II. Формирование новых знаний, умений и навыков. Постановка целей и задач урока.

Постановка целей и задач урока.

1. Вспоминаются все изученные гласные буквы. Учитель сообщает, что на уроке учащиеся узнают еще одну гласную букву.

а) На предметных картинках дети рассматривают яблоки и маяк, произносят эти слова.

Производится слого-звуковой анализ этих слов.

– Произнесите слово яблоки по слогам.

– Сколько слогов в слове? (3).

– Какой первый? (яб).

– Какой второй? (ло). Третий? (ки).

Рассматривается начерченная на доске схема к слову яблоки. Устанавливается, что первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния. Медленно произносится первый слог [й’аб]. Выясняется, что он состоит из трех звуков. Учитель сообщает, что два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Дети вспоминают, какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой (е).

Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова маяк.

Делается вывод, если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а].

б) Учитель показывается карточку с буквой Я я.

– Это буква Я. Читать слова с буквой я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й’а].

в) Чтобы убедиться, что дети поняли объяснение, им предлагается еще раз рассмотреть схемы слов яблоки и маяк. Учитель обращает внимание детей на значок, который показывает слияние в первом слоге слова яблоки и второй слог в слове маяк. Дети подсчитывают, сколько звуков в словах яблоки и маяк и сколько надо взять букв, чтобы составить эти слова.

Ученики составляют эти слова на магнитной доске и читают их.

2. Учащиеся печатают букву Я я в тетрадях.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков. Постановка целей и задач урока. - student2.ru Физкультминутка

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, кто Я?

Вы не знаете, кто Я.

Я не только буква, Я –

Буква,

Слог

И слово!

А. Шибаев

● Игра «Кто внимательный?».

а) На доске – предметные картинки. Дети называют слова: яблоко, ягоды, ягненок, яблоня, яйцо.

– Какая буква стоит в начале всех этих слов?

– Сколько звуков вы слышите, произнося букву Я? Назовите их? [й’а].

б) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, наперсток, аквариум. (Яна).

3. Слово учителя.

Мы все с вами живем в России.

Россия – наша Родина. Столица нашей Родины – Москва. Каждое государство имеет свою символику: флаг, герб, гимн.

Учитель рассказывает о государственной символике и показывает изображение флага и герба.

4. Учащиеся читают текст на с. 115.

Вопросы:

– Что посадим у дома?

– Какие фрукты вырастут у нас?

– Кто будет рад нашим успехам?

– Чем славятся русские?

II. Формирование новых знаний, умений и навыков. Постановка целей и задач урока. - student2.ru Физкультминутка

● Игра «Угадайте сказку».

Отгадайте, героям каких сказок принадлежат слова:

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». (Колобок.)

«Яблоня, яблоня, спрячь нас». (Гуси-лебеди.)

▲ Чтение пословиц, с. 114.

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Что вызвало затруднение?

Урок 56. обозначение гласной буквой Я ГЛАСНОГО ЗВУКА [а] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ

Цели: закрепить знания учащихся о гласной букве я; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

Наши рекомендации