Занятие 9. Творчество Л.Н. Толстого в 1880-начало 90-х гг
Содержание практических занятий курса
«История русской литературы»
Занятие 1. Тема: «Гротесковый сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
План:
1. Гротеск – ключ к книге «История одного города». Город-гротеск.
2. Сочетание достоверного и фантастического.
3. Пересечение и совмещение времен.
4. Проблема жанра.
5. Галерея градоначальников. Угрюм-бурчеевщина. Проблема утопизма и тоталитаризма.
6. Спор о народе. Народ «исторический» и народ как «воплотитель идей демократизма».
7. Как понимать финал романа «История одного города»?
8. История одного города» Салтыкова-Щедрина и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» А.К. Толстого (сравнительный анализ).
9. Щедрин и наша современность. Уроки Щедрина. Проблема современного прочтения романа «История одного города».
Цель:Ознакомить студентов с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1.Задания:
1. Прочитать указанные произведения. Указать главы, где сочетаются достоверное и фантастическое.
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3. Вопросы (задания) для самоконтроля:
- В каких образах романа писатель использует гротеск?
- Как понимать финал романа?
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
- Бушмин А.С. Салтыков –Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976. (раздел об «Истории одного города»).
- Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.
- Иванов Г. История одного города. Л., 1988.
- Николаев Д.П. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971. С. 185-300.
- Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
- Прозоров В.В. Произведения М.Е. Салтыкова - Щедрина в школьном изучении. Л., 1963.
- Ямпольский И.Г. А.К. Толстой. – В кн.: Ямпольский И.Г. Середина века. Л., 1974. (особенно С. 140-150).
Занятие 2. Тема: «Трагедия «проснувшейся совести» в общественном романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
План:
1. Проблема «проснувшейся совести» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2. М.Е. Салтыков-Щедрин на пути к общественному роману.
3. История создания романа «Господа Головлевы». Основная проблематика произведения.
4. Достижения Щедрина в раскрытия образов Арины Петровны и Иудушки Головлевых.
Цель:Ознакомить студентов с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1.Задания:
1. Прочитать роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Составить список действующих лиц.
2. Определить, какова основная проблематика произведения.
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3. Вопросы (задания) для самоконтроля:
В чем новаторство Щедрина в раскрытии образов Арины Петровны и Иудушки Головлевых?
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
- Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1976.
- Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути, 1860-1870-е гг. М., 1984. (особенно важны стр. 435-446)
- Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988.
- Покусаев Е.И. "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.
Занятие 3. Тема: «Преступление и наказание» - роман об абсолютной ценности человеческой личности».
План:
1. Замысел и история создания романа.
2. Социально-философская и религиозно-нравственная проблематика романа. Проблемы вины, наказания, «воскресения».
3. В чем преступление и в чем наказание Раскольникова? Тайна ницшеанского «сверхчеловека» и герой неверия Раскольников.
4. Система образов романа:
а) Лужин и Свидригайлов как «психологические двойники» Раскольникова (реализация идеи индивидуализма и вседозволенности);
б) Раскольников и семья Мармеладовых;
в) Соня Мармеладова - христианский этико-эстетический идеал Достоевского;
г) Раскольников и Порфирий Петрович: «поединок» героев.
5. Полифонизм художественной структуры романа «Преступление и наказание». Проблемы современного прочтения романа.
6. Д.И. Писарев («Борьба за жизнь»), Н.Н. Страхов («Ф.М. Достоевский «Преступлен] и наказание»), М.М. Бахтин («Проблемы поэтики Достоевского») о романе «Преступление и наказание».
Цель:Ознакомить студентов с творчеством Ф. М. Достоевского.
1.Задания:
1. Прочитать текст романа, иметь его при себе.
2. Познакомиться с суждениями Д.И. Писарева (статья "Борьба за жизнь'1) и Н.Н. Страхова ("Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание") о романе.
