Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика является системой сложившихся в процессе ее исторического развития различных отраслей педагогических знаний. Эта система все время обогащается, развивается, пополняется новыми знаниями. К педагогической науке принадлежат:
· Общая педагогика, изучающая главные теоретические и практические вопросы воспитания, обучения и образования, общие проблемы учебно-воспитательного процесса;
· Возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых), исследующая законы и закономерности воспитания, обучения и образования, организационные формы и методы учебно-воспитательного процесса с отношении различных возрастных групп
· Коррекционная педагогика, исследует воспитания, обучения и образование детей с различными нарушениями ее образуют: сурдопедагогика
· Отраслевые педагогики (военная, спортивная, высшей школы, профтехобразования) каждая из которых раскрывает закономерности учебно-воспитательного процесса в определенных сферах жизнедеятельности человека.
В систему педагогических наук принадлежит также история педагогики и школы - наука, изучающая развитие педагогических идей и практику образования в различные исторические эпохи.
Поскольку к решению проблем воспитания личности причастны разные науки, педагогика тесно связана с ними. Педагогика связана с философией (этикой, эстетикой), социологией, психологией, анатомией, физиологией, гигиеной человека и другими науками. Философия, социология помогают педагогике определить цель воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, предоставляют оперативную информацию об изменениях в науке т и обществе, корректируя направленность воспитания Каждый раздел педагогики опирается на соответствующий раздел психологии, изучающая закономерности развития психики человека Анатомия и физиология человека есть основой понимания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой й и дыхательной систем Эти связи обусловлены общностью их объектов (понятий, закономерностей, концепций, предметов, процессов, критериев, методов).
6 Семья и дошкольное образовательное учреждение. Содержание, цели, формы сотрудничества ДОУ и семьи:
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, так как родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.
Поиск и осуществление современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных вопросов. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.Кроме этого работа может быть индивидуальной и с коллективом родителей.
7. Сущность социялизации ее стадии и факторы:
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу 9усвоение ребенком социальных норм).
Сущность социализации заключается в следующем:
1) процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психическим и социологическим факторам;
2) «Я – концепция» - самореализация личности, как процесс преодоления негативных влияний среды мешающих ее саморазвитию и самоутверждению;
3) она тесно связана с воспитанием. Оно является частью социализации и выступает как механизм ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей предается гуманистическая ориентация.
Классификация факторов социализации:
Факторы социализации – это обстоятельство, условия, которые побуждают человека к активности и действию.
В отечественной науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил 3 основных группы факторов:
· макрофакторы (космос, планеты, государство). Они влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
· мезофакторы – условия социализации группы людей, которые выделяются:
а) по национальному признаку (этнос);
б) по месту и типу поселения (регион, область, город, район, село);
в) по принадлежности к СМИ.
микрофакторы (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения) – социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей.
8. Обучение детей дошкольного возраста. Современные подходы к организации и методам обучения в дошкольных учреждениях:
Обучение – это специально созданный, целенаправленный и управляемый процесс, взаимодействия педагога и ребёнка, направленный на усвоение развития потенциальных возможностей детей, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Обучение носит двусторонний характер и включает в себя две взаимосвязанных деятельности:
1. Преподавание-обучающая деятельность педагога по организации учебного материала;
2. Учение-деятельность детей по усвоению знаний
Связующим звеном между ними выступает образование.
Функции обучения:
1. Образовательная;
2. Развивающая;
3. Воспитывающая.
Модели обучения:
1. Личностно-ориентированная (единообразие программ, пособий, учебников, методов и форм обучения)
2. Учебно-дисциплинарная (личностное становление ребёнка, обретение им самого себя, как неповторимого индивида)
Типы обучения:
1. Прямое;
2. Проблемное
3. Опосредованное
9. Цели содержание и принципы дидактики:
Дидактика (греч didaktikos - поучительный) - отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения, его закономерности, функции, категории, формы и методы.
Объектом дидактики является обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу следующим поколениям социального опыта, его творческое воспроизведение, то есть преподавание (деятельность учителя) и учения (познавательная деятельность ученика) существуют в единстве Основными функциями дидактики являются:
- теоретическая (диагностическая, прогностическая), которая предусматривает обоснование, систематизация и обобщение педагогического опыта, закономерностей и механизмов развития личности в процессе обучения;
- практическая (нормативная, инструментальная), которая заключается в разработке проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения согласно поставленных дидактических целей Обе функции тесно взаимосвязаны.
Дидактическая теория постоянно развивается. На современном этапе перед дидактикой возникают такие задачи:
- обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, пути и средства развития познавательной самостоятельности, активности, инициативы учащихся;
- определить критерии отбора и способы конструирования основных компонентов содержания образования в связи со значительным перегрузкам учебных программ и учебников сложным и второстепенным материалом;
- исследовать функции и структуру методов и форм обучения;
- обосновать межпредметные и внутрипредметных связи для актуализации опорных знаний, их систематизации, формирования учебных и практических навыков;
- обеспечить сбалансированность и личностных целей в процессе обучения;
- разработать новые технологии обучения
10. Теоретические основы воспитания в целостном педагогическом процессе:
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляются возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нес общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.