Заикающимися дошкольниками
Как уже говорилось, для прохождения программы массового детского сада используются занятия, дидактические игры и режимные моменты. Особенности речи заикающихся детей предъявляют специфические требование к выбору методических приемов.
Работа по всем программным разделам подчинена воспитания речи, свободной от заикания, поэтому постоянно решаются задачи двоякого рода: программы, предусмотренные для обычного детского сада (ознакомление детей с новыми предметами, расширение знаний и представлений о них, обогащение и активизации словаря, обучение навыкам изображения этих предметов на занятиях лепкой, аппликацией, рисованием, Конструированием), и коррекционные, направленные на обучение навыкам пользования самостоятельной речью, свободной от заикания. Программные и коррекцнонные задачи распределены по кварталам1. При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми допускаются изменения, которые обусловлены, с одной стороны, речевыми возможностями детей, с другой — состоянием их технических навыков изображения предметов. Наиболее существенные из них следующие:
1. Использование в начале учебного года программного материала предыдущей возрастной ступени, что обусловлено плохим состоянием навыков изображения у заикающихся детей, поступающих из разных семей и учреждений. Осуществление на первом этапе обучения непосильных программных требований вызывает у детей заикание.
2. Перестановка некоторых программных задач, обусловленная состоянием речевых навыков. Так, обучение рассказыванию заикающихся детей переносится на второй квартал и проходит ряд этапов -— от рассказов, составляемых по наглядной опоре с помощью вопросов логопеда, до самостоятельных творческих рассказов (раздел «Развитие речи»). В массовом детском саду и в первом и во втором квартале ставятся задачи совершенствования звуковой культуры речи детей, обогащения словаря и обучения рассказыванию.
В разделе «Развитие элементарных математических представлений» в обычном детском саду начиная с первого квартала включаются такие задачи, как сравнение множеств, отсчет предметов по заданному числу, количественный счет и др. Заикающиеся дети способны справиться с этими задачами, но оформление результата работы, например сравнение множеств, с помощью развернутой фразы им непосильно. Поэтому некоторые задачи этого раздела решаются не одновременно, как в массовом детском саду, а поочередно: сначала изучается количественный счет, затем добавляется отсчет предметов, сравнение множеств и т. д.
3. Перестановка отдельных тем также обусловленасостоянием речевых навыков. На разных этапапах обучения для упражнения заикающихся в самостоятелъной речи наглядная опора используется в различном объеме:в максимальном в начале года и в минимальном – в конце. Поэтому для первого квартала отбираются темы, которые легко обеспечить наглядно(например, из темы «Труд в колхозе» в разделе «Ознакомление окружающим и развитие речи» берется только знакомство с овощами и фруктами). Знакомство детей с шитьем одежды, с почтой переносится на третий фтал, так как эти темы труднее обеспечить наглядным материалом. Тема «На чем люди ездят» переносится с грстьего на начало второго квартала в связи с возможностью при ее изучении пользоваться наглядным материалом (рассматривание настоящих машин и игрушечных).
4 Удлинение сроков изучения программного материала в начале учебного года и пшено состоянием навыков изображения у детей. И разделах «Рисование», «Лепка» и «Аппликация» в ином квартале заикающиеся дети овладевают навыка-изображения только простых предметов. Изображение сложных предметов переносится на второй, а сюжет на третий квартал.
5Отсроченное включение более трудных занятий, обусловленное состоянием речевых навыков.
По разделам «Ознакомление с природой и развитие речи» с детьми массового детского сада с самого начала проводятся такие занятия, как, например, беседа, а по разделамлам «Рисование», «Лепка» — занятия по замыслу детей. С заикающимися детьми проведение беседы стаится возможным в конце второго — в третьем квартале,занятия же по замыслу — лишь в третьем квартале, так какэто потребует от детей развернутой контекстной речи.
Изучение выбранной темы осуществляется на нескольких занятиях, следующих без перерыва одно за другим, тогда как в массовом детском саду1 серия занятий по изучению того или иного предмета проводится с перерывами. При этом нужно иметь в виду, что предмет, выбранный для изображения (например, в рисовании), необходимо предварительно рассмотреть с детьми. Его же можно учиться изображать на занятиях и по другим видам деятельности (аппликация, лепка).
В обычном детском саду на занятиях по развитию речи с первых дней учебного года детей учат подробно отвечать на вопросы воспитателя. Хотя воспитатель и не настаивает, чтобы на его вопросы все дети отвечали развернуто, но распространенные ответы поощряет. Сочетая краткие и развернутые ответы в одном занятии, воспитатель обучает детей умению рассказывать. Обучение детей развернутым ответам на вопросы и обучение рассказыванию проходит на протяжении всего года параллельно и с постепенным усложнением, т. е. задачи обучения отдельным распространенным ответам и рассказыванию решаются в первом, втором, третьем и четвертом кварталах.
Занятия с заикающимися организуются так, что дети как бы заново овладевают умением пользоваться связной речью. Дошкольники старшей группы в первом квартале учатся наблюдать предметы и явления, называть их, их качества и действия одним словом или фразой, а затем уже переходят к рассказу.
Рассмотрим основное содержание образовательной и коррекционной работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первый квартал