Средства массовой информации - как фактор социализации подрастающего поколения
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, к нему относятся как социально определенные, направляемые и контролируемые обществом факторы (воспитание, обучение), так и факторы, возникающие стихийно, спонтанно. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро (от греч. makros «большой»), мезо (mesos «средний») и микро (mikros «малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом. Микрофакторами социализации принято считать: семью, школу, друзей, средства массовой информации.
Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Семья - это малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Но на сегодняшний день, данный социальный институт переживает кризис. Современная семья не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Здесь сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д.
Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче. Имеется в виду не родительская власть, а моральный авторитет родителей. Его поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.
Следующий фактор, оказывающий влияние на развитие подростка - школа. Школа - это учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе и основы художественной культуры. В настоящее время и ее положение существенно изменилось. В начале Нового времени учитель «присвоил» себе часть родительских функции. Ныне некоторые его функции стали проблематичными, но в целом школа остается важнейшим общественным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественной жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни подростков, имеющих в своем распоряжении клубы, спортобщества и т.д. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Раньше, когда учитель был самым образованным, а то и единственным грамотным в деревне, ему было гораздо легче.
Весьма сложна и проблема индивидуализации воспитания, обучения и развития мышления у подростков в рамках массовой школы. Еще немецкий просветитель XVIII в. Георг Кристоф Лихтенберг иронически заметил, что «школьный учитель и профессор выращивают исключительно виды, а не индивиды». [1] Задача не в том, чтобы вернуть школе положение самодовлеющего «мира в себе», - а в том, чтобы сделать ее организатором и координатором всей системы воспитания подрастающего поколения. На вынесение значительной части работы за пределы школьного здания и систематическая, а не от случая к случаю, кооперация с внешкольными - и не только педагогическими - учреждениями неизбежно означают серьезную ломку привычных форм учебно-воспитательного процесса.
Следующий фактор, оказывающий влияние на социализацию подростков - это общество сверстников. Сверстники - это группа подростков одинакового возраста. По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослые учебные, производственные и иные коллективы и организации. С другой стороны, разнообразные неформальные стихийные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее заорганизованы старшими официальные молодежные организации, тем притягательнее и важнее становится неформальное общение.
К факторам социализации также относятся средства массовой информации. Средства массовой информации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории. Среда современного подростка в некоторых случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и среда человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. В неё вошли средства массовой информации, которые проникли в различные сферы его жизни. Такие факторы как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства массовой информации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении, громадному числу людей обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета средства массовой информации становится важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений. Средства массовой информации оказывают неоднозначные влияния на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние средств массовой информации на школьников в процессе их развития отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями в которые он сам начинает искренне верить, так же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в социализации. Рассматривая средства массовой информации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой информации - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных компьютерных сетей. Центральные газеты, радио «Россия», кабельное телевидение, многочисленные сельские и районные газеты, телекомпании, которые передают свои программы на весь мир - все это позволяет рассматривать средства массовой информации как факторы воспитания.
Воздействие средств массовой информации на развитие личности подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности.
На примере телевидения обозначу комплекс проблем, которые стали особенно острыми:
1. Усиление воздействия рекламы на воспитание личности;
2. Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков;
3. Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;
4. Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков.
Сегодня для России особенно остро необходимо создание специальных каналов и проектов, развивающих подростковые средства массовой информации.
На телевидении существует проект, развивающийся в последние годы - это «Школьник ТВ». Крупнейший проект Межрегионального общественного фонда «Образование в третьем тысячелетии». Он был создан в 1999 году как общедоступный учебно-образовательный канал, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся, преподавателей средних школ, лицеев и гимназий, абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения, а также зрителей различного возраста и социального положения, заинтересованных получить в сжатой форме на русском языке доступ к основам точных и гуманитарных знаний. Главное отличие телеканала «Школьник ТВ» от прежних образовательных каналов в том, что он с самого начала создавался специалистами при активном участии и методической поддержке Министерства образования РФ и Московского комитета образования. В итоге получился канал, который не только интересен учащимся, но и органично встроен в реальный учебный процесс. Гарантией качества учебных программ является то, что их ведут лучшие преподаватели России. Кроме того, на нем идут художественные и документальные фильмы, спектакли, а также разные тематические передачи (которые перекликаются с изучаемыми в школе темами по истории, литературе, математике и т.д.). С 2003 года телеканал начал круглосуточное вещание: восьмичасовая программа передач появляется в эфире трижды в течение суток, что позволяет телезрителям выбирать для просмотра наиболее удобное время в своем часовом поясе. Начав регулярное спутниковое вещание, телеканал «Школьник ТВ» в своем активе свыше 15 миллионов телезрителей имеет в России, странах СНГ и Балтии. При возрастающем интересе к образованию телеканал «Школьник ТВ» динамично развивается как по расширению территории вещания, так и по качественному уровню телепрограмм. Однако пока что принимать этот канал может лишь часть школ России.
Немаловажным шагом в развитии образовательного телевидения является появление нового телеканала для детей под именем забытого героя Корнея Чуковского «Бибигон», который призван быть источником полезной и занимательной информации для детей от 4 до 17 лет. Телеканал предлагает серию передач, способствующих просвещению и становлению личности ребенка. Вниманию юных зрителей представляются программы по развитию речи, духовной и физической грамотности, а также ряд развлекательных программ. Примечательным и приятным фактом является соотношение зарубежных и отечественных телепередач на «Бибигоне». Российские мультфильмы и шоу-программы транслируются почти в 2 раза больше, чем иностранные. Оценить насыщенную графику и оригинальные идеи нового островка детства в российском телевидении можно на таких общедоступных телеканалах, как «Россия», «Культура», «Спорт».
В России развиваются специальные каналы и проекты, которые развивают и воспитывают подрастающее поколение. В настоящее время уже создано несколько телеканалов, которые ориентированы на детей и подростков.
Таким образом, на социализацию человека влияет множество разных факторов. Это - экологические, демографические, экономические, социально-политические, семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения и другие факторы. В зависимости от того, в каком окружении находится человек, такое и воспитание он получает. Факторы могут влиять на детей и подростков как положительно, так и отрицательно в зависимости от силы воли, которая у каждого индивидуальная.