3. Ознакомиться с работой М.М. Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского". Опираясь на книгу, раскрыть сущность понятия «полифонического романа». Тезисно законспектировать статью В.А. Свительского «Полифонизм художественный» в словаре-справочнике «Достоевский: эстетика и поэтика» (см. список литературы). К занятию сформулировать вопросы, возникшие после ознакомления с книгой М.М. Бахтина.
4. Сделать выписки суждений о Достоевском и о романе «Преступление и наказание» русских философов XX в.: Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова К.В. Мочульского.
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3. Вопросы (задания) для самоконтроля:
Художественные открытия Ф. М. Достоевского. Выписать основные тезисы статьи В. А. Свительского «Полифонизм художественный»
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е М., 1972; Изд-е 4-е.М., 1979.
2. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989, С. 74-86. (особенно важны С. 80-86).
3. Белов СВ. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Пособие для учителя. Л., 1979.
4. Лебедев Ю.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». \\ Лит-ра в школе, 1990, №6.
5. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон Я и «закон любви». \\ Лит-ра в школе. 1999. №№ 1, 3.
Занятие 4. «Проблема "положительно прекрасного» человека в Ф.М. Достоевского "Идиот"
План:
1. Тождественность художественного мира романа первохристианскому миру. Полифонизм и соборность в романе "Идиот".
2. Проблема "положительно-прекрасного человека": образ князя Мышкина -"тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия", "человека будущего" (Щедрин). Нравственно-психологический облик героя. Связь с темой "чудака" в мировой литературе ("Дон-Кихот" Сервантеса, "Бедный рыцарь" Пушкина).
3. Черты внутренней раздвоенности Мышкина. Соотношение гармонии и дисгармонии в сознании героя. "Лучезарная" идея спасения мира Добром и Красотой. Трагический пафос её крушения.
4. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны. Сложность внутреннего мира героини. История её жизни - реалистическая основа сюжета.
5. Образы Рогожина, Гани Иволгина и их функция в общей концепции романа.
6. Идейно-художественная структура романа, её противоречия. Поэтика образа Христа в романе.
7. Роман "Идиот" в контексте нашей современности. Проблемы современной интерпретации романа.
Цель:Ознакомить студентов с творчеством Ф. М. Достоевского.
1. Задания.
Прочитать текст романа, иметь его при себе. Сопоставить образы Гани Иволгина и князя Мышкина.
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3.Вопросы (задания) для самоконтроля:
Составить список действующих лиц. ответить, в чем новаторство Достоевского в изображении женских образов.
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
1. Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк. В кн.: Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973. С. 351-371. (переиздание)
2. Достоевский Ф.М. Влас. Фома Данилов, (см. Дневник писателя. 1873, январь 1877). См.:Псс.26-28тт.
3. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.
4. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник. ЧелГУ. -Челябинск, 1997. (статьи: "Положительно прекрасный человек". Иисус Христос. Гармония. Красота. Идеал этико-эстетический. Прекрасное. Идеал Мадонны и др.)
5. Тютчев Ф.И. Эти бедные селенья. Над темною толпою.
Занятие 5. «Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» - вечное
Предостережение.
План:
1. Явление бесовства - «прямое последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни».
2. Проблема «отцов и детей» в романе. «Отец» либерал-западник Степан Трофимович Верховенский как духовный первопровокатор.
3. Николай Всеволодович Ставрогин как главный духовный провокатор.
4. «Бесы» - роман о религиозном феномене русской революции.
5. Религия человекобожия и образ Кириллова.
6. Петр Степанович Верховенский как политический провокатор.
7. «Дети» - теоретики и самозванные устроители «новой вавилонской башни»: Шигалев, Лямшин и весь остальной круг молодых «бесов».
8. Христоцентризм романа «Бесы». Проблемы современной интерпретации романа.
Цель:Ознакомить студентов с творчеством Ф. М. Достоевского.
1.Задания.
1. Прочитать текст романа, иметь его при себе.
2. Проанализировав работу С.Н. Булгакова «Русская трагедия», сформулировать авторскую точку зрения о романе, изложить ее тезисно.
3. Прочитать и проанализировать работы С.Н. Булгакова, Вяч. Иванова («Достоевский и роман-трагедия»), Н.А. Бердяева («Духи русской революции», «Миросозерцание Достоевского»), связанные с глубинным своеобразием религиозно-философской проблематики и художественной методологией Достоевского. Сделать выписки.
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3.Вопросы (задания) для самоконтроля:
1. Законспектировать работу Н. А. Бердяева «Духи русской революции».
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
1. Булгаков С.Н. Русская трагедия. - В сб.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М., 1990.; или в кн.: Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. Т. 2, С. 499-526.; или то же \\ Современная драматургия, 1989, № 5.
2. Булгаков С.Н. Религия человекобожия в русской революции. \\ Новый мир, 1989,
3. № 10; или в кн.: Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 105-138.
4. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. - В кн.: «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
4. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. \\ Наш современник.-1990.-
№ 11; или в кн.: Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. Т.2. С.240-272.
5. Бердяев Н.А. Духи русской революции. В кн..: Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С.75-107; или: Литературная учеба.- 1990.- №2.- С.123-140.
6. Бердяев Н.А. Миросозерцание Ф.М. Достоевского. - В кн.: Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 107-223.
Занятие 6. «Многоликая крестьянская жизнь и русский национальный характер в творчестве Н.С. Лескова («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Захудалый род», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» и др.)»
План:
1. Особенности творческого метода Н.С. Лескова – художника.
2. Глубокий психологизм Н.С. Лескова в раскрытии народных характеров («Житие одной бабы»).
3. «Леди Макбет Мценского уезда» - вершинное явление психологической прозы Лескова.
4. Творческое постижение духовного уровня русской национальной жизни («Захудалый род», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник»).
Цель:Ознакомить студентов с творчеством Н. С. Лескова.
1. Задания.
Задание 1. Сопоставьте произведения «Захудалый род», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник».
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3.Вопросы (задания) для самоконтроля:
Законспектировать 2 литературоведческие работы по творчеству Н. С. Лескова (на выбор студента).
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
для успешного освоения дисциплины рекомендуется использовать литературоведческие работы по данной теме.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
- Лит. наследство. Т. 87. Из истории русской литературы и общественной мысли 1860-1890 г. М, 1997. Раздел «Н.С. Лесков». Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
- Столярова И.В. В поисках идеала. Творчество Н.С. Лескова. Л., 1979. Лесков и русская литература. М., 1988.
- Капитонова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М., 2002.
- Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. – М., 2000.
- Аннинский Л. Лесковское ожерелье. – М., 2000.
- Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
- Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
- Лесков и русская литература. М., 1988.
Занятие 7. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея
План:
1.Возникновение замысла произведения и его реализациям в «Войне и мире». «Война и мир» как исторический роман-эпопея. Особенности сюжетно-композиционной структуры произведения.
2.Толстовская философия истории. Роль масс и личности в истории. Смысл противопоставления образа Кутузова образу Наполеона.
3.Философские истоки «мысли народной» в романе и способы ее художественного воплощения. Народ – выразитель сущности русского национального характера и главные герой эпопеи. Образы Алпатыча, Платона Каратаева, Тихона Щербатова в романе.
4.Идея соборности в романе. Православно-духованая сторона толстовского «мира».
5.Искусство «диалектики души» в «Войне и мире». духовные искания Пьера Безухова. Путь Андрея Болконского от Аустерлица к Бородину, «Возвращение» героя.
6.Наташа Ростова как этический и эстетический идеал писателя. Внутренний монолог как средство типизации образов эпопеи.
7.Эпилог «Войны и мира» и его значение для раскрытия характеров произведения. Мировое значение эпопеи Л. Н. Толстого.
Цель:Ознакомить студентов с творчеством Ф. М. Достоевского.
1. Задания.
1. Прочитать текст романа, иметь его при себе.
2. Опираясь на источники, подготовить письменный ответ на 2-й пункт плана.
3. Проанализировать в третьей книге эпопеи (часть2, глава XVI и далее до конца части) сцены, связанные с подготовкой и ходом Бородинского сражения, авторские наблюдения над его участниками, отношения к историческим деятелям. Сделать закладки в тексте. Почему мы можем говорить о нравственной победе русского войска в этом сражении? Обоснуйте ответ.
4. «Мысль семейная» в «Войне и мире». Идеал толстовской женщины (сопоставить с идеалом тургеневской женщины).
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3.Вопросы (задания) для самоконтроля:
1. Составить список действующих лиц.
2. Указать главных и второстепенных героев. Какова роль второстепенных героев в романе?
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
1. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Проблемы и суждения. Новосибирск, 1976.
2. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века: Пособие для учителя. М., 1980.
3. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. М., 1997.
4. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. М., 1997.
5. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.
Занятие 8. Проблематика и поэтика романа «Анна Каренина»
План:
1. Тема семьи и семейного воспитания в русской литературе 70-х гг.
2. Эволюция замысла романа «Анна Каренина».
3. Проблема семейного счастья в общей концепции романа.
4. Нравственный и социальный смысл трагедии Анны. Духовный кризис героини.
5. Смысл эпиграфа к роману.
6. Анна Каренина в ряду героинь русского романа.
Цель:Ознакомить студентов с творчеством Л. Н. Толстого.
1. Задания.
Прочитать роман и иметь его при себе. Укажите, в каких главах главной является тема семьи и семейного воспитания.
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3.Вопросы (задания) для самоконтроля:
1. В чем нравственный и социальный смысл трагедии Карениной?
2. Какова общая концепция романа?
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
- Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.
- Бердяев Н.А. О религиозном значении Льва Толстого // Вопросы лит-ры. – 1989. № 4.
- Еремина Л.И. Рождение образа: О языке художественной прозы Л.Толстого. – М., 1983.
- Ермилов В.В. Толстой – романист: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». – М., 1965.
- Жданов В.А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». – М., 1971.
- Курляндская Г.Б. Нравственный идеал Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. – М., 1988.
Занятие 9. Творчество Л.Н. Толстого в 1880-начало 90-х гг.
План:
1. Духовные искания Л.Толстого в 80-90-е годы («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?» и др.)
2. Развитие прозы Толстого в 80-90-е годы. Религиозно-философская концепция искусства (трактат «Что такое искусство?» (1897-1898).
3. Эволюция темы любви и брака в творчестве этого периода.
А) Душевная и духовная жизнь Ивана Ильича в «Смерти Ивана Ильича» (1886), концепция смерти и бессмертия;
Б) Тема семьи и брака в повестях «Крейцерова соната» (1891) и «Дьявол»;
В) Поиск формулы духовного самоопределения в повести «Отец Сергий».
Цель:Ознакомить студентов с творчеством Л. Н. Толстого 1880-90-х гг..
1. Задания.
1. Прочитать и иметь при себе следующие произведения Л.Н. Толстого: «Смерть Ивана Ильича», «Исповедь», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Отец Сергий».
2.Тесты:
Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
3.Вопросы (задания) для самоконтроля:
Определите основные этапы творчества Л. Н. Толстого.
4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.
Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.
5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.
6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)
Литература
1. Бердяев Н.А. О религиозном значении Льва Толстого // Вопросы лит-ры. – 1989. № 4.
2. Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. М., 1960.
3. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М. Л., 1963.
4. Духовная трагедия Льва Толстого. – М., 1995.
5. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.; Л., 1966.
6. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. М., 2000.
7. Панченко А. Несколько страниц из истории русской души // Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991.
8. Творческий путь Л.Н. Толстого (1828-1910): Учеб. метод. пособие. – М., Изд-во МГУ, 1988.