Лексико-грамматические игры и упражнения.
• «Едем в гости». Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.
Логопед раздает детям картинки с изображением транспортных средств и предлагает им «поехать» в гости в другой детский сад (к бабушке, к дедушке и т.д.). Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.
Я поеду на машине.
Я поеду на поезде.
Я поеду на трамвае.
Я поеду на мотоцикле.
Я поплыву на корабле.
Я полечу на ракете.
• «Предложение договори и его ты повтори». Составление предложений с союзом а.
Лодка плывет, а машина... (едет).
Трамвай едет, а самолет... (летит).
Мотоцикл едет, а корабль... (плывет).
Самолет летит, а автобус... (едет).
Корабль плывет, а ракета... (летит).
Ракета летит, а поезд... (едет).
•«Дружит или не дружит?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Закрепление знаний детей по теме.
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Трамвай «дружит» с поездом или домом?
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?
•Чтение с выражением загадки. Логопед разъясняет ее детям. Они повторяют загадку вслед за логопедом (2—3 раза).
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
•Чтение с выражением и заучивание стихотворения «Шофер».
Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль —
И машина
Мчится вдаль!
Б. Заходер
Развитие связной речи
•Рифмованный рассказ-описание «Грузовик». С помощью логопеда рассказ заучивается наизусть.
Вот машина грузовая,
Большая-пребольшая!
Она перевозит грузы.
У нее есть кузов.
Вот кабина — в ней шофер,
Впереди у машины мотор.
У машины крутятся
Все четыре колеса.
Сенсорное развитие
• «Пальчиком показывай, про самолет рассказывай». Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.
Логопед демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у нее где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами.
Впереди у самолета — нос.
Сзади у самолета — хвост.
Посередине — корпус.
С одной стороны — крыло.
С другой стороны — крыло.
У самолета два крыла.
Внизу у самолета три колеса.
Самолет летит вверх.
А потом самолет летит вниз (показывает).
Работа над звуковой стороной речи
• «Найди картинку». Звуковой анализ слов.
Логопед четко называет картинки по теме и просит детей назвать ту картинку, в названии которой язычок «заводит мотор»: р-р-ракета, самолет, тр-р-рамвай, автобус, кор-р-рабль, машина, вер-р-ртолет, мотоцикл, гр-р-рузовик.
Физкультминутка -логоритмика
• «Поиграем». Повторение упражнения из тематического цикла «Игрушки» (двадцать третья неделя).
Тематический цикл «Весна»
(двадцать седьмая неделя)
Дети должны усвоить:основные признаки весны; почему весной радуются люди и животные; весенние забавы.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Пришла весна». Беседа по теме.
Зачин логопеда:
Вот пришла весна, весна,
Очень теплая она,
Солнце греет, тает снег,
Веселится человек!
Далее логопед демонстрирует детям предметные картинки и задает вопросы:
— Что появилось в небе? (Солнышко.)
— Что случилось со снегом?
— Почему тает снежок?
— Дети надевают шубы или куртки?
— Что появляется на земле?
— Кто ползает и летает?
— На чем катаются дети? (На велосипеде, на самокате.)
• «Ответь правильно». Развитие слухового внимания.
Весной солнышко греет или морозит?
Снег тает или застывает?
Ручьи текут или стоят?
Травка зеленеет или вянет?
Жучки прячутся или просыпаются?
Дети катаются на самокате или снегокате?
Люди носят шубы или куртки?
• Чтение с выражением и заучивание потешки (устное народное творчество).
Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Развитие связной речи
• Рассказ «Весна». Учить детей составлять рассказ, опираясь на предметные картинки на игровом поле.
Предметные картинки: солнышко, снег, лужа, деревья, жучок, травка, птичка, дети.
«Ушла зима. Наступила весна. На небе светит солнышко. Стало тепло. Снег тает. На дорогах лужи. На деревьях появляются листочки. Вылезают жучки. На земле зеленеет травка. Птички строят себе домики-гнездышки. Дети очень рады. Они катаются на самокате, на велосипеде и качаются на качелях. Хорошо весной!»
Сенсорное развитие
• «Времена года». Формирование представлений о смене времен года.
Наступила теплая... (весна). А была холодная... (зима). После весны придет жаркое... (лето). А потом наступит прохладная... (осень). А после осени опять наступит холодная... (зима).
• «Цвета весны». Усвоение основных цветов.
Логопед вместе с детьми рассматривает предметы на картинках и называет цвет этих предметов: солнышко — желтое; небо — синее; травка — зеленая; цветок — красный.