Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

«Внутренний контроль» -это система сбора информации о состоянии воспитательно – образовательного процесса с целью совершенствования и развития профессионального мастерства и оказания методической помощи в рамках дошкольного учреждения..

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности:

v Т. И. Шамоваотмечает, «что контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения».

v М. М. Поташник, В. С. Лазарев утверждают, что благодаря контролю управлениеприобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. В результате недооценки функции контроля снижается эффективность работы учреждения.

v П. И. Третьяков даёт определение контролю«как технологическая профессиональная услуга в различных его формах и методах (способах, средствах, взаимодействиях) обеспечивает обратную связь и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом».

v В. П. Симонов называет контроль (самоконтроль)за ходом и результатами воспитательно – образовательного процесса третьим основным компонентом педагогического менеджмента и приходит к выводу, что контроль может различаться по времени и содержанию.

Контроль всегда направлен на реализацию поставленных целей по всем направлениям деятельности ДУ.При помощи контроля руководитель получает информацию, которая должна быть реальной и объективной, системной.

Система это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами.Система контроля состоит из компонентов: цели, задачи, содержание контроля, формы его проведения.

При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения:собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать её. Эти умения позволяют принять правильное и обоснованное управленческое решение. Руководитель должен уметь выстроить определённую логическую структуру, продумать цикличность, чёткую последовательность действий. Все виды контроля должны дополнять друг друга и давать объективную оценку о качестве деятельности ДУ.

Построить систему внутрисадового контроля – значит:

v Определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;

v Отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;

v Выбрать формы, методы его проведения;

v Определить группу участников, которые будут осуществлять контроль, и их взаимодействие;

v Распределить полномочия и ответственность каждого.

Качество и эффективность контролязависит от правильной постановки целей, отбора содержания контроля, так же от эффективного сочетания методов, средств, форм контроля, выбранных руководителем.

Алгоритм проведения контроля:

v Определить цели, конкретизировать задачи контроля;

v Отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;

v Выбрать формы, методы его проведения;

v Определить группу участников, которые будут осуществлять контроль, и их взаимодействие;

v Распределить полномочия и ответственность каждого.

v Проведение самого контроля, сбор информации

v Обработка результатов контроля, выработка рекомендаций

v Проверка выполнения рекомендаций /!/.

Контрольно – оценочная деятельность ДУ проводится в целях:

v Соблюдения Закона «Об образовании» РБ, нормативно – правовых документов;

v Соблюдение прав ребёнка, качества образования;

v Исполнения приказов, указаний, распоряжений Министерства образования, УО Миноблисполкома, РОО и изучения выполнения принятых управленческих решений совещаний, педсоветов ДУ;

v Эффективность организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ;

v Оценки уровня профессионализма педагогов ДУ по результатам их деятельности;

v Выявление творческого потенциала педагогического коллектива ДУ;

v Соблюдение государственных образовательных стандартов;

v Совершенствования системы управленческой деятельности.

Методы контроля:

v Наблюдение

v Беседа

v Анкетирование

v Работа с документацией

v Анализ продуктов детской деятельности

v Экспертная оценка предоставленных материалов по теме контроля

v Диагностика, шкалирование

v Контентанализ: работа с картами, диаграммами

v Самоанализ

Требования к контролю:

v Охват контролем всех участников воспитательно-образовательного процесса.

v Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в ходе проведения контроля.

v Систематичность и регулярность.

v Последовательность и своевременность.

v Контроль должен быть плановым /циклограмма контроля/.

v Эффективные методы контроля.

v Достаточность собранных материалов по результатам контроля.

v Фиксирование и констатация результатов контроля, их краткость.

v Эффективность, действенность и результативность его проведения.

v Гласность и демократичность контроля.

v Выполнение рекомендаций по результатам.

Формы фиксации результатов контроля:

v Текстовый вариант;

v Графический (схемы);

v Точечный (фиксация наблюдений за режимными моментами в ДУ);

v Использование оценочных шкал, диаграмм, циклограмм.

Виды контроля

Фронтальный.

Тематический.

Сравнительный

Предупредительный

Взаимоконтроль

Оперативный

Медико-педагогический

Самоконтроль

Контроль и руководство в годовом плане планируется по схеме:

Вид контроля Содержание контроля Объект группа Срок Ответственные Где обсуждается, результаты
             

Фронтальный– планируется с целью всестороннего изучения деятельности отдельного педагога; анализа состояния организации воспитательно-образовательного процесса в группе:

· в период проведения аттестации;

· систематические нарекания и жалобы со стороны родителей по поводу профессиональной деятельности педагога;

· объективная неудовлетворенность администрации учреждения образования выполнением функциональных обязанностей педагогом;

Для осуществления фронтальной проверкиформируется комиссия (группа специалистов), издаётся приказ о сроках проведения, назначении председателя комиссии, определяется тема проверки, составляется план проведения проверки /приложение № 1/, устанавливаются сроки представления итогового документа (аналитической справки).

Продолжительность работы комиссии не менее 14 дней.

В процессе работы:

· Выводы, замечания, предложения должны быть объективны, доказательны, высказаны и обсуждены на педагогическом совете ДУ;

· Экспертные опросы и анкетирование педагогов, воспитанников (согласие родителей), родителей проводится только в необходимых случаях.

Председатель комиссии координирует подготовку итогового документа по результатам проверки, докладывает руководству о ходе проверки. Каждый член комиссии пишет справку по изучаемому вопросу. Результаты проверки обсуждаются на педагогическом совете ДУ или собрании педагогического коллектива (зачитывается аналитическая справка). Аналитическая справка отражает состояние и результаты работы дошкольного учреждения, содержит выводы, в соответствии с которыми разрабатываются конкретные рекомендации, адресованные педагогу и являющиеся обязательными для исполнения. Выводы и предложения должны иметь научную обоснованность, социально – педагогическую значимость.

Тематический –проверкаопределённого раздела работы дошкольного учреждения.

Изучается: создание предметно-развивающей среды в группах, питание детей, анализ ведения и содержание документации, деятельность педагогов (узких специалистов), выполнения требований программы «Пралеска», выполнение государственных стандартов и т. д. Тема изучения определяется согласно годовому плану работы (цели, сроки, ДУ, ответственные). Посещается не более 5 занятий, различных видов детской деятельности: специально организованной, игровой, трудовой, продуктивных видов деятельности.

По итогам тематического контроля оформляется справка, которая зачитывается как правило на педагогическом совете или групповом совещании, собрании педагогического и трудового коллектива /вопросы обеспечения здоровьесбережения детей дошкольного возраста, организация питания в ДУ/.

Результативность тематического контроля зависит от проведения необходимой подготовительной работы в несколько этапов:

Наши рекомендации