Классификация видов ощущений
Виды ощущений | Как возникают | Функции |
Внешние: зрительные, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные | возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела | с их помощью человек познает свойства предметов, которые находятся вне него |
Внутренние: ощущения голода, жажды, боли и т.д. | возникают при воздействии стимулов на рецепторы, расположенные внутри организма человека | сигнализируют о том, что происходит в самом организме |
Двигательные | возникают при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях | с их помощью мозг получает информацию о положении тела в пространстве; обеспечивают управление движениями на подсознательном уровне |
К свойствам ощущений относятся: 1) качество (модальность) – основная особенность ощущения, отличающая его от других процессов; 2) интенсивность – количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; 3) продолжительность – временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия и интенсивностью раздражителя. Отрезок времени, через который после воздействия раздражителя на орган чувств возникают ощущения, называется латентным (скрытым) периодом. Он различен для разных ощущений: для вкусового – 50 мсек., для болевого – 370 мсек.
Закономерности ощущений:
1. Чувствительность – способность реагировать на сравнительно слабые воздействия. Наиболее древними являются болевая чувствительность и осязание. Самые молодые - слуховые и зрительные системы рецепторов, которые являются наиболее значительными для функционирования человеческой психики: 90% всей информации о внешнем мире человек получает при помощи зрения.
2. Порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - нижний порог; максимальная величина раздражителя - верхний порог. Разностный порог – наименьшее различие между раздражителями. Величины порогов изменяются в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.д.
3. Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему внешнему раздражителю, проявляющееся в повышении или понижении порогов.
4. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов и состояния организма.
Восприятие – это целостное отражение в сознании человека всей совокупности свойств предмета. Оно основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности человека, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: первый – образуемый в пределах одного анализатора; второй – межанализаторные связи. Благодаря связям между анализаторами человек отражает такие свойства предметов, для которых нет специальных приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т.д.).
Совокупность анализаторов, обеспечивающий акт восприятия, называется перцептивная система. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.
Основные свойства восприятия:
1. Целостность: восприятие есть всегда целостный образ предмета.
2. Константность (объективность): предметы или явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.
3. Структурность: восприятие является суммой ощущений.
4. Осмысленность: восприятие тесно связано с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность: восприятие помогает выделить один объект по сравнению с другими.
6. Апперцепция: восприятие зависит от содержания психической жизни человека и особенностей его личности.
Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Представления – это субъективный образ какого-то объекта, события, явления, основанный на прошлом восприятии. Связь представлений называется ассоциациями. Представления долго сохраняются и не изменяются после прекращения ощущения и восприятия. Они отличаются по степени яркости, отчетливости, полноты и т.д. Представления создаются при соответствующем напряжении внимания у человека и тесно связаны с памятью.
Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал, переживал и о чем думал. Если исключить память из акта познания, то ощущения и восприятия будут переживаться как впервые возникшие, а сам акт познания и ориентировка в мире станут невозможными. Распад следов память означает распад личности.
В зависимости от длительности сохранения различают 1) кратковременную память: запоминание однократно предъявляемой информации на короткое время (до 20 сек) и ограниченное по объему (7 ± 2 объекта); 2) долговременную память: длительное сохранение информации как с сознательным доступом, когда человек может по своей воле вспомнить нужную информацию, так и закрытой, когда человек в естественных условиях не имеет к ней доступа; 3) оперативную память: проявляется в ходе выполнения определенной деятельности на основе информации из кратковременной и долговременной памяти.
В зависимости от того, как (случайно или преднамеренно) человек запоминает информацию, выделяют 1) произвольную память: информация запоминается сама собой без специального заучивания; 2) непроизвольную память: информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.
В зависимости от того, что запоминает человек (явление, предмет, мысли, движения, чувства) различают 1) двигательную (моторную) память, позволяющую запоминать умения, навыки, различные действия и движения; 2) эмоциональную память - сохранение в сознании переживаний и чувств, что является условием развития способности к сочувствию; 3) словесно-логическую (смысловую) память, которая выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений; 4) образную память (зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую) – память на представления; 5) когнитивную память – процесс сохранения знаний, получаемых в процессе обучения, которые постепенно превращаются в опыт, убеждения человека; 6) личностную память – сохранение в сознании образа самого себя, обеспечивающее преемственность целей, убеждений и т.д.
Качества памяти:
1. объем: количество объектов, припоминаемых сразу после их однократного повторения;
2. быстрота запоминания: количество затрачиваемого времени на запоминание и припоминание информации;
3. точность воспроизведения: степень сходства того, что припоминалось, с тем, что воспринималось;
4. длительность сохранения: количество времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось.
Индивидуальные различия в памяти связаны с различной скоростью запоминания, прочностью сохранения и легкостью воспроизведения. Они могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности, а также обучением и воспитанием. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т.д. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.д. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Основные процессы памяти:
1. запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. В момент высокого эмоционального напряжения процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импритинг. Различают логическое (смысловое) запоминание, основывающееся на логических связях, и механическое запоминание, основывающееся на единичных временных связях. Процесс осмысленного запоминания включает в себя ряд логических операций: смысловая группировка, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана и т.п.;
2. сохранение - активная переработка, систематизация, обобщение информации. Сохранение отдельных элементов информации во многом зависит от места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление получило название «фактор края». Раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности, организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное;
3. воспроизведение - актуализация и восстановление прежде воспринятого как преднамеренно, так и непреднамеренно. Формы воспроизведения: узнавание возникает при повторной встрече с объектом или при повторном восприятии; воспоминание осуществляется в отсутствии объекта; припоминание – активное воспроизведение, зависящее от ясности поставленных задач; реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
4. забывание - процесс, противоположный сохранению. Информация забывается быстрее в ближайшее время после заучивания, при этом неактуальный для человека материал забывается первым.
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, его существенных свойств и связей. Мышление – не только высший психологический процесс, совершающийся в коре головного мозга, но и социальный: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые открыты в теории и апробированы в практике. Операции мышления представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Мыслительные операции
Операции мышления | Сущность операций |
сравнение | установление сходства и различия между объектами |
анализ | расчленение сложного объекта на составляющие части или характеристики |
синтез | объединение отдельных частей в целое; построение целого из аналитически заданных частей |
конкретизация | применение общих законов к конкретному случаю, операции, объекту |
обобщение | мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам |
абстрагирование | выделение стороны или аспекта явления или предмета для более углубленного познания |
Процесс мышления включает следующие этапы: возникновение проблемы и мотивация ее решения → поиск решения через построение различных гипотез → принятие решения → проверка и коррекция решения. Поиск решения может быть на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление); выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов; комбинации отдельных звеньев различных алгоритмов; принципиально нового мышления (творческое мышление).
Типы мыслительных действий:
- ориентировочные действия: анализ условий, возникновение гипотезы;
- исполнительные действия: выбор приемов и методов;
- нахождение ответа: сверка решения с исходным условием.
Формы и виды мышления представлены в таблицах 2.3. и 2.4.:
Таблица 2.3
Формы мышления
Формы | Сущность форм | Виды форм |
Понятия | отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений | Общие/единичные Конкретные/абстрактные |
Суждения | утверждают или отрицают связи между предметами и явлениями | Истинные/ложные |
Умозаключения | вывод нового суждения на основе нескольких известных суждений | Индукция (от частного к общему)/ дедукция (от общего к частному) |
Таблица 2.4
Виды мышления
виды мышления по содержанию решаемых задач | |
Наглядно-действенное | опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ними |
Наглядно-образное | характеризуется опорой на представления и образы |
Словесно-логическое (отвлеченное) | основывается на выделении существующих свойств и связей предметов, осуществляется при помощи логических операций с понятиями |
виды мышления по характеру решаемых задач | |
Теоретическое | проявляется в анализе, синтезе и обобщении уже существующих идей, с целью приведения их к концепции в соответствии с гипотезой и задачами |
Практическое | возникает при решении в практической деятельности, связанной с решением материально-практических задач |
По степени развернутости решаемых задач выделяют интуитивное (мгновенное) мышление, которое характеризуется минимальной осознанностью, и дискурсивное (умозаключающее) мышление.
Индивидуальность мышления определяется свойствами ума: 1) любознательностью и пытливостью (стремлением узнать как можно больше и доскональнее), 2) глубиной (умением проникать в сущность предметов и явлений), 3) гибкостью (умением адекватно ориентироваться в новых обстоятельствах), 4) критичностью (умением ставить под сомнение собственные суждения и отказаться от неверного решения), 5) логичностью (последовательностью и стройностью мышления), 6) быстротой (способностью принимать правильные решения в кратчайшие сроки).
Материальной основой мышления является речь. Информативность (ценность сообщаемых фактов и способность ее автора к обобщению), понятийность (смысловое содержание, уровень развития речевых особенностей, отражающих уровень развития человека) и выразительность (учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильность выбора интонации и др.) речи характеризуют качества ума, уровень развития форм и видов мышления и процесс мыслительной деятельности человека.
Воображение – процесс создания новых образов и представлений на основе имеющегося опыта. Воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностью личности. Его основу составляет опережающее отражение. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая система деятельности мозга, процессе которой происходит образование новых систем временных связей и создание новых образов на основе ранее воспринятых.
Различают два вида воображения: пассивное и активное (воссоздающее и творческое). При пассивном воображении (сновидения, грезы, галлюцинации) новые образы возникают под действием неосознанных потребностей. При активном воображении новые образы возникают преднамеренно, в связи с сознательно поставленной целью. Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это построение образа предмета, явления на основе описания, рассказа, схемы, чертежа. Творческое воображение создает образы вещей, признаков, идей, не имеющих аналогов, являющихся объективно новыми, оригинальными. Выделяют также художественное, научное, техническое и др. воображение.
Формы воображения:
1. агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей уже имеющихся образов и представлений;
2. гиперболизация – увеличение целого образа или его отдельных частей и признаков;
3. минимизация – уменьшение целого образа или его отдельных частей и признаков;
4. схематизация – соединение отдельных представлений и образов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
5. типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
6. заострение – подчеркивание каких-то отдельных признаков.
Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Оно регулирует и контролирует психические процессы и характеризует динамику их протекания. Физиологический механизм внимания: особые «нейроны внимания» - скопление нервных клеток, расположенные в стволовой части головного мозга, тормозят одни импульсы и усиливают другие, посылая их в кору головного мозга. В каждый момент времени в коре имеется очаг возбуждения, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для работы внимания. Через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации, в результате чего часть ее может быть потеряна.
Качества внимания:
1. объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
2. распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
3. устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте;
4. переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;
5. концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.
Виды внимания:
1. непроизвольное: сосредоточение сознания на объекте как сильном, контрастном, личностно значимом и эмоциональном раздражителе;
2. произвольное: осознанно направленное личностью на контроль поведения и деятельности и поддерживающее активность человека;
3. послепроизвольное: возникает вслед за произвольным, связано с сознательными целями, поддерживается сознательными интересами, но не требует заметных волевых усилий для поддержания.