Заикающимися дошкольниками

Как уже говорилось, для прохождения программы массового детского сада используются занятия, дидактические игры и режимные моменты. Особенности речи заикающихся детей предъявляют специфические требование к выбору методических приемов.

Работа по всем программным разделам подчинена воспитания речи, свободной от заикания, поэтому постоянно решаются задачи двоякого рода: программы, предусмотренные для обычного детского сада (ознакомление детей с новыми предметами, расширение знаний и представлений о них, обогащение и активиза­ции словаря, обучение навыкам изображения этих предметов на занятиях лепкой, аппликацией, рисованием, Конструированием), и коррекционные, направленные на обучение навыкам пользования самостоятельной речью, свободной от заикания. Программные и коррекцнонные задачи распределены по кварталам1. При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми допускаются изменения, которые обусловлены, с одной стороны, речевыми возмож­ностями детей, с другой — состоянием их технических навыков изображения предметов. Наиболее существен­ные из них следующие:

1. Использование в начале учебного го­да программного материала предыдущей возрастной ступени, что обусловлено плохим со­стоянием навыков изображения у заикающихся детей, по­ступающих из разных семей и учреждений. Осуществле­ние на первом этапе обучения непосильных программных требований вызывает у детей заикание.

2. Перестановка некоторых программ­ных задач, обусловленная состоянием речевых на­выков. Так, обучение рассказыванию заикающихся детей переносится на второй квартал и проходит ряд этапов -— от рассказов, составляемых по наглядной опоре с по­мощью вопросов логопеда, до самостоятельных твор­ческих рассказов (раздел «Развитие речи»). В массовом детском саду и в первом и во втором квартале ставятся задачи совершенствования звуковой культуры речи де­тей, обогащения словаря и обучения рассказыванию.

В разделе «Развитие элементарных математических представлений» в обычном детском саду начиная с пер­вого квартала включаются такие задачи, как сравнение множеств, отсчет предметов по заданному числу, коли­чественный счет и др. Заикающиеся дети способны спра­виться с этими задачами, но оформление результата ра­боты, например сравнение множеств, с помощью развер­нутой фразы им непосильно. Поэтому некоторые задачи этого раздела решаются не одновременно, как в массо­вом детском саду, а поочередно: сначала изучается коли­чественный счет, затем добавляется отсчет предметов, сравнение множеств и т. д.

3. Перестановка отдельных тем также обусловленасостоянием речевых навыков. На разных этапапах обучения для упражнения заикающихся в самостоятелъной речи наглядная опора используется в раз­личном объеме:в максимальном в начале года и в минимальном – в конце. Поэтому для первого квартала отбираются темы, которые легко обеспечить наглядно(например, из темы «Труд в колхозе» в разделе «Ознакомление окружающим и развитие речи» берется только знакомство с овощами и фруктами). Знакомство детей с шитьем одежды, с почтой переносится на третий фтал, так как эти темы труднее обеспечить наглядным материалом. Тема «На чем люди ездят» переносится с грстьего на начало второго квартала в связи с возмож­ностью при ее изучении пользоваться наглядным мате­риалом (рассматривание настоящих машин и игрушеч­ных).

4 Удлинение сроков изучения програм­много материала в начале учебного года и пшено состоянием навыков изображения у детей. И разделах «Рисование», «Лепка» и «Аппликация» в ином квартале заикающиеся дети овладевают навыка-изображения только простых предметов. Изображение сложных предметов переносится на второй, а сюжет на третий квартал.

5Отсроченное включение более трудных занятий, обусловленное состоянием речевых навыков.

По разделам «Ознакомление с природой и развитие речи» с детьми массового детского сада с самого начала проводятся такие занятия, как, например, беседа, а по разделамлам «Рисование», «Лепка» — занятия по замыслу детей. С заикающимися детьми проведение беседы ста­ится возможным в конце второго — в третьем квартале,занятия же по замыслу — лишь в третьем квартале, так какэто потребует от детей развернутой контекстной речи.

Изучение выбранной темы осуществляется на нескольких занятиях, следующих без перерыва одно за другим, тогда как в массовом детском саду1 серия занятий по изучению того или иного предмета проводится с перерывами. При этом нужно иметь в виду, что предмет, выбранный для изображения (например, в рисовании), необходимо предварительно рассмотреть с детьми. Его же можно учиться изображать на занятиях и по другим видам деятельности (аппликация, лепка).

В обычном детском саду на занятиях по развитию речи с первых дней учебного года детей учат подробно отвечать на вопросы воспитателя. Хотя воспитатель и не настаивает, чтобы на его вопросы все дети отвечали развернуто, но распространенные ответы поощряет. Со­четая краткие и развернутые ответы в одном занятии, воспитатель обучает детей умению рассказывать. Обуче­ние детей развернутым ответам на вопросы и обучение рассказыванию проходит на протяжении всего года па­раллельно и с постепенным усложнением, т. е. задачи обучения отдельным распространенным ответам и рас­сказыванию решаются в первом, втором, третьем и чет­вертом кварталах.

Занятия с заикающимися организуются так, что дети как бы заново овладевают умением пользоваться связ­ной речью. Дошкольники старшей группы в первом квартале учатся наблюдать предметы и явления, назы­вать их, их качества и действия одним словом или фра­зой, а затем уже переходят к рассказу.

Рассмотрим основное содержание образовательной и коррекционной работы с заикающимися детьми старше­го дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первый квартал

Наши рекомендации