СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА. Серьезная проблема в социокультурном пространстве чтения связана с информационным обменом
Серьезная проблема в социокультурном пространстве чтения связана с информационным обменом. Менеджеры и рядовые сотрудники образовательных учреждений, библиотек, предприятий книжной торговли и др. упускают из виду, что деятельность их организаций происходит в этом общем для них пространстве и что на его качество оказывают прямое влияние все институты инфраструктуры чтения. Необходимость эффективных коммуникаций между библиотеками и образовательными учреждениями, книгоиздателями и библиотеками и др. сегодня недостаточно осознана профессиональными сообществами.
Для построения коммуникаций недостаточно используются возможности Интернета — как по причине ограниченной наполненности его русскоязычного сегмента профессиональным контентом, так и из-за недостаточной квалификации и отсутствия культуры использования ресурсов Интернета у отечественных спе-
циалистов. Коммуникативный потенциал даже ограниченного количества межотраслевых и междисциплинарных научных конференций, семинаров, Круглых столов по проблемам чтения оказывается не полностью реализованным из-за их неквалифицированной организации.
Крайне ограничен доступ к лучшей международной практике: лишь незначительное количество отечественных специалистов имеет возможности для стажировок и обучения за рубежом. Опыт развитых стран в России анализируется не так глубоко, системно и своевременно, как это необходимо.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ
В настоящее время в РФ отсутствует четкое распределение задач по развитию инфраструктуры чтения между государством, общественными организациями и бизнесом. В отличие от большинства развитых стран Россия не имеет комплексной долгосрочной национальной программы развития чтения; в стране нет единого органа управления системой поддержки и популяризации чтения. Государство не имеет ключевого инструмента для эффективного управления в этой области; поскольку не создана целостная система мониторинга, невозможно ни выявить проблемные читательские группы и институты чтения, ни устанавливать цели и приоритеты их развития, ни контролировать их достижение.
Лишь в самое последнее время в стране начала признаваться необходимость современных механизмов привлечения частных средств для поддержки некоммерческого сектора инфраструктуры чтения. В этой связи показателен закон о фондах ресурсного капитала (эндаумент-фондах), принятие которого ожидается в 2007 году.
Ряд федеральных и ведомственных целевых программ можно считать смежными к проблеме чтения / грамотности (ФЦП «Развитие образования на 2006— 2010 годы.», ФЦП «Русский язык», ВЦП «Обеспечение деятельности библиотек и пополнение библиотечных фондов» Роскультуры и др.), однако объем государственной поддержки обучения навыкам чтения в России уступает уровню развитых стран в 20—30 раз. Если в Великобритании в пересчете на рубли ежегодно на эти цели тратится около 35 тыс. рублей на душу населения, в Финляндии — 23 тысячи, то в РФ — всего 1200 рублей.
ВЫВОД
Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод:
Только рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированная Национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной, читательской культуре. Именно она сможет обеспечить возможность для дальнешего планомерного и логически последовательного осуществления эффективной государственной политики в области поддержки и развития чтения — политики, которую должны активно формировать, рационально и согласованно реализовать государственные структуры, бизнес и общественные объединения.
Е
РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов ее воплощения в жизнь на территории страны.
Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня:
• читательской компетентности, понимаемой как со
вокупность знаний и навыков, позволяющих человеку
отбирать, понимать, организовывать информацию,
представленную в печатной (письменной) форме и ус
пешно ее использовать в личных и общественных целях;
• читательской активности (охвата и интенсивнос
ти) граждан-субъектов чтения до соответствующего ус
пешной адаптации в сложном, динамичном обществе
переходного типа.
Повышение уровня читательской компетентности граждан обусловлено:
• возрастанием степени доступности, количества,
качества и разнообразия прочитываемой литературы
(текстов);
• развитием среды для обсуждения прочитанного;
• увеличением возможностей для повышения уров
ня читательской компетентности.
Рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:
• доступности, качества и разнообразия выпускае
мого контента и его носителей (платформ);
• интереса граждан к регулярному чтению, что
обусловлено вовлечением потенциальных читательс
ких аудиторий в эффективные мероприятия популяри
зации чтения;
• доступности и качества возможностей повышения
уровня читательской компетентности.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
Ф Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения — библиотек и других культурно-просветительских учреждений, системы образования, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента на различных носителях (газеты, журналы, документы и т.п.), систем: популяризации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения, научного изучения проблем чтения и последующего методического сопровождения.
• Создание системы эффективного информацион
ного обмена между институтами инфраструктуры, а
также между институтами и системой управления,
обеспечивающей упорядочение социокультурного
пространства чтения
• Создание системы управления инфраструктурой
поддержки и развития чтения, т.е. эффективных меха
низмов координации и кооперации ведомств и инсти
тутов, формирующих и реализующих политику подде
ржки и развития чтения.