени Радость? Что подают к столу, когда в гостях Радость? А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому человеку?
Часто ли слуга по имени Радость приходит к вам в гости? Когда и как это происходит?
Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но, скажите пожалуйста, что будет с королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?
Конечно, вы правы, король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?