Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) как структурное подразделение учреждения образования.

Основные обязанности и функции социального педагога.

Социальный педагог в общеобразовательной школе обеспечивает взаимодействие учебного заведения, семьи и различных социальных институтов в воспитании детей, помогает ребенку адаптироваться в современных общественных отношениях. В школе основными функциями работы социального педагога являются:

1. Диагностическая и прогнозтическая функция. Исследуются возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся, направленность их личности: интересы, потребности, сфера социального общения, жилищные условия, референтная группа, социальные задачи общины, особенности, уровень воспитанности ребенка.

2. Координационно-организационная и кооперационная функция. Организуются и стимулируются различные виды социально значимой деятельности, досуг учащихся, главным образом выделяется культурная форма досуга, осуществляется профессиональная ориентация, стимулируется активность учащихся, организуя разного рода мероприятия, организуются и координируются формирование и деятельность детско-юношеских кружков, сотрудничество школы и проводящих социально-педагогическую работу медицинских, социальных служб.

3. Профилактическая функция. В своей работе пытается обнаружить и учесть все факторы, влияющие на развитие личности школьника, прогнозирует их возможные отрицательные .

4. Защитная функция. Разрабатывает и осуществляет программы социально-педагогического содействия учащемуся и его семье, функции юридической и социальной защиты учащихся, проводит работы с целью создания безопасной среды в школе, защищает права школьников в правоохранительных и иных местных и государственных органах.

5. Реабилитационная и коррекционная функция. Применяется для исправления отклоняющегося, асоциального поведения школьников, социально-педагогические методики и технологии, проводит разъяснительные работы среди школьников, пытается реинтегрировать отстающих по успеваемости школьников, включить их в учебный процесс.

Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) как структурное подразделение учреждения образования.

В общеобразовательной школе в обязанности социального педагога входят:

· формирование, укрепление основных направлений социально-педагогической работы совместно с руководством школы;

· изучение социально-педагогических проблем в школе;

· содействие формированию гуманитарных отношений и в ученическом, и в педагогическом коллективах;

· оказание социально-педагогической помощи учащимся и их семьям, которая будет направлена на предотвращение и преодоление социально сложных ситуаций и конфликтов;

· защита интересов, прав учащихся и их семей, представление их интересов в правоохранительных органах, в других государственных учреждениях;

· участие в работах многопрофильной группы в школе в качестве полноправного члена;

· в общеобразовательных школах, осуществляющих инклюзивное образование, активное участие в процессах разработки и осуществления индивидуальных учебных планах;

· осуществление работ по социализации школьников, их вовлеченности в социальную среду, изучение коммуникационных сложностей и социально-педагогических работ для их преодоления;

· осуществление консультации школьникам, их родителям, другим сотрудникам школы относительно социально-педагогических задач и социальной защиты их прав;

· организация социально-педагогических работ, направленных на профессиональную ориентацию школьников;

· организация сотрудничества с целью решения проблем школьников с органами местного самоуправления и другими государственными органами;

· предъявление периодических отчетов администрации школы относительно осуществления многопрофильных работ;

· обеспечение высокого уровня профессиональной деятельности, усовершенствование;

· своевременное заполнение документов, необходимых для работы социального педагога.

Задачами социального педагога в общеобразовательной школе являются [4, 25-26]:

· направить процесс социализации школьников;

· содействовать эффективности процессов обучения и воспитания;

· изучить имеющиеся взаимоотношения в школьном коллективе, обнаружить наличествующие в них проблемы, разработать и применить социально-педагогические методы и технологии их предотвращения;

· содействовать созданию благоприятной среды для социальной защищенности в школе, в общине;

· обнаружить в школе группы, считающиеся рисковыми, трудновоспитуемых

· сотрудничать с органами местного самоуправления, полицией, юристицией и другими органами, общественными организациями, с целью решения задач по социализации, социальной защите;

· содействовать повышению уровня правосознания школьников, их родителей;

· содействовать социальной активности школьников;

· содействовать развитию личности школьников, самореализации, самоутверждению;

· содействовать целевой организации досуга и отдыха школьников;

· изучить групп школьников, считающихся рисковыми и для их успешной социализации осуществить соответствующие социально-педагогические работы;

· организовать и провести с сотрудниками школы, родителями школьников трейнинги с целью формирования и развития у них педагогических способностей, навыков;

· обеспечить активное сотрудничество между школой и семьями школьников;

· содействовать совершенствованию процесса развития школы.

Социальный педагог общеобразовательной школы имеет право:

· участвовать в разработке программ развития школы, политики социальной школы;

· участвовать в составлении и реализации деятельности инфраструктур, ответственных за воспитательные работы в школе;

· представлять и защищать интересы и права учащихся в законодательных, исполнительных и судебных органах, в частности – в правоохранительных и юстиционных органах;

· изучать личностные качества школьников, индивидуальность, их роль в семье, взаимоотношения с членами семьи;

· проводить диагностические работы, социально-педагогические исследования различными методами и методиками;

· требовать от лиц, осуществляющих учебно-воспитательные работы в школе соблюдать требования и нормы профессиональной педагогической этики;

· в школьной системе относительно сферы работы социального педагога проводить официальные запросы в государственную статистическую службу, полицию, социологические центры, анализировать предоставленную информаци

Цель СППС: оказание комплексной социально-психологической помощи молодым людям в решении их личностных проблем в процессе ее социализации.

Основные задачи:

· оказывать поддержку студентам в период их адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

· оказывать помощь в проведении самодиагностики и диагностики личностных качеств, способностей;

· содействовать разрешению конфликтов и проблем психологического характера;

· способствовать формированию моральных и нравственных качеств у студентов;

· популяризировать среди студенческой молодежи установки в отношении здорового образа жизни и содействовать формированию активной жизненной позиции;

· осуществлять профилактику девиантного поведения студентов;

· оказывать методическую помощь воспитателям и кураторам студенческих групп.

Наши рекомендации