Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) как структурное подразделение учреждения образования.
Основные обязанности и функции социального педагога.
Социальный педагог в общеобразовательной школе обеспечивает взаимодействие учебного заведения, семьи и различных социальных институтов в воспитании детей, помогает ребенку адаптироваться в современных общественных отношениях. В школе основными функциями работы социального педагога являются:
1. Диагностическая и прогнозтическая функция. Исследуются возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся, направленность их личности: интересы, потребности, сфера социального общения, жилищные условия, референтная группа, социальные задачи общины, особенности, уровень воспитанности ребенка.
2. Координационно-организационная и кооперационная функция. Организуются и стимулируются различные виды социально значимой деятельности, досуг учащихся, главным образом выделяется культурная форма досуга, осуществляется профессиональная ориентация, стимулируется активность учащихся, организуя разного рода мероприятия, организуются и координируются формирование и деятельность детско-юношеских кружков, сотрудничество школы и проводящих социально-педагогическую работу медицинских, социальных служб.
3. Профилактическая функция. В своей работе пытается обнаружить и учесть все факторы, влияющие на развитие личности школьника, прогнозирует их возможные отрицательные .
4. Защитная функция. Разрабатывает и осуществляет программы социально-педагогического содействия учащемуся и его семье, функции юридической и социальной защиты учащихся, проводит работы с целью создания безопасной среды в школе, защищает права школьников в правоохранительных и иных местных и государственных органах.
5. Реабилитационная и коррекционная функция. Применяется для исправления отклоняющегося, асоциального поведения школьников, социально-педагогические методики и технологии, проводит разъяснительные работы среди школьников, пытается реинтегрировать отстающих по успеваемости школьников, включить их в учебный процесс.
Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) как структурное подразделение учреждения образования.
В общеобразовательной школе в обязанности социального педагога входят:
· формирование, укрепление основных направлений социально-педагогической работы совместно с руководством школы;
· изучение социально-педагогических проблем в школе;
· содействие формированию гуманитарных отношений и в ученическом, и в педагогическом коллективах;
· оказание социально-педагогической помощи учащимся и их семьям, которая будет направлена на предотвращение и преодоление социально сложных ситуаций и конфликтов;
· защита интересов, прав учащихся и их семей, представление их интересов в правоохранительных органах, в других государственных учреждениях;
· участие в работах многопрофильной группы в школе в качестве полноправного члена;
· в общеобразовательных школах, осуществляющих инклюзивное образование, активное участие в процессах разработки и осуществления индивидуальных учебных планах;
· осуществление работ по социализации школьников, их вовлеченности в социальную среду, изучение коммуникационных сложностей и социально-педагогических работ для их преодоления;
· осуществление консультации школьникам, их родителям, другим сотрудникам школы относительно социально-педагогических задач и социальной защиты их прав;
· организация социально-педагогических работ, направленных на профессиональную ориентацию школьников;
· организация сотрудничества с целью решения проблем школьников с органами местного самоуправления и другими государственными органами;
· предъявление периодических отчетов администрации школы относительно осуществления многопрофильных работ;
· обеспечение высокого уровня профессиональной деятельности, усовершенствование;
· своевременное заполнение документов, необходимых для работы социального педагога.
Задачами социального педагога в общеобразовательной школе являются [4, 25-26]:
· направить процесс социализации школьников;
· содействовать эффективности процессов обучения и воспитания;
· изучить имеющиеся взаимоотношения в школьном коллективе, обнаружить наличествующие в них проблемы, разработать и применить социально-педагогические методы и технологии их предотвращения;
· содействовать созданию благоприятной среды для социальной защищенности в школе, в общине;
· обнаружить в школе группы, считающиеся рисковыми, трудновоспитуемых
· сотрудничать с органами местного самоуправления, полицией, юристицией и другими органами, общественными организациями, с целью решения задач по социализации, социальной защите;
· содействовать повышению уровня правосознания школьников, их родителей;
· содействовать социальной активности школьников;
· содействовать развитию личности школьников, самореализации, самоутверждению;
· содействовать целевой организации досуга и отдыха школьников;
· изучить групп школьников, считающихся рисковыми и для их успешной социализации осуществить соответствующие социально-педагогические работы;
· организовать и провести с сотрудниками школы, родителями школьников трейнинги с целью формирования и развития у них педагогических способностей, навыков;
· обеспечить активное сотрудничество между школой и семьями школьников;
· содействовать совершенствованию процесса развития школы.
Социальный педагог общеобразовательной школы имеет право:
· участвовать в разработке программ развития школы, политики социальной школы;
· участвовать в составлении и реализации деятельности инфраструктур, ответственных за воспитательные работы в школе;
· представлять и защищать интересы и права учащихся в законодательных, исполнительных и судебных органах, в частности – в правоохранительных и юстиционных органах;
· изучать личностные качества школьников, индивидуальность, их роль в семье, взаимоотношения с членами семьи;
· проводить диагностические работы, социально-педагогические исследования различными методами и методиками;
· требовать от лиц, осуществляющих учебно-воспитательные работы в школе соблюдать требования и нормы профессиональной педагогической этики;
· в школьной системе относительно сферы работы социального педагога проводить официальные запросы в государственную статистическую службу, полицию, социологические центры, анализировать предоставленную информаци
Цель СППС: оказание комплексной социально-психологической помощи молодым людям в решении их личностных проблем в процессе ее социализации.
Основные задачи:
· оказывать поддержку студентам в период их адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
· оказывать помощь в проведении самодиагностики и диагностики личностных качеств, способностей;
· содействовать разрешению конфликтов и проблем психологического характера;
· способствовать формированию моральных и нравственных качеств у студентов;
· популяризировать среди студенческой молодежи установки в отношении здорового образа жизни и содействовать формированию активной жизненной позиции;
· осуществлять профилактику девиантного поведения студентов;
· оказывать методическую помощь воспитателям и кураторам студенческих групп.