Занятие 9. Творчество Л.Н. Толстого в 1880-начало 90-х гг

Содержание практических занятий курса

«История русской литературы»

Занятие 1. Тема: «Гротесковый сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

План:

1. Гротеск – ключ к книге «История одного города». Город-гротеск.

2. Сочетание достоверного и фантастического.

3. Пересечение и совмещение времен.

4. Проблема жанра.

5. Галерея градоначальников. Угрюм-бурчеевщина. Проблема утопизма и тоталитаризма.

6. Спор о народе. Народ «исторический» и народ как «воплотитель идей демократизма».

7. Как понимать финал романа «История одного города»?

8. История одного города» Салтыкова-Щедрина и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» А.К. Толстого (сравнительный анализ).

9. Щедрин и наша современность. Уроки Щедрина. Проблема современного прочтения романа «История одного города».

Цель:Ознакомить студентов с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1.Задания:

1. Прочитать указанные произведения. Указать главы, где сочетаются достоверное и фантастическое.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3. Вопросы (задания) для самоконтроля:

    1. В каких образах романа писатель использует гротеск?
    2. Как понимать финал романа?

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

  1. Бушмин А.С. Салтыков –Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976. (раздел об «Истории одного города»).
  2. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.
  3. Иванов Г. История одного города. Л., 1988.
  4. Николаев Д.П. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971. С. 185-300.
  5. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
  6. Прозоров В.В. Произведения М.Е. Салтыкова - Щедрина в школьном изучении. Л., 1963.
  7. Ямпольский И.Г. А.К. Толстой. – В кн.: Ямпольский И.Г. Середина века. Л., 1974. (особенно С. 140-150).

Занятие 2. Тема: «Трагедия «проснувшейся совести» в общественном романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

План:

1. Проблема «проснувшейся совести» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. М.Е. Салтыков-Щедрин на пути к общественному роману.

3. История создания романа «Господа Головлевы». Основная проблематика произведения.

4. Достижения Щедрина в раскрытия образов Арины Петровны и Иудушки Головлевых.

Цель:Ознакомить студентов с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1.Задания:

1. Прочитать роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Составить список действующих лиц.

2. Определить, какова основная проблематика произведения.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3. Вопросы (задания) для самоконтроля:

В чем новаторство Щедрина в раскрытии образов Арины Петровны и Иудушки Головлевых?

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

  1. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1976.
  2. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути, 1860-1870-е гг. М., 1984. (особенно важны стр. 435-446)
  3. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988.
  4. Покусаев Е.И. "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Занятие 3. Тема: «Преступление и наказание» - роман об абсолютной ценности человеческой личности».

План:

1. Замысел и история создания романа.

2. Социально-философская и религиозно-нравственная проблематика романа. Проблемы вины, наказания, «воскресения».

3. В чем преступление и в чем наказание Раскольникова? Тайна ницшеанского «сверхчеловека» и герой неверия Раскольников.

4. Система образов романа:

а) Лужин и Свидригайлов как «психологические двойники» Раскольникова (реализация идеи индивидуализма и вседозволенности);

б) Раскольников и семья Мармеладовых;

в) Соня Мармеладова - христианский этико-эстетический идеал Достоевского;

г) Раскольников и Порфирий Петрович: «поединок» героев.

5. Полифонизм художественной структуры романа «Преступление и наказание». Проблемы современного прочтения романа.

6. Д.И. Писарев («Борьба за жизнь»), Н.Н. Страхов («Ф.М. Достоевский «Преступлен] и наказание»), М.М. Бахтин («Проблемы поэтики Достоевского») о романе «Преступление и наказание».

Цель:Ознакомить студентов с творчеством Ф. М. Достоевского.

1.Задания:

1. Прочитать текст романа, иметь его при себе.

2. Познакомиться с суждениями Д.И. Писарева (статья "Борьба за жизнь'1) и Н.Н. Страхова ("Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание") о романе.

3. Ознакомиться с работой М.М. Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского". Опираясь на книгу, раскрыть сущность понятия «полифонического романа». Тезисно законспектировать статью В.А. Свительского «Полифонизм художественный» в словаре-справочнике «Достоевский: эстетика и поэтика» (см. список литературы). К занятию сформулировать вопросы, возникшие после ознакомления с книгой М.М. Бахтина.

4. Сделать выписки суждений о Достоевском и о романе «Преступление и наказание» русских философов XX в.: Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова К.В. Мочульского.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3. Вопросы (задания) для самоконтроля:

Художественные открытия Ф. М. Достоевского. Выписать основные тезисы статьи В. А. Свительского «Полифонизм художественный»

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е М., 1972; Изд-е 4-е.М., 1979.

2. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989, С. 74-86. (особенно важны С. 80-86).

3. Белов СВ. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Пособие для учителя. Л., 1979.

4. Лебедев Ю.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». \\ Лит-ра в школе, 1990, №6.

5. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон Я и «закон любви». \\ Лит-ра в школе. 1999. №№ 1, 3.

Занятие 4. «Проблема "положительно прекрасного» человека в Ф.М. Достоевского "Идиот"

План:

1. Тождественность художественного мира романа первохристианскому миру. Полифонизм и соборность в романе "Идиот".

2. Проблема "положительно-прекрасного человека": образ князя Мышкина -"тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия", "человека будущего" (Щедрин). Нравственно-психологический облик героя. Связь с темой "чудака" в мировой литературе ("Дон-Кихот" Сервантеса, "Бедный рыцарь" Пушкина).

3. Черты внутренней раздвоенности Мышкина. Соотношение гармонии и дисгармонии в сознании героя. "Лучезарная" идея спасения мира Добром и Красотой. Трагический пафос её крушения.

4. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны. Сложность внутреннего мира героини. История её жизни - реалистическая основа сюжета.

5. Образы Рогожина, Гани Иволгина и их функция в общей концепции романа.

6. Идейно-художественная структура романа, её противоречия. Поэтика образа Христа в романе.

7. Роман "Идиот" в контексте нашей современности. Проблемы современной интерпретации романа.

Цель:Ознакомить студентов с творчеством Ф. М. Достоевского.

1. Задания.

Прочитать текст романа, иметь его при себе. Сопоставить образы Гани Иволгина и князя Мышкина.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

Составить список действующих лиц. ответить, в чем новаторство Достоевского в изображении женских образов.

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк. В кн.: Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973. С. 351-371. (переиздание)

2. Достоевский Ф.М. Влас. Фома Данилов, (см. Дневник писателя. 1873, январь 1877). См.:Псс.26-28тт.

3. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.

4. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник. ЧелГУ. -Челябинск, 1997. (статьи: "Положительно прекрасный человек". Иисус Христос. Гармония. Красота. Идеал этико-эстетический. Прекрасное. Идеал Мадонны и др.)

5. Тютчев Ф.И. Эти бедные селенья. Над темною толпою.

Занятие 5. «Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» - вечное

Предостережение.

План:

1. Явление бесовства - «прямое последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни».

2. Проблема «отцов и детей» в романе. «Отец» либерал-западник Степан Трофимович Верховенский как духовный первопровокатор.

3. Николай Всеволодович Ставрогин как главный духовный провокатор.

4. «Бесы» - роман о религиозном феномене русской революции.

5. Религия человекобожия и образ Кириллова.

6. Петр Степанович Верховенский как политический провокатор.

7. «Дети» - теоретики и самозванные устроители «новой вавилонской башни»: Шигалев, Лямшин и весь остальной круг молодых «бесов».

8. Христоцентризм романа «Бесы». Проблемы современной интерпретации романа.

Цель:Ознакомить студентов с творчеством Ф. М. Достоевского.

1.Задания.

1. Прочитать текст романа, иметь его при себе.

2. Проанализировав работу С.Н. Булгакова «Русская трагедия», сформулировать авторскую точку зрения о романе, изложить ее тезисно.

3. Прочитать и проанализировать работы С.Н. Булгакова, Вяч. Иванова («Достоевский и роман-трагедия»), Н.А. Бердяева («Духи русской революции», «Миросозерцание Достоевского»), связанные с глубинным своеобразием религиозно-философской проблематики и художественной методологией Достоевского. Сделать выписки.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Законспектировать работу Н. А. Бердяева «Духи русской революции».

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Булгаков С.Н. Русская трагедия. - В сб.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М., 1990.; или в кн.: Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. Т. 2, С. 499-526.; или то же \\ Современная драматургия, 1989, № 5.

2. Булгаков С.Н. Религия человекобожия в русской революции. \\ Новый мир, 1989,

3. № 10; или в кн.: Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 105-138.

4. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. - В кн.: «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

4. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. \\ Наш современник.-1990.-
№ 11; или в кн.: Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. Т.2. С.240-272.

5. Бердяев Н.А. Духи русской революции. В кн..: Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С.75-107; или: Литературная учеба.- 1990.- №2.- С.123-140.

6. Бердяев Н.А. Миросозерцание Ф.М. Достоевского. - В кн.: Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 107-223.

Занятие 6. «Многоликая крестьянская жизнь и русский национальный характер в творчестве Н.С. Лескова («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Захудалый род», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» и др.)»

План:

1. Особенности творческого метода Н.С. Лескова – художника.

2. Глубокий психологизм Н.С. Лескова в раскрытии народных характеров («Житие одной бабы»).

3. «Леди Макбет Мценского уезда» - вершинное явление психологической прозы Лескова.

4. Творческое постижение духовного уровня русской национальной жизни («Захудалый род», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник»).

Цель:Ознакомить студентов с творчеством Н. С. Лескова.

1. Задания.

Задание 1. Сопоставьте произведения «Захудалый род», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник».

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

Законспектировать 2 литературоведческие работы по творчеству Н. С. Лескова (на выбор студента).

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

для успешного освоения дисциплины рекомендуется использовать литературоведческие работы по данной теме.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

  1. Лит. наследство. Т. 87. Из истории русской литературы и общественной мысли 1860-1890 г. М, 1997. Раздел «Н.С. Лесков». Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
  2. Столярова И.В. В поисках идеала. Творчество Н.С. Лескова. Л., 1979. Лесков и русская литература. М., 1988.
  3. Капитонова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М., 2002.
  4. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. – М., 2000.
  5. Аннинский Л. Лесковское ожерелье. – М., 2000.
  6. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
  7. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
  8. Лесков и русская литература. М., 1988.

Занятие 7. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея

План:

1.Возникновение замысла произведения и его реализациям в «Войне и мире». «Война и мир» как исторический роман-эпопея. Особенности сюжетно-композиционной структуры произведения.

2.Толстовская философия истории. Роль масс и личности в истории. Смысл противопоставления образа Кутузова образу Наполеона.

3.Философские истоки «мысли народной» в романе и способы ее художественного воплощения. Народ – выразитель сущности русского национального характера и главные герой эпопеи. Образы Алпатыча, Платона Каратаева, Тихона Щербатова в романе.

4.Идея соборности в романе. Православно-духованая сторона толстовского «мира».

5.Искусство «диалектики души» в «Войне и мире». духовные искания Пьера Безухова. Путь Андрея Болконского от Аустерлица к Бородину, «Возвращение» героя.

6.Наташа Ростова как этический и эстетический идеал писателя. Внутренний монолог как средство типизации образов эпопеи.

7.Эпилог «Войны и мира» и его значение для раскрытия характеров произведения. Мировое значение эпопеи Л. Н. Толстого.

Цель:Ознакомить студентов с творчеством Ф. М. Достоевского.

1. Задания.

1. Прочитать текст романа, иметь его при себе.

2. Опираясь на источники, подготовить письменный ответ на 2-й пункт плана.

3. Проанализировать в третьей книге эпопеи (часть2, глава XVI и далее до конца части) сцены, связанные с подготовкой и ходом Бородинского сражения, авторские наблюдения над его участниками, отношения к историческим деятелям. Сделать закладки в тексте. Почему мы можем говорить о нравственной победе русского войска в этом сражении? Обоснуйте ответ.

4. «Мысль семейная» в «Войне и мире». Идеал толстовской женщины (сопоставить с идеалом тургеневской женщины).

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Составить список действующих лиц.

2. Указать главных и второстепенных героев. Какова роль второстепенных героев в романе?

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Проблемы и суждения. Новосибирск, 1976.

2. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века: Пособие для учителя. М., 1980.

3. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. М., 1997.

4. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. М., 1997.

5. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.

Занятие 8. Проблематика и поэтика романа «Анна Каренина»

План:

1. Тема семьи и семейного воспитания в русской литературе 70-х гг.

2. Эволюция замысла романа «Анна Каренина».

3. Проблема семейного счастья в общей концепции романа.

4. Нравственный и социальный смысл трагедии Анны. Духовный кризис героини.

5. Смысл эпиграфа к роману.

6. Анна Каренина в ряду героинь русского романа.

Цель:Ознакомить студентов с творчеством Л. Н. Толстого.

1. Задания.

Прочитать роман и иметь его при себе. Укажите, в каких главах главной является тема семьи и семейного воспитания.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. В чем нравственный и социальный смысл трагедии Карениной?

2. Какова общая концепция романа?

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

  1. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.
  2. Бердяев Н.А. О религиозном значении Льва Толстого // Вопросы лит-ры. – 1989. № 4.
  3. Еремина Л.И. Рождение образа: О языке художественной прозы Л.Толстого. – М., 1983.
  4. Ермилов В.В. Толстой – романист: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». – М., 1965.
  5. Жданов В.А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». – М., 1971.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. – М., 1988.

Занятие 9. Творчество Л.Н. Толстого в 1880-начало 90-х гг.

План:

1. Духовные искания Л.Толстого в 80-90-е годы («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?» и др.)

2. Развитие прозы Толстого в 80-90-е годы. Религиозно-философская концепция искусства (трактат «Что такое искусство?» (1897-1898).

3. Эволюция темы любви и брака в творчестве этого периода.

А) Душевная и духовная жизнь Ивана Ильича в «Смерти Ивана Ильича» (1886), концепция смерти и бессмертия;

Б) Тема семьи и брака в повестях «Крейцерова соната» (1891) и «Дьявол»;

В) Поиск формулы духовного самоопределения в повести «Отец Сергий».

Цель:Ознакомить студентов с творчеством Л. Н. Толстого 1880-90-х гг..

1. Задания.

1. Прочитать и иметь при себе следующие произведения Л.Н. Толстого: «Смерть Ивана Ильича», «Исповедь», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Отец Сергий».

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

Определите основные этапы творчества Л. Н. Толстого.

4.Тематика рефератов и докладов, сообщений.

Рефераты, доклады и сообщения по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

прочитать рекомендованную литературу, составить конспекты 2-3-х изданий.

6.Применение современных информационных технологий(мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Бердяев Н.А. О религиозном значении Льва Толстого // Вопросы лит-ры. – 1989. № 4.

2. Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. М., 1960.

3. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М. Л., 1963.

4. Духовная трагедия Льва Толстого. – М., 1995.

5. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.; Л., 1966.

6. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. М., 2000.

7. Панченко А. Несколько страниц из истории русской души // Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991.

8. Творческий путь Л.Н. Толстого (1828-1910): Учеб. метод. пособие. – М., Изд-во МГУ, 1988.

Наши рекомендации