Характеристика национального законодательства о труде (законодательных и подзаконных нормативных актов в сфере труда)
Система источников российского трудового права содержит законодательные и подзаконные нормативные акты, различающиеся по юридической силе, сфере действия, органами, которые их приняли, порядком принятия. Ст. 5 ТК подчеркивает, что регулирование отношений, входящих в предмет отрасли осуществляется в соответствии с К РФ и ФКЗ.
Ст.5 предусматривает, что законы субъектов РФ не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. НПА федеральных органов исполнительной власти РФ не должны противоречить ТК, иным ФЗ, указам Президента РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти.
Примечание. С точки зрения лектора редакция ст.5 ТК в этой части ее содержания является достаточно несовершенной, неудобной с практической точки зрения. Как можно видеть в данной редакции ст.5 ТК остаётся открытым вопрос о приоритете нормативных актов в случае противоречий между законом субъекта РФ и подзаконным нормативным актом федерального органа государственной власти.
Ст.6 ТК разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ при регулировании ими трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
1 СЕМИНАР. Предмет и метод ТП. Отдельный вопрос история развития законодательства о труде во время перестройки (по учебнику).
Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, содержится в ч.1 ст.6 ТК. Данный перечень достаточно широк и к нему отнесены наиболее важные вопросы правовой организации труда (регулирования трудовых отношений). К полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, относятся:
1. порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
2. порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
3. порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4. виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
5. порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работников, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей и др.
Полномочия субъектов РФ определяются ТКпо остаточному принципу. ч.2 ст.6 ТК устанавливает органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы ТП по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. В то же время ст.6 устанавливает несколько исключений. Анализ содержания ст.6 позволяет выделить три исключения, т.е. три случая, когда вопрос формально юридически отнесен к ведению РФ, но тем не менее может разрешаться субъектом РФ. К этим случаям относятся следующие:
1. субъект РФ вправе нормативным образом регулировать трудовые отношения по вопросам, отнесенным к полномочиям ФОГВ в случае пробелов в праве и отсутствия необходимого федерального нормативного акта;
2. в случае первоначального принятия нормативного акта субъектом РФ, последующего принятия нормативного акта ФОВ и сохранения действия прежнего нормативного акта субъекта РФ при приведении его в соответствии с ФЗ или иным федерально-нормативным актом (по мнению лектора, самый распространенный случай);
3. в случае улучшения условий работника по сравнению с федеральным законодательством за счет средств соответствующего бюджета (К СЕМИНАРУ СТ.6 ПРОЧИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ПОСКОЛЬКУ В ЛЕКЦИИ ПРИВЕДЕНО ОБОБЩЕНИЕ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ).
После изменений, внесенных в ТК 30 июня 2006 г. значительную сложность представляет правильное определение соотношения ст.6 ТК и ст.252 ТК. Ст.252 ТК в настоящее время устанавливает особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также др.оснований, устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы ТП, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Таким образом, из данной нормы следует, что дифференцированные нормы, относящиеся к специальной части ТП, могут устанавливаться практически любым источником ТП на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и даже на локальном уровне. Подобная норма, с точки зрения лектора, резко противоречит приведенным выше правилам разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ и формально юридически позволяет разрешать вопросы, отнесенные ст.6 к компетенции ФОГВ, не только органами государственной власти субъектов РФ, но даже и на локальном уровне. С точки зрения ст.6 подобное регулирование в принципе невозможно. Так например, ни один суд не воспринял бы как легитимный «особый порядок рассмотрения трудовых споров для женщин, имеющих детей», который бы установил на локальном уровне какой-либо работодатель, поскольку порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров предусмотрен федеральным законодательством (ТК). Подобную коллизию норм (ст.6 и ст.252), по мнению лектора, необходимо рассматривать как существующее системное противоречие, допущенное в ТК в редакции от 30 июня 2006 г.
Ст. 5 характеризует нормативные акты органов местного самоуправления и устанавливает их компетенцию при регулировании трудовых отношений. Ст.5 предусматривает право ОМС принимать НПА, содержащие нормы трудового права, подчеркивая при этом, что принимать данные правовые акты они могут в пределах своей компетенции в соответствии с ТК, др. ФЗ, иными НПА РФ, законами, иными НПА субъектов РФ.