Социально-психологический климат коллектива
Коллектив – (от лат. – собирательный) –социальная общность людей,объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, итог развития группы, ее высшая стадия.
Социально-психологический климат – явление в профессиональном сообществе, которое возникает благодаря направленности на его создание со стороны руководителя и со стороны коллектива.
Признаки благоприятного социально-психологического климата:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу
- доброжелательная и деловая критика
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях неудач
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Доверие –проблема отношений между людьми, т.е. важная составляющая социально-психологического климата организации, мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями, является структурной и культурной характеристикой организации.
Развитие социально-психологического климата коллектива обусловлено рядом факторов:
1. межличностные отношения - наиболее благоприятное сочетание свойств сотрудников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого.
- психофизиологическая совместимость связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности педагогов
- психологическая совместимость предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей
2. экономические детерминанты обуславливают психологически комфортные и стабильные отношения в коллективе, определяют совместное движение педагогов к достижению общей цели
3. социальные факторы связаны с комплексом составляющих социальной инфраструктуры и включают: обеспеченность людей жильем, его расположение, наличие транспортных средств доставки людей на работу, санаторно-курортное лечение, различные социальные льготы детям, ветеранам и т.д.
4. производственно-гигиенические факторысоздают среду профессиональной деятельности, которая может благоприятно или неблагоприятно влиять на социально-психологический климат коллектива (мебель, оборудование рабочих мест, дизайн помещений)
5. социально-психологические факторы определяют социально-психологическое благополучие коллектива
- целенаправленность
- мотивированность
- эмоциональность
- стрессоустойчивость
- интегративность
- организованность
6. личностные факторысвязаны с особенностями темперамента, мотивов, потребностей, способностей, ценностных установок, позиций, личностных смыслов, самооценок, стиля поведения, опыта отношений, уровня культуры и профессиональной компетентности и много другого, что определяет личность.
К составляющим социально-психологического климата в коллективе относят:
- психофизическая совместимость – различная выносливость, различие умений и навыков, разное отношение к работе
- сработанность - удовлетворенность совместной работой и высокое взаимодействие
- групповая сплоченность – упорядоченность, согласованность и устойчивость внутригрупповых межличностных взаимосвязей
- направленность – выбор цели, доминирование коллективистских взаимоотношений в деловой и личной сферах общения
- коллективная самоорганизованность – способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива
- общие ценностные установки и установки на совместное достижение поставленных целей
На социально-психологический климат коллектива оказывают влияние:
- факторы макросреды (общественно-экономическая информация, материально-техническая база общества, общественные отношения)
- факторы микросреды: предметно-вещные (материально-технические средства), социально-психологические (по Н.М.Фатееву: наличие неформальных связей, состояние межличностных отношений, стиль руководства)
Коллектив как высшая стадия развития группы обладает определенными характеристиками:
- сплоченностью
- организованностью
- направленностью
- эмоциональной идентификацией
- интеллектуальной коммуникативностью
Все многообразие взаимоотношений в коллективе рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного. Психологический климат коллектива оказывает влияние на отношения людей друг к другу и к общему делу, на отношения людей к миру в целом, на их мироощущение и мировосприятие. Это может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Климат в коллективе проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов к самому себе.
Психологические аспекты, влияющие на отношение к личности в коллективе (по Е.В.Мещеряковой):
- привлекательная внешность
- личная обаятельность
- внимательность и доброжелательное отношение к партнеру по общению
- коммуникабельность
- психологическая защищенность
- готовность быстро включиться в совместную деятельность
Сознательно и целенаправленно формируя социально-психологический климат коллектива, руководитель устраняет и ликвидирует все ненужные раздражители с помощью методов стимулирования (морального и материального), поощрения за качество деятельности, продвижения по службе и т.д.
Таким образом, в коллективе ДОУ существует особая структура отношений между членами группы, опосредованная содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами и целями, запросами общества и родителей. Формируя социально-психологический климат своего коллектива, руководителю необходимо опираться на отношения людей к труду, друг к другу, психофизическую и социально-психологическую совместимость, сработанность, групповую сплоченность, направленность, коллективную самоорганизованность